Очень нам с Элеонорой Гильм нравится пообсуждать и посравнивать в её горнице. В этот раз говорили о браке в патриархате.
Рассказывает Элеонора Гильм, автор кружевного-узорчатого цикла романов о Руси в эпоху Смуты.
В древнейшую эпоху восточные славяне вступление в брачные отношения обставляли как «умыкание». Причем в «Повести временных лет» сказано, что невеста должна быть согласна на это «безобразие» («с нею же кто съвещашеся»). Этот обычай сохранился и в поздние времена.
Но большинство браков были «сговорными», заключались они по воле родителей и к выгоде обеих сторон. Земельные владения, купеческие «капиталы», ремесленные и торговые дела, личная дружба становились полем, на котором решались судьбы дочек и сыновей. Воля родительская, отцовская — закон, и редко кто пытался оспорить ее, сбежать из клетки, подобно Аксинье, героине «Женской саги».
Замужество было главным жизненным предназначением женщины. Дочек с детства готовили к роли жены и матери, прививали послушание и разумное отношение к жизни. Потому выражение «устроенный брак» часто было лишено трагизма. Девушки сами хотели замуж, а заботливые родители тщательно выбирали жениха.
Чем руководствовались? Парень должен быть из хорошей, уважаемой семьи: «От сосны яблочки не родятся». Предпочитали выбирать ровню — и по положению, и по доходу. Избегали пьяниц, дебоширов, бедняков, бездельников — родители в такую семью девушку не отдавали. Бывало, что родители мечтали заполучить богатого жениха, иногда судьба подкидывала им такой дар. Искали жениха из своей деревни или из окрестных поселений, чтобы почаще видеться. Искали ровню и по возрасту — 2-3 года разницы, не больше, и по внешнему виду.
Для красавицы старались подобрать видного молодца: «ягодка к ягодке, цветок к цветку», а вот умом должен быть наделен лишь один из супругов, иначе будет рознь. Согласитесь, все доводы понятны и ясны и сейчас, спустя 400 лет.
Заключать свадьбы предпочитали пораньше. В XVII веке девушки могли вступать в брак с 13, юноши — с 15 лет, но эти нормы не всегда соблюдались (о том подробно здесь).
Все условия были записаны в документе под названием «ряд», своеобразном брачном договоре той эпохи. До XV века он был устной договоренностью о приданом, имуществе, передаваемой земле, а позже стал оформляться в письменной форме, даже у крестьян и посадских людей. Сохранилось немало таких источников, в том числе XVII века.
В «Волчьей ягоде» грамотейка Аксинья составляет «Рядную запись Прасковьи Репиной, вдовы Терентевой, на брак дочери Лукерьи с Пантелеймоном Голубой» и долго перечисляет:
«сарафана четыре: красный, синий, белый, шитый серебряной нитью; рубахи небелёного полотна; душегрея из крашенины; богато шитая душегрея городского полотна; опашень багрецовый с оловянными пуговицами»
Рядные записи обеспеченных людей были нехилыми писульками: перечислялось все приданое от икон и шуб до медных котлов.
А теперь посмотрим, как у нас дела в по-прежнему патриархальной Индии.
В древности индийские женщины были свободны выбирать себе супруга. Но начиная со средних веков страна подвергалась многочисленным вторжениям. Чтобы защитить честь юных дочерей от врагов, их старались как можно раньше выдать замуж. Набеги давно прекратились, ушли колонисты, но практика «устроенного брака» осталась.
У индийцев может быть любовь, но часто они вынуждены оставить человека, которого желает сердце, и подчиниться решению родителей. Подход к браку остается прагматичным. «Я получу свой ланчбокс», — говорит жених, «А я — свой банкомат», — отвечает невеста в известном меме.
На свадьбах между молодыми заметно дикое смущение — ведь они почти не знакомы. Иногда устроенные браки перерастают в праздник чувственности, любви и радости. Но все-таки это редкое совпадение. Брак — это терпение и труд. Иногда — печаль и клетка, а в некоторых случаях — шок. Ведь рядом незнакомец.
Именно браки поддерживают кастовую систему. Молодые должны быть из одной культурной среды. Например, вегетарианцу-брамину будет некомфортно с любительницей кебаба. Даже если они понравились друг другу где-то на улице в родном квартале, в случае союза их ждет огромное количество трудностей, вплоть до изгнания обеими общинами.
В романе «Украденный город» в конце 50-х годов героине Гаури родные ищут жениха по объявлениям в газете. Попадаются «объявления, похожие на праздничные гирлянды: «без приданого» или «простой брак». Приданое запрещено законом, но не традицией.
Недавно меня поразило, как дочка давнего друга, очень современная девушка из поколения зумеров, поделилась: «Папа найдет мальчика. Если его семья захочет, мы должны купить телевизор, мебель, может быть, мотоцикл». Некоторые парни капризничают и требуют себе дорогие игрушки.
Сегодня пару подбирают на брачных сайтах. Сидят там не сами молодые, а старшее поколение. Читают о касте, месте работы и доходе, оттенке кожи, сопоставляют гороскопы. Некоторые попадают на мошенников, такое тоже случается.
Устроенные браки с виду успешны, процент разводов невысок. Однако, многое в них держится на терпении и контроле огромной семьи. Успех в «умении невестки урегулировать отношения», причём не только с мужем, но и с его мамой, отцом, тетушками и всей веселой компанией.
По факту не все счастливы, но на фото в соцсетях демонстрируют благополучие. При этом многие индийцы убеждены, что только брак по договоренности является нормальной и рабочей схемой, а брак по любви — полная ерунда.
Итак, брак по расчёту — норма многих патриархальных сообществ. Любовь, напротив, выводится за рамки матримониальных стратегий. Но может стать редким и приятным дополнением к союзу с правильным избранником.
А как вы относитесь к устроенным бракам? Что лучше — брак по расчёту или брак по любви? «Стерпится — слюбится» или нет?
С любовью, Элеонора Гильм и Александра Нарин
наши книги по ссылкам: