Глядя на кадры военной хроники или все те же современные блокбастеры о Второй мировой, воображение сразу рисует угловатый и устрашающий силуэт "Тигра".
Понятное дело почему рисуется именно он, ведь именно этот танк стал настоящим символом мощи Панцерваффе и объектом страха для многих. Вы, конечно же, не поверите, но самым результативным убийцей советских танков был вовсе не этот знаменитый хищник…
Если заглянуть в сухую статистику потерь Красной Армии, выяснится удивительный факт, выяснится, что самым настоящим кошмаром для наших танкистов стал невзрачный и приземистый "собрат" тяжелого танка – самоходное орудие Sturmgeschütz III, или просто StuG III.
Что самое интересное, так это то, что у этой машины была одна "маленькая" особенность, которая по началу всем казалась недостатком, но на деле стала ее главным козырем.
Какая особенность? Спросите вы. Все просто – у "Штуга" попросту не было башни.
Но как так вышло, что эта штуковина стала столь эффективной и самое главное – почему "безголовая" машина стала эффективнее самого бессмертного "Тигра"? Как немцы умудрились превратить недостаток конструкции в смертельное преимущество? Ответами на эти вопросы мы как раз сейчас и займемся, так что устраивайтесь поудобнее, мы начинаем!
Начнем с того, что отметим, что главной проблемой советского танкиста в 1943-1944 годах было не пробить броню врага, а увидеть его первым. Оптика на Т-34 часто оставляла желать лучшего, а поле боя, как известно, чаще всего было насыщено завесой дыма и пыли.
Так что в такой ситуации "Тигр" мог оказаться достаточно легкой мишенью. Ведь с одной стороны он и вправду пугал своим внешним видом, а с другой, с другой это был обычный трехметровый стальной сарай, который возвышался над полем боя и виднелся за целые километры. Спрятать такую махину, задача для целого инженера-геодезиста, не меньше.
А вот StuG III был сильно другим... Его высота составляла всего 1,9 метра – ниже человеческого роста! Глядя на поле боя, заметить этого "таракана" в высокой траве было просто-напросто нереально. Эта "безголовая" машина умудрялась исчезать в любой складке местности, прятаться за забором деревенского дома или даже в кустах. Советский экипаж часто замечал "Штуг" только в тот момент, когда бронебойная болванка уже прошивала борт их тридцатьчетверки.
Да, конечно же отсутствие вращающейся башни диктовало свои правила игры. Немцы прекрасно понимали, что в классической танковой дуэли с маневрированием "Штуг" обречен, ведь он не мог крутить пушкой. Поэтому их использовали исключительно как охотников выпрыгивающих из засады. Точка.
Тактика была отработана до автоматизма: выстрел, мгновенное включение задней скорости – и отход в низину. Пока оглушенный и дезориентированный советский экипаж крутил башней, пытаясь понять, откуда прилетело, "Штуг" уже менял свою позицию на другую.
Да и обнаружь наши цель, попасть ответным огнем в эту низкую, приплюснутую к земле "коробку" было на порядок сложнее, чем в высокий танк. Снаряды часто проходили над рубкой, не причиняя даже какого-то мелкого вреда. Согласитесь, крайне неприятный противник?
Увы, но были и другие. Вот к примеру, у модификации StuG III Ausf. G был еще один сюрприз, который люто ненавидели наши артиллеристы. Отказ от башни развязал руки немецким инженерам в вопросе бронирования. Им не нужно было переживать за перегрузку механизма, поэтому лоб корпуса нагружали металлом по максимуму!
Толщину лобовой брони рубки довели до 80 мм. Более того, экипажи часто умудрялись усиливать ее самостоятельно, используя накладные листы или даже заливая пространство между элементами бетоном! В результате получался самый настоящий подвижный дот. На дальних дистанциях 76-мм пушки Т-34 были против него бессильны, снаряды просто рикошетили от этого "бетонного лба".
История несправедлива к "Штугам". Вся слава (пусть и дурная) досталась "Тиграм", которых выпустили всего около 1 350 штук. Это были штучные, капризные и крайне дорогие машины.
А вот "Штугов" наштамповали целую ораву, более 10 000 единиц! И именно они стали "рабочими лошадками" вермахта, вытягивая на себе всю тяжесть оборонительных боев.
Кстати, в мемуарах советских ветеранов часто можно встретить фразу: "Нас сожгли Фердинанды". Чаще всего это оказывается мифом или просто недопониманием. Тяжелых САУ "Фердинанд" было произведено всего 90 штук на весь гигантский фронт. В 90% случаев, когда боец вспоминал о "Фердинанде", он имел в виду именно вездесущий StuG III. Из-за отсутствия башни солдаты часто путали эти машины…
Так что пока "Тигры" работали пугалом для пропаганды, приземистые "Штуги" делали основную грязную работу. Немцы превратили недостаток конструкции в преимущество, создав самого опасного, потому что невидимого, врага для наших танкистов.
Ставьте палец вверх, если чтите подвиг наших дедов, которые смогли перемолоть даже такую хитрую и опасную технику врага. Ну и если вам понравилась моя сегодняшняя статья, конечно же.
Не забывайте подписаться на канал, так вы не упустите выхода новых материалов.
Кстати, а вы знали, о тонкостях "Штуга"? Пишите свое мнение в комментариях!