- Как изменились требования к проектам по сравнению с СССР, учитывая стремление России к технологическому суверенитету?
- Какие научные направления, которые развиваются сегодня на кафедре, соответствуют требованиям современных заказчиков?
- Сотрудничает ли кафедра с промышленностью и научными учреждениями с целью получения практических навыков студентами?
Заведующий кафедрой радиотехнических систем Олег Александрович Маркелов рассказал о повлиявших на радиотехнику фундаментальных исследованиях учебного подразделения, о практике вовлечения студентов в промышленную среду, а также поделился планами по развитию кафедры.
Как изменились требования к проектам по сравнению с СССР, учитывая стремление России к технологическому суверенитету?
Сегодня, в условиях стремления к технологическому суверенитету, требования к НИР кардинально изменились: заказчики ожидают быстрых, измеримых и коммерциализуемых результатов – зачастую в течение 1–2 лет, а иногда даже нескольких месяцев. Фундаментальные и поисковые исследования, не обещающие немедленного практического эффекта, всё чаще воспринимаются как нерентабельные и остаются без финансирования. Это резко сокращает время на проработку идей и существенно ограничивает возможности для долгосрочных, глубинных исследований, которые ранее лежали в основе крупных технологических прорывов.
Тем не менее, несмотря на сжатые сроки и акцент на прикладной результат, одно осталось неизменным: научные работы по-прежнему ориентированы на стратегические приоритеты, определённые на государственном уровне, – будь то импортозамещение, технологический суверенитет, развитие новых энергетических систем или цифровая трансформация. Именно решение таких амбициозных, системообразующих задач позволяет университетам укреплять свой научный авторитет, привлекать лучшие кадры и занимать лидирующие позиции в национальной и международной науке.
Какие научные направления, которые развиваются сегодня на кафедре, соответствуют требованиям современных заказчиков?
Разработка современных методов и аппаратных решений для анализа, обработки и передачи информации в различных прикладных сферах.
Эти направления взаимосвязаны общей задачей, а именно созданием современных методов и аппаратных решений для анализа, обработки и передачи информации в различных прикладных сферах. Среди ключевых тем – создание средств и алгоритмов для экологического мониторинга, радиолокационное обнаружение, классификация и анализ параметров движения объектов на суше, на воде и в воздухе, а также разработка новых форматов модуляции навигационных сигналов для космических и наземных систем позиционирования. Параллельно развиваются методы статистического анализа и цифровой обработки данных в медико-биологических исследованиях, а также изучение характеристик телекоммуникационного трафика и функционирования инфокоммуникационных сетей.
В совокупности эти усилия обеспечивают высокий уровень научной и инженерной подготовки, а также вклад кафедры в развитие отечественных технологий в радиотехнике, навигации, биомедицинской инженерии и телекоммуникациях.
Сотрудничает ли кафедра с промышленностью и научными учреждениями с целью получения практических навыков студентами?
На кафедре ведётся постоянная и тесная работа с индустриальными партнёрами.
В частности, с АО «НИИ «Вектор», АО «Радар ммс», ООО «Лаборатория инфокоммуникационных сетей» и компанией YADRO сотрудничество направлено как на интеграцию научных результатов в производство, так и на вовлечение студентов в решение актуальных практических задач. Представители предприятий регулярно принимают участие в заседаниях государственных экзаменационных комиссий, где оценивают выпускные квалификационные работы и нередко предлагают студентам место в лаборатории сразу после получения диплома.
Центральным элементом этой практико-ориентированной модели выступает студенческая лаборатория кафедры – современное образовательное пространство, в котором обучающиеся получают опыт решения реальных производственных задач.
Какие новые технологии или методики были внедрены в учебный процесс за последние годы?
За последние годы в учебный процесс внедрены ряд новых технологий и методик, которые трансформируют образование, делая его более гибким, персонализированным и интерактивным.
Основные направления включают цифровизацию, использование искусственного интеллекта, а также гибридные форматы обучения. В учебном процессе сотрудниками кафедры активно используются современные информационные технологии. В частности, система дистанционного обучения Moodle. Также по многим занятиям, читаемым кафедрой, созданы видеокурсы, которые доступны на различных платформах видеохостинга.
Ведутся ли на кафедре совместные образовательные и исследовательские работы с вузами других стран?
Преподаватели кафедры РС ведут занятия по курсу цифровой электроники в Технологическом университете г. Сюйчжоу (Китай), с которым СПбГЭТУ «ЛЭТИ» реализует совместную программу «два диплома», позволяющую студентам получать полноценное академическое образование в двух странах и выпускные документы обоих вузов.
Кроме того, кафедра активно участвует в подготовке аспирантов из Вьетнама и поддерживает долгосрочное научно-образовательное партнёрство с Университетом Ле Куй Дон (г. Ханой), в рамках которого осуществляется обмен опытом. Также успешно развиваются совместные исследования в области радиолокации с Белорусским государственным университетом информатики и радиоэлектроники.
С полным интервью можно ознакомиться на сайте.