День добрый. Разговаривала недавно с сестрой одного взрослого парня. Она жаловалась она на то, что сложно вытащить брата из дома, отправить в социум, на занятия. Не потому, что он не хочет . А потому, что мама против. "Не нужно, - говорит, - ему это. Пусть сидит дома. Так для меня спокойнее."
Не первый раз слышу такие истории. Брат Тани, бывшей моей одноклассницы, неоднократно пытался убедить бабушку своего племянника, что парню просто необходимо посещать изостудию, которая работает в психиатрическом диспансере. Обещал забирать на машине, доставлять обратно в целости и сохранности. Но, увы, удалось так сделать за год только раз. Бабушка упорно твердит: "Нечего ему там делать."
Танин брат в растерянности. Не понимает причин отказа. Я тоже не понимаю, когда мне рассказывают такие истории. Тем более, когда знакома с детьми, большими и маленькими, знаю, как им нравится общаться, несмотря на диагноз аутизм. Как нравится рисовать, делать что-то руками.
Нет, они, конечно, могут и дома заниматься творчеством. Но вижу по своему сыну, что одиночество для таких детей противопоказано. Оно не улучшает состояние, а только ухудшает. Поэтому и хочу понять позицию мам и бабушек, которые против того, чтобы их дети (внуки) были в "своих карантинах." причины, которые заставляют их быть непреклонными.
А причин этих несколько. Всё со слов таких мам и бабушек.
1. Они боятся. Спросите, чего? Того, что их дети начнут вести себя на занятиях как-то не так. Нервничать из-за шума и непривычной обстановки. Они опасаются, что взаимодействие с людьми, имеющими такие же диагнозы, может спровоцировать срыв, напугает ребёнка (условного ребёнка, потому как мы говорим уже о взрослых людях, 18+, но для мам, бабушек, они всегда дети.) Усилит его уход в себя и стереотипии.
Пожалуй, это главная причина из тех, о которых говорят.
2. И здесь вы удивитесь. По крайней мере три знакомых мне человека высказывали мысль, что их детям совершенно нечего делать среди неговорящих, имеющих умственную отсталость. Даже если их дети сами имеют такой диагноз. Странно, не правда ли? Но это их право. Видимо, сказались годы, проведённые ребёнком в коррекционной школе.
3. Некоторые родители считают, что их ребёнок (18+) достоин лучшего. И детские кружки пора оставить в прошлом, заниматься более серьёзными вещами.
4. Эмоциональное выгорание. Многие мамы уже порядком истощены к совершеннолетию своих детей. Они уже опустили руки, не верят в то, что занятия принесут хоть какую-то пользу. Считают их тратой времени. Тут опять-таки слышны отголоски прошлого опыта.
5. Непонимание состояния ребёнка. Некоторым родителям кажется, что ему не нужно общение, социализация. Что ему лучше дома, в четырёх стенах. Они в состоянии сами развлечь и занять какой-то деятельностью. Мнение ребёнка, конечно же, не учитывается. Потому что он не в состоянии выразить свои мысли и чувства. Я бы назвала этот пункт ещё так "убеждённость в мифах": раз аутизм - значит, общение не нужно, таким людям хорошо только наедине с собой. Очень, скажу вам, вредный миф.
Потому что групповая терапия и социализация творит настоящие чудеса.
6. Центры, где занимаются с людьми, имеющими особенности развития находятся слишком далеко. Приходится ездить на такси (а это дорого) или с пересадками. Сейчас пишу про тех, у кого нет личного автомобиля. То же бы не стала возить сына на другой конец города, куда сложно добраться.
7. Некоторые мамы боятся сравнивать своего ребёнка с другими участниками занятий. Не хотят видеть, что кто-то при таком же диагнозе лучше рисует, соображает быстрее. Да и ведёт себя почти как норма. Социализирован. Возникают вопросы к себе. Чувство вины перед ребёнком.
Ну и последняя причина, о которой очень редко говорят:
8. Боязнь отпустить с кем-то (например, с братом, сестрой, дядей, тётей...) перестать контролировать ситуацию. В друг шарфик не так повяжут, и ребёнка продует. А вдруг он чего-то испугается, выскочит на дорогу и попадёт под машину? А вдруг его кто-то обидит? А мамы не будет рядом. Она не сможет помочь, защитить.
Тут уже нужно работать с психологами. Снимать тревожность и гиперопеку. Со мной такое раньше было. Сейчас я всеми руками и ногами за сепарацию. Если бы кто-то мог сопровождать сына, я бы его с радостью вручила. Но, к сожалению, таких людей у нас нет. Всё сама, сама.
Ну как вы поняли, причины нежелания отправлять взрослых детей на занятия могут быть разными. От ситуации в семье и поведения ребёнка до чисто психологических проблем мам (бабушек) и недостатка информации.
Я никого не осуждаю за их выбор, их жизнь. Просто иногда бывает жалко детей (точнее, взрослых с аутизмом и другими диагнозами), запертых дома. Пытаюсь понять почему так случается. Ну вот, вроде разобралась.
Если есть, что сказать по теме, пишите. Всем хорошей пятницы, отличного настроения. Читателю, который прислал донат огромное СПАСИБО. 💖
Что касается Серафима...Он дома от незанятости не страдает, но мучается от одиночества. Несмотря на проблемы с коммуникацией, очень любит общаться. В ВОИ ему хорошо. Настолько, что даже стал тихим и молчаливым. Про древнерусский мусор давно забыл. Ведёт себя вполне прилично. )) Помогает мне, моет полы, посуду.