Найти в Дзене
Музей истории религии

Чаша Лютера. Как великий реформатор пролил вино на причастии и чем это закончилось

Мартину Лютеру в январе 1546 г. было 62 года, он был болен и измождён. Жить ему оставалось несколько недель. Однако обстоятельства вынудили его отправиться в поездку – из Виттенберга, столицы Саксонии, где он жил, в Айслебен, городок, где он родился. Именно на этот период приходится одна из самых пронзительных легенд о нём. Остановившись по дороге в городе Галле, Лютер прочитал проповедь в городском соборе и отслужил мессу. Во время причастия, случайно пролив чашу с вином на церковный пол, великий реформатор опустился на колени и с благоговением выпил её содержимое прямо с каменных плит. Произошедшее оказалось одновременно и эмоционально сильным, и по-человечески трогательным. Правда, ни один из современных источников не сообщает об этом эпизоде. История впервые появилась спустя десятилетия и быстро сделалась очень популярной. Почему же легенда оказалась такой живучей? Чтобы понять это, нужно увидеть её глубокий символический и богословский смысл. Со Средних веков католическая церков

Мартину Лютеру в январе 1546 г. было 62 года, он был болен и измождён. Жить ему оставалось несколько недель. Однако обстоятельства вынудили его отправиться в поездку – из Виттенберга, столицы Саксонии, где он жил, в Айслебен, городок, где он родился. Именно на этот период приходится одна из самых пронзительных легенд о нём. Остановившись по дороге в городе Галле, Лютер прочитал проповедь в городском соборе и отслужил мессу. Во время причастия, случайно пролив чашу с вином на церковный пол, великий реформатор опустился на колени и с благоговением выпил её содержимое прямо с каменных плит.

Произошедшее оказалось одновременно и эмоционально сильным, и по-человечески трогательным. Правда, ни один из современных источников не сообщает об этом эпизоде. История впервые появилась спустя десятилетия и быстро сделалась очень популярной. Почему же легенда оказалась такой живучей? Чтобы понять это, нужно увидеть её глубокий символический и богословский смысл.

Лютер причащает князей
Гравер Ф. Росмеслер по оригиналу Х. Г. Г. Гейслера
Лейпциг. 1846 г.
Бумага, оттиск по стали, резец. 50 × 46 см
Из коллекции Государственного музея истории религии
Лютер причащает князей Гравер Ф. Росмеслер по оригиналу Х. Г. Г. Гейслера Лейпциг. 1846 г. Бумага, оттиск по стали, резец. 50 × 46 см Из коллекции Государственного музея истории религии

Со Средних веков католическая церковь отказалась от практики причащать мирян под двумя видами – кровью и телом (т.е. вином и хлебом). На мессе мирянам подавали только тело (хлеб) – причастие кровью (вином) было возможно только в исключительных случаях. Для реформаторов возвращение мирянам причастия под обоими видами (и хлебом, и вином) было ключевым знаком разрыва с католической церковью. Чаша стала мощным материальным символом Реформации, знаком всеобщего священства верующих. Однако само понимание того, что происходит в чаше во время причастия, у реформаторов разнилось. Цвингли видел в хлебе и вине лишь символы, напоминание о жертве Христа. Для Кальвина в хлебе и вине не физические тело и кровь Христа, но в них только духовное присутствие Христа. Лютер же настаивал на реальном, телесном присутствии Христа в момент причастия. Для него это была не метафора, а сама Кровь Христова. И рассказ о происшествии в Галле стал идеальной иллюстрацией лютеранской ортодоксии в отношении евхаристии. Поступок Лютера в этом предании это и пронзительный акт человеческого смирения, и демонстрация вероучительного догмата. Да, по учению Лютера, пресуществления вина в кровь Христову не происходит, но под видом вина верующий принимает реальную кровь Христа. И Лютер на коленях перед пролитым вином – это образ несокрушимой веры в буквальность слов: «сие есть Кровь Моя». Эта история дала лютеранам яркий, запоминающийся образ, объясняющий сложную доктрину, и легенда стала настоящим богословским памятником ортодоксальному лютеранству.