Найти в Дзене
АвтоГараж

Клемма, зажим или наконечник: путаница в терминах элементов АКБ из-за которой возникают ошибки у 9 из 10 владельцев

У многих, и не только у начинающих автолюбителей, часто возникает путаница в терминах основных элементов аккумулятора. Из-за этого нередко появляются ошибки — как при чистке контактов, так и при проверке состояния АКБ. В чём разница между клеммами, зажимами, электродами, наконечниками и «крокодилами» — расскажу в этой статье. На самом деле, все эти термины — «клемма», «зажим», «наконечник», «электрод», «крокодил» — повседневно звучат в гаражах, на СТО, в обсуждениях на форумах. Каждый говорит уверенно: «Почисти клеммы», «Наконечник окислился», «Зажим болтается», «Подсоединил крокодил», «Электрод почистить надо». Но вот вопрос: когда водители слышат эти термины — точно ли они представляют, о каком элементе идёт речь? Что именно нужно почистить, подключить или проверить? Уверен, что настоящая путаница возникает у 9 из 10 владельцев. Один называет «клеммой» то, что другой считает «зажимом», третий вообще думает, что «электрод» — это деталь, выступающая снаружи, которую можно протереть тря

У многих, и не только у начинающих автолюбителей, часто возникает путаница в терминах основных элементов аккумулятора. Из-за этого нередко появляются ошибки — как при чистке контактов, так и при проверке состояния АКБ. В чём разница между клеммами, зажимами, электродами, наконечниками и «крокодилами» — расскажу в этой статье.

На самом деле, все эти термины — «клемма», «зажим», «наконечник», «электрод», «крокодил» — повседневно звучат в гаражах, на СТО, в обсуждениях на форумах. Каждый говорит уверенно: «Почисти клеммы», «Наконечник окислился», «Зажим болтается», «Подсоединил крокодил», «Электрод почистить надо». Но вот вопрос: когда водители слышат эти термины — точно ли они представляют, о каком элементе идёт речь? Что именно нужно почистить, подключить или проверить? Уверен, что настоящая путаница возникает у 9 из 10 владельцев. Один называет «клеммой» то, что другой считает «зажимом», третий вообще думает, что «электрод» — это деталь, выступающая снаружи, которую можно протереть тряпкой. А между тем — каждый элемент имеет своё место, свою функцию и значение. И если не разобраться — легко почистить не то, что нужно… и остаться без пуска.

Начнём с самого внутреннего элемента — электрода. Это тонкие пластины из свинца и его оксидов, расположенные внутри каждой банки аккумулятора. Они погружены в электролит и участвуют в химической реакции заряда и разряда. Именно они — «сердце» АКБ. Но добраться до них можно только вскрыв корпус, что делается крайне редко и только в сервисах или при восстановлении. Обычный водитель никогда не видит электроды напрямую и тем более не чистит их. Тем не менее, при сульфатации или коротком замыкании страдают именно они — но это уже вопрос состояния самой батареи, а не контакта.

Теперь — клемма. Это металлический штырь на корпусе аккумулятора, который выходит наружу. Он соединён с внутренними пластинами (электродами) через токовыводящий стержень. Клемма бывает верхней (конусной) или боковой — в зависимости от типа АКБ. Её задача — передать ток от внутренних элементов к внешнему проводу. Она часть самого аккумулятора, и если на ней есть окислы — это действительно нужно чистить. Но важно понимать: клемма — не то же самое, что провод.

А вот зажим — это деталь провода автомобиля. Его ещё часто называют наконечником (или «крокодилом»). Это металлическая обжимная часть с пружинным механизмом, которая надевается на клемму и обеспечивает контакт. Наконечник и зажим — одно и то же. Просто «зажим» — разговорное, «наконечник» — техническое. Именно он чаще всего покрывается белым налётом — смесью окислов свинца и меди. Люди чистят его, думая, что "почистили клеммы", но на самом деле — просто сняли поверхностное загрязнение. При этом реальный контакт может оставаться плохим из-за люфта, подгорания или слабого прилегания. Недопонимане мешает правильно оценить состояние аккумулятора: одни уверены, что "клеммы в порядке", хотя контакт плохой, другие думают, что чистка поможет при глубокой сульфатации — и зря теряют время. А при покупке новых проводов или наконечников многие берут не тот размер, потому что не различают типы клемм. В итоге — лишние траты, разочарование и снова машина не заводится.

Разница проста:
— электроды — внутри АКБ, участвуют в химии, невидимы;
— клеммы — выводы на корпусе, к ним всё подключается;
— зажимы (наконечники) — детали проводов, которые крепятся к клеммам и могут окисляться. Знайте разницу. Не потому что это "правильно с технической точки зрения", а потому что это экономит время, деньги и нервы. Когда вы точно понимаете, что перед вами — вы не будете чистить зажим и ждать чуда от мёртвой батареи. И тогда запуск будет не везением, а закономерностью. Делитесь в комментариях: была ли полезной информация? Что хотели бы добавить? Поставьте «лайк» и подпишитесь на «
АвтоГараж» — будет честно, без прикрас и по делу.