Книга редкого для меня итальянского автора, о котором впервые услышал и сразу что-то хорошее.
С первых строк от первого лица информация о безденежьи и обещание печального финала.
Отец героя - ветеран проигранной итальянцами войны (которого, может итальянцы и должны пожалеть, но русскому читателю-то с какой стати сочувствовать старой фашистской сволочи).
Случайная и недолгая журналистская работа, приют у разорившегося графа.
"Рим был нашим городом, он нас терпел, баловал, в конце концов и я понял, что, несмотря на разовые подработки, голодные недели, сырые и унылые гостиничные номера с пожелтевшей, скрипучей мебелью, которую как будто убила и высушила загадочная болезнь печени, я бы не смог жить ни в каком другом месте на свете".
Рим - ласковый зверь, требующий любви, о городе долго и поэтично.
Жизнь молодого бедного римского бездельника - пьяницы и бабника.
Знакомство на вечеринке у друзей с заморенной и выглядящей несколько свихнувшейся девушкой, ночная поездка по Риму с поеданием выпечки и разговорами о наступлении прогресса, старых книгах, Борхесе, etc., и напрашивавшимся глупым расставанием. Новая встреча в компании второсортных селебрити.
"Все собрались вокруг смахивавшего на русского юноши, который пел смахивающие на русские романсы".
Всё ожидаемо - героиня взбалмошно устанавливает дурацкие правила, влюбившийся главный герой, злясь и ревнуя, пытается их понять.
"Мы снова оказались в тени, и снова из тени раздался её голос - сначала почти мрачный, потом искрящийся. - Ты с ума сошёл? - ответила она, смеясь. - Я не хочу заниматься любовью, ты разве ещё не понял? - Она в последний раз легонько поцеловала меня в губы и сказала, хватая меня за руку, - Пошли, нам обоим полезно прокатиться. - Ты сердишься?".
Попытка героя устроиться на регулярную работу, что-то подсказывает, что недолгая (хе, меньше одного рабочего дня) и тут же вторая - максимально унизительная для творческой, визит к старой любовнице, и ссора с героиней.
"Ты молодец, я тебе уже сказал. Ты как кот. Сидишь себе в сторонке, и плевать тебе на этот поганый, грязный, летящий в тартарары мир".
Старательное фехтование пары героев на глупых эмоциональных поступках.
Август, который автор называет чёрным.
"Под смертоносным солнцем город превратился в пустыню: безлюдные улицы, гулкие площади с покрытой раскаленной пылью брусчаткой".
Драма перед выходом к финалу - смерть яркого второстепенного персонажа.
Новый виток отношений и запой бессмысленного тюфяка, - с безобразным дебошем для разнообразия и надуманной обидой на немногих оставшихся приятелей.
Логичный, но всё равно немного неожиданный, из-за небольшого трюка автора, финал.
Книга, деталями похожая на кучу классиков, кто-то из которых как нарочно (или действительно умышленно) перечисляется в конце; без оригинальных сюжетных ходов, но эмоционально выверенная и с дополнительным, пусть и неглубоко скрытым смыслом.
Богемный образ жизни пытается вести главный герой, не предъявивший в романе никаких талантов - у него нет ни сил, ни желания, чтобы свои претензии к несовершенству мира реализовать хотя бы революционно-террористическим путём и эту свою всеобъемлющую импотенцию (и творческую, и жизненную, и моральную, и вполне физическую - автор не жалеет своего бестолкового героя) он проецирует на всё своё поколение детей проигравших войну униженных отцов, которых эти дети не могут ни любить, ни презирать.
Пустая вроде бы и не оригинальная книга, но она не так плоха, как может показаться на первый взгляд