Найти в Дзене
Архивариус Кот

«Высок и свят их подвиг незабвенный!»

Наверное, в заключение темы нужно сказать несколько слов о киновоплощениях темы декабристов. Дважды она поднималась в немом кино – были сняты фильмы «Декабристы» (1926) А.В.Ивановским и «С.В.Д.» (1927) Г.М.Козинцевым и Л.З.Траубергом. Я эти фильмы не видела и судить о них, конечно, не могу. Отзывы критиков встречала самые разные. Про первый из них писали, что это «образчик того, как не нужно делать "исторические картины"», второй называли «первой советской исторической фантасмагорией». Прошу прощения, но не буду писать и о фильмах, вышедших недавно: посмотрела трейлер со спецэффектами и поняла, что для меня это – «ни уму, ни сердцу». Поэтому (пока, во всяком случае) воспринимаю лишь один фильм – «Звезду пленительного счастья», снятую В.Я.Мотылём и вышедшую на экраны уже полвека назад. Я посмотрела её тогда, помнится, на первой же неделе, в не существующем ныне кинотеатре «Россия», попав на «лишний билетик». Потом пересматривала… нет, не скажу, сколько раз. Последний – две недели назад

Наверное, в заключение темы нужно сказать несколько слов о киновоплощениях темы декабристов.

Дважды она поднималась в немом кино – были сняты фильмы «Декабристы» (1926) А.В.Ивановским и «С.В.Д.» (1927) Г.М.Козинцевым и Л.З.Траубергом. Я эти фильмы не видела и судить о них, конечно, не могу. Отзывы критиков встречала самые разные. Про первый из них писали, что это «образчик того, как не нужно делать "исторические картины"», второй называли «первой советской исторической фантасмагорией».

Прошу прощения, но не буду писать и о фильмах, вышедших недавно: посмотрела трейлер со спецэффектами и поняла, что для меня это – «ни уму, ни сердцу».

Поэтому (пока, во всяком случае) воспринимаю лишь один фильм – «Звезду пленительного счастья», снятую В.Я.Мотылём и вышедшую на экраны уже полвека назад. Я посмотрела её тогда, помнится, на первой же неделе, в не существующем ныне кинотеатре «Россия», попав на «лишний билетик». Потом пересматривала… нет, не скажу, сколько раз. Последний – две недели назад, работая над статьями.

Что могу сказать? Полемика вокруг фильма кипит достаточно бурная. Обвиняют и в неточностях, и в идеализации, да и в чём только не обвиняют! Это с одной стороны. С другой – полное восхищение, и не только старшего поколения. Помню, как лет десять назад показала его восьмиклассникам, разбирая поэму Н.А.Некрасова. После просмотра одна из девочек попросила дать ей диск до завтра – хотела «показать маме»…

Да, конечно, неточностей в фильме немало. Н.Я.Эйдельман тогда уже писал: «Вот этот факт был на самом деле, этого не было — загибаю пальцы, бросаю...» И тут же указывал: «Художника до́лжно судить по законам, им самим над собою признанным». Мне кажется воплощением этих художественных законов сцена встречи Волконской с мужем. Я думаю, не нужно напоминать её.

-2

А ведь поставлена она вовсе не так, как было на самом деле, встреча была в тюрьме: ««В первую минуту я ничего не разглядела, так как там было темно; открыли маленькую дверь налево, и я поднялась в отделение мужа. Сергей бросился ко мне; бряцание его цепей поразило меня: я не знала, что он был в кандалах. Суровость этого заточения дала мне понятие о степени его страдания. Вид его кандалов так воспламенил и растрогал меня, что я бросилась перед ним на колени, поцеловала его кандалы, а потом – его самого».

Встреча в шахте описана Некрасовым:

И вот он увидел, увидел меня!

И руки простёр ко мне: «Маша!»

… И я подбежала... И душу мою

Наполнило чувство святое.

Когда поэту указали на неточность, он заметил про «сошествие в ад» (Волконская, спустившись под землю, повидалась с товарищами мужа): «Не всё ли вам равно, с кем встретилась там Княгиня: с мужем ли или с дядею Давыдовым; они оба работали под землёю, а эта встреча у меня так красиво выходит!»

Вот они, поэтические законы, – и это при том, что, погрешив против точности, поэт сохраняет правду в деталях:

Я только теперь, в руднике роковом,

Услышав ужасные звуки,

Увидев оковы на муже моём,

Вполне поняла его муки,

И силу его... и готовность страдать!

Невольно пред ним я склонила

Колени, - и прежде чем мужа обнять,

Оковы к губам приложила!..

Мне кажется, именно такой подход и сделал фильм совершенно незабываемым. «Женщинам России посвящается», - указано в начальных титрах. Авторы фильма рассказывают о судьбе трёх из тех, кто разделил судьбу любимых, но в конце мы увидим их всех. Тут снова поэтическая вольность; на венчании Анненковых не могли быть все одиннадцать: две ещё не доехали до Сибири, третья была в трауре по умершей матери. Но мы всё же видим их всех, прекрасных и мужественных. Я специально взяла для заглавной фотографии изображения женщин, задействованных только в этой сцене, - не знаю, кто это (ни актрисы, ни их героини), но они прекрасны…

И когда я вижу кадры с острожным забором и запирающимися накрепко воротами, то снова вспоминаю Некрасова:

По-русски меня офицер обругал

Внизу, ожидавший в тревоге,

А сверху мне муж по-французски сказал:

«Увидимся, Маша, - в остроге!..»

************

Эйдельман, заканчивая свою рецензию, написал: «Понравился ли фильм? Да. Нет. Три раза слеза набегала…» Эту фразу очень часто цитируют. У меня, признаться, «слеза набегала» отнюдь не три раза, но если плачет мужчина…

Что ещё делает фильм незабываемым? Мне кажется, поразительная музыка. О киномузыке И.И.Шварца я вообще могу говорить только с восхищением, но, по-моему, здесь он превзошёл себя. Хватающая за душу основная тема, идущая через весь фильм, трагический и прекрасный вальс, звучащий в сцене казни… И, разумеется, знаменитый романс, первые строки которого почему-то очень часто приводят с ошибкой – «Кавалергарда век недолог». Признаться, никак не могла понять, почему «век» гусара или улана должен быть дольше, пока не увидела фото автографа. Взгляните:

-3

Здесь просто обращение, напоминание о быстротечности жизни, которая очень скоро покажет свою неприглядную сторону…

Думаю, что с другой музыкой фильм не заставлял бы людей плакать у экрана и пересматривать много раз…

В фильме очень интересный монтаж: действие, начавшееся уже после разгрома восстания, постоянно перебивается «наплывами»-воспоминаниями героев; поначалу даже приходится несколько напрягаться, но потом понимаешь, что именно такие контрасты (к примеру, когда мы видим Анненкова в крепости и тут же – мчащегося на коне блестящего кавалергарда) делают фильм, как сейчас сказали бы, «штучным».

И, разумеется, артисты. Режиссёр собрал в своей картине блистательное созвездие. Мы увидим и тех, кто прославится позднее, вроде мелькнувших на минутку М.С.Боярского (видимо, А.И.Якубович) или В.В.Паниной (императрица Александра Фёдоровна), и тех, кто уже был тогда в зените славы.

Конечно, мы уже не отделяем В.Б.Ливанова от его Шерлока Холмса, а потому немного удивляет его Николай I, да и рост вроде бы не тот… Но как точно передаёт актёр смену настроений, когда поначалу мы видим даже как будто растерявшегося новоявленного монарха, а затем уже почувствовавшего свою силу… Как будет он произносить оскорбительные характеристики: «Набитый дурак этот князь!» - взятые, кстати, из его собственных «Записок».

-4

Тут, конечно, нужно отметить ещё два момента: во-первых, «наследственность» этой роли: лет за тридцать до того в фильме «Глинка» императора играл его отец, великий Б.Н.Ливанов. А во-вторых, снова уступка истории ради поэзии: в точности воспроизведён тот эпизод с платком, о котором я уже писала, на самом деле произошедший в другое время…

А ещё… Но Кот расписался слишком и переносит продолжение в следующую статью.

Если статья понравилась, голосуйте и подписывайтесь на мой канал!

Навигатор по всему каналу здесь

Цикл о декабристах здесь