Это строчки из реальных историй наших взрослых учеников:
"...когда не получается я рву на куски рисунки и выкидываю, а потом долго не берусь за рисование, очень страшно что не получится"
"Если рисунок не получился, я его мну и выкидываю..."
"... когда не получается, я бью себя..."
Такое поведение называется аутоагрессия, то есть агрессия направленная на самого себя и результаты своего труда.
Аутоагрессия не всегда проявляется снаружи, чаще внутри в виде мысленного самонаказания за ошибки. Когда что-то не получилось идеально мы мысленно ругаем себя, унижаем, обесценивая себя, свой труд и свою жизнь.
На Руси были лояльные законы.
Если опасный злодей раскаивался,
то ему уменьшали наказание вдвое,
и отрубали только полголовы.
Не важно, выражаем мы агрессию к себе деятельно или только мысленно, полголовы все равно нет!
Аутоагрессия - это самое неэффективное поведение, особенно когда мы учимся чему-то новому. Из-за самонаказания мы теряем настрой, силы и чувствуем беспомощность, которая похожа на депрессию. То, чему можно было научиться за неделю растягивается на годы.
Причина чаще всего в воспитании через наказание. То есть, когда у ребенка что-то не получалось, ему не говорили - хороший мой, давай разберемся и найдем решение, а просто наказывали. Ребенок сделал вывод - если у меня не получается, значит я плохой, меня надо оскорблять, унижать и даже бить.
Помните, как появлялся ком в горле и слезы подкатывали к глазам, когда мы старались что-то сделать, а нам говорили что мы тупые и что руки у нас растут из ... очень низко. Или обида, когда из-за всех сил старался сделать правильно, но допустил ошибку и получил подзатыльник. А на некоторых родители могли долго орать в приступе гнева, когда не получилось несколько раз.
Теперь мы сами это делаем с собой, только на ментальном уровне.
Откуда это пошло?
Почему считается правильным наказывать ребенка за ошибки, а не анализировать вместе с ним: как улучшить результат?
Это пошло из дрессировки животных. Говорят, если ослика тыкать в попу острой палкой, то он бежит быстрее. Однако, если тыкать ослика слишком часто, он перестает на это реагировать и будет уныло тащиться не ускоряя шаг, а то и вовсе встанет.
Вот так мы и делаем из себя унылых осликов.
Я нарисовала пошаговую схему, как это происходит.
Вот на шаге "Оценка действия и сравнение с идеалом" происходит сбой программы.
Идеал всегда будет лучше, чем результат, это нормально, потому что как только мы доходим до идеала, то сами же идеал усложняем, делаем еще более крутым и недостижимым, чтобы развитие мастерства не останавливалось. Ошибка в том, что за это надо себя наказывать.
Некоторые люди говорят - я не ругаю себя, а просто расстраиваюсь.
Это иллюзия, недовольство собой и своим результатом настолько натренировано, что перешло на автоматизм и мы не замечаем мысли, а эмоция показывает, что они есть.
Мысли рождают эмоции.
Просто мысли проскакивают очень быстро и неосознанно. Тогда получается вот такая короткая схема.
Но если спросить себя, почему упало настроение, то скорее всего будет, что не оправдал свои ожидания.
А что ожидал?
А ожидал, что получится идеально.
А если не идеально, то ты какой?
Если не идеально, то я как минимум недостаточно хорош.
Я глубоко погрузилась в эту тему, чтобы мои ученики получали максимальный результат и нашла более эффективную схему действия, используя которую можно ускорить обучение в разы.
По такой схеме действуют ученые и исследователи:
Давайте пройдем ее по шагам:
1. Пробуем новое действие, например задание по уроку рисования, и это нормально что у нас не получается идеально.
2. Хвалим себя за то, что набрались смелости и сделали попытку/ тренировку...
3. От похвалы получаем прилив энергии: я молодец, что попробовал/потренировался.
4. На этой энергии задаем себе вопрос, что можно изменить в моих действиях, чтобы результат получился еще лучше?
5. Находим ответы, идеи, предположения и включается азарт проверить эту гипотезу на практике. Сработает или не сработает?
6. На азарте делаем новые действия.
7. Повторяем круг.
А как перейти на эту эффективную схему обучения?
Секрет быстрого обучения - отказаться от идеи ошибок.
Ошибок не существует, есть пробы, тестирование идей, тренировка навыков, исследование гипотез... а ошибок не существует.
Даже если рисунок не получился, это была хорошая тренировка.
Но как показывает моя практика - не получившиеся рисунки и картины - это просто-напросто недорисованные рисунки и картины. Их можно отложить до того времени, когда вы поймете как именно их дорисовать.
Выше я показала два разных подхода к обучению. Первый неэффективный, а второй работает как ракета.
И отличаются они только парой моментов.
В первом подходе мы пытаемся стимулировать себя наказанием: самобичеванием, самокритикой и испорченным настроением. Не справился - встань в угол и думай о своем поведении.
Во втором подходе мы стимулируем себя похвалой не за результат, а за то, что потренировались, что не отложили, что не поленились, что не испугались трудностей. Если результат понравился, то можно и за результат похвалить, а если не понравился, то разгадываем загадку:
как улучшить результат?
Кажется простая схема, но как ее внедрить в жизнь, чтобы легко и быстро научиться рисовать?
ДАТЬ РАЗРЕШЕНИЕ
Разрешить себе рисовать плохо пока учусь и разрешить себе хвалить себя за каждую тренировку.
Как разрешить?
Есть много способов, например:
1. ПИСЬМО. Можно написать себе письмо как самому лучшему другу, что теперь вы будете себя поддерживать в своем выборе научиться рисовать, не будете себя гнобить, разрешите ошибаться и будете хвалить за каждую минуту, посвященную тренировке навыков. Написать от всего сердца. И перечитывать.
2. ЗЕРКАЛО. Если вы смелый, то можно подойти к зеркалу и все это сказать себе глаза в глаза. И да, если вы впервые разговариваете с собой как с лучшим другом, недоверие - это нормально. А как вы думали, столько лет себя гнобили, доверие надо заслужить. Даже у самого себя.
Примечание: если застукали себя снова с плохим настроением от того, что у вас что-то не получилось, это значит неосознанно снова ругали себя.
Что делать?
Главное не ругать себя, за то что ругали себя :)
Просто опять написать письмо или поговорить с собой в зеркале как с самым верным и лучшим другом.
Я буду рада, если у вас получится, потому что хорошее настроение - это и есть энергия, топливо за счет которого можно в разы ускорить обучение. да, что там, с хорошим настроением вообще все в жизни делается быстрее, легче и радостнее.
P.S. А что с рисунками?
Как показывает моя практика - не получившиеся рисунки и картины - это просто-напросто недорисованные рисунки и картины.
Не надо их рвать!
Их можно дорисовать или отложить до того времени, когда вы поймете как именно их дорисовать. Посмотрите, как я дорисовываю рисунки подписчицы, которая тоже думала, что у нее "не получилось"