Найти в Дзене
Мила Наумова Арт

Я рву свои рисунки и выкидываю

Оглавление

Это строчки из реальных историй наших взрослых учеников:

"...когда не получается я рву на куски рисунки и выкидываю, а потом долго не берусь за рисование, очень страшно что не получится"

"Если рисунок не получился, я его мну и выкидываю..."

"... когда не получается, я бью себя..."

Такое поведение называется аутоагрессия, то есть агрессия направленная на самого себя и результаты своего труда.

Аутоагрессия не всегда проявляется снаружи, чаще внутри в виде мысленного самонаказания за ошибки. Когда что-то не получилось идеально мы мысленно ругаем себя, унижаем, обесценивая себя, свой труд и свою жизнь.

На Руси были лояльные законы.

Если опасный злодей раскаивался,

то ему уменьшали наказание вдвое,

и отрубали только полголовы.

Не важно, выражаем мы агрессию к себе деятельно или только мысленно, полголовы все равно нет!

Аутоагрессия - это самое неэффективное поведение, особенно когда мы учимся чему-то новому. Из-за самонаказания мы теряем настрой, силы и чувствуем беспомощность, которая похожа на депрессию.  То, чему можно было научиться за неделю растягивается на годы.

Причина чаще всего в воспитании через наказание. То есть, когда у ребенка что-то не получалось, ему не говорили - хороший мой, давай разберемся и найдем решение, а просто наказывали. Ребенок сделал вывод - если у меня не получается, значит я плохой, меня надо оскорблять, унижать и даже бить.

Помните, как появлялся ком в горле и слезы подкатывали к глазам, когда мы старались что-то сделать, а нам говорили что мы тупые и что руки у нас растут из ...  очень низко. Или обида, когда из-за всех сил старался сделать правильно, но допустил ошибку и получил подзатыльник. А на некоторых родители могли долго орать в приступе гнева, когда не получилось несколько раз.

Теперь мы сами это делаем с собой, только на ментальном уровне.

Откуда это пошло?

Почему считается правильным наказывать ребенка за ошибки, а не анализировать вместе с ним: как улучшить результат?

Это пошло из дрессировки животных. Говорят, если ослика тыкать в попу острой палкой, то он бежит быстрее. Однако, если тыкать ослика слишком часто, он перестает на это реагировать и будет уныло тащиться не ускоряя шаг, а то и вовсе встанет.

Вот так мы и делаем из себя унылых осликов.

Я нарисовала пошаговую схему, как это происходит.

‍Вот на шаге "Оценка действия и сравнение с идеалом" происходит сбой программы.

Идеал всегда будет лучше, чем результат, это нормально, потому что как только мы доходим до идеала, то сами же идеал усложняем, делаем еще более крутым и недостижимым, чтобы развитие мастерства не останавливалось. Ошибка в том, что за это надо себя наказывать.

Некоторые люди говорят - я не ругаю себя, а просто расстраиваюсь.

Это иллюзия, недовольство собой и своим результатом настолько натренировано, что перешло на автоматизм и мы не замечаем мысли, а эмоция показывает, что они есть.

Мысли рождают эмоции.

Просто мысли проскакивают очень быстро и неосознанно. Тогда получается вот такая короткая схема.

-2

‍Но если спросить себя, почему упало настроение, то скорее всего будет, что не оправдал свои ожидания.

А что ожидал?

А ожидал, что получится идеально.

А если не идеально, то ты какой?

Если не идеально, то я как минимум недостаточно хорош.

Я глубоко погрузилась в эту тему, чтобы мои ученики получали максимальный результат и нашла более эффективную схему действия, используя которую можно ускорить обучение в разы.

По такой схеме действуют ученые и исследователи:

-3

Давайте пройдем ее по шагам:

1. Пробуем новое действие, например задание по уроку рисования, и это нормально что у нас не получается идеально.

2. Хвалим себя за то, что набрались смелости и сделали попытку/ тренировку...

3. От похвалы получаем прилив энергии: я молодец, что попробовал/потренировался.

4. На этой энергии задаем себе вопрос, что можно изменить в моих действиях, чтобы результат получился еще лучше?

5. Находим ответы, идеи, предположения и включается азарт проверить эту гипотезу на практике. Сработает или не сработает?

6. На азарте делаем новые действия.

7. Повторяем круг.

А как перейти на эту эффективную схему обучения?

Секрет быстрого обучения - отказаться от идеи ошибок.

Ошибок не существует, есть пробы, тестирование идей, тренировка навыков, исследование гипотез... а ошибок не существует.

Даже если рисунок не получился, это была хорошая тренировка.

Но как показывает моя практика - не получившиеся рисунки и картины - это просто-напросто недорисованные рисунки и картины. Их можно отложить до того времени, когда вы поймете как именно их дорисовать.

Выше я показала два разных подхода к обучению. Первый неэффективный, а второй работает как ракета.

И отличаются они только парой моментов.

В первом подходе мы пытаемся стимулировать себя наказанием: самобичеванием, самокритикой и испорченным настроением. Не справился - встань в угол и думай о своем поведении.

Во втором подходе мы стимулируем себя похвалой не за результат, а за то, что потренировались, что не отложили, что не поленились, что не испугались трудностей.  Если результат понравился, то можно и за результат похвалить, а если не понравился, то разгадываем загадку:
как улучшить результат?

Кажется простая схема, но как ее внедрить в жизнь, чтобы легко и быстро научиться рисовать?

ДАТЬ РАЗРЕШЕНИЕ

Разрешить себе рисовать плохо пока учусь и разрешить себе хвалить себя за каждую тренировку.

Как разрешить?

Есть много способов, например:

1. ПИСЬМО. Можно написать себе письмо как самому лучшему другу, что теперь вы будете себя поддерживать в своем выборе научиться рисовать, не будете себя гнобить, разрешите ошибаться и будете хвалить за каждую минуту, посвященную тренировке навыков. Написать от всего сердца. И перечитывать.

2. ЗЕРКАЛО. Если вы смелый, то можно подойти к зеркалу и все это сказать себе глаза в глаза. И да, если вы впервые разговариваете с собой как с лучшим другом, недоверие - это нормально. А как вы думали, столько лет себя гнобили, доверие надо заслужить. Даже у самого себя.

Примечание: если застукали себя снова с плохим настроением от того, что у вас что-то не получилось, это значит неосознанно снова ругали себя.

Что делать?

Главное не ругать себя, за то что ругали себя :)

Просто опять написать письмо или поговорить с собой в зеркале как с самым верным и лучшим другом.

Я буду рада, если у вас получится, потому что хорошее настроение - это и есть энергия, топливо за счет которого можно в разы ускорить обучение. да, что там, с хорошим настроением вообще все в жизни делается быстрее, легче и радостнее.

P.S. А что с рисунками?
Как показывает моя практика - не получившиеся рисунки и картины - это просто-напросто недорисованные рисунки и картины.
Не надо их рвать!
Их можно дорисовать или отложить до того времени, когда вы поймете как именно их дорисовать. Посмотрите, как я дорисовываю рисунки подписчицы, которая тоже думала, что у нее "не получилось"