Москва – гостеприимный город и судя по новостям двадцатилетней давности, да и теперь, лучше бы она принимала своих родных, нежели вечно бунтующих с арматурой в руках чужеземцев. Однако тот факт, что ты россиянин вовсе не означает, что тебя тут примут как родного, и ты сразу же получишь индульгенцию и особенный статус. Надо будет много терпеть, сносить унижения, даже если у тебя имеется подспорье в виде состоятельных родителей. Это всё необходимо пройти, чтобы потом гордо и смело называть своих детей коренными москвичами. Будут срывы, желания собраться и уехать, моменты крайнего отчаяния. Но те, кто всё-таки переживёт этот кризис, сумеют чего-то добиться в огромном мегаполисе. Как, например, Ксения Лаврова, приехавшая сюда в поисках убежища от мужа-бузотёра и практически сразу же повстречавшая двух своих лучших подруг. Ей тяжело вдвойне, ведь на руках маленький сын, а нежданная любовь грозит обернуться появлением второго ребёнка. Но подружки словно мушкетёры, никогда не оставят друг друга, тем более в таком отчаянном положении. И что бы ни случилось, Оля, Маша и Ксюша будут держать связь вечно. Так, по крайней мере, им казалось в далёком двухтысячном году.
Жора Крыжовников выдающийся режиссёр современного российского трагикомичного жанра. Он тонко чувствует народ, все нюансы, над которыми можно посмеяться или откровенно похохотать. Мастер точно понимает, когда и как нужно манипулировать чувствами зрителя, делая это талантливо. Он с лёгкостью меняет откровенно юмористическую тональность на трагичную и наоборот. Может сделать как полнометражную караоке-комедию о сложностях отношений мужчины и женщины, так и снять многосерийное брутальное высказывание о недалёком прошлом казанской подворотни. Универсальный, знающий материал, постановщик, коих мало, и которых всякий раз ждёшь с новым откровением. Как и в данном случае. Все мы с нетерпением ожидали чего-то по-настоящему фееричного, такого лёгкого и одновременно жизненного, что могло стать очередным шедевром. Но что-то случилось с авторами или наши чаяния оказались настолько завышены, что потерпели фиаско, начиная с первой серии этого произведения. Ведь мы узрели уникальное с одной стороны действо, когда на старую преамбулу натянули латексный наряд и пустили её в пляс со всеми присущими пожилым историям дефектами. Получилось обо всём сразу и одновременно ни о чём. И поскольку в название вынесена шедевральная работа Владимира Меньшова, это разочарование становится тем сильнее, чем более мы понимаем несовместимость времён.
Режиссёр сотоварищи всё так же умело мухлюет, в хорошем смысле, вызывая у нас бурю эмоций. Но они, наши переживания, как будто созданы на пустом месте и этот пузырь тут же лопается, как только заканчивается воздушное топливо бессмысленных затей. Во многом этот кинодериватив подкрепляется музыкальными номерами, основанными на песнях и песнульках. Иные клипы содержательны и носят смыслообразующий характер (песни Пугачёвой или Высоцкого), другие наоборот, точно отвлекающая, растягивающая хронометраж безделица. Они, номера, в моменте максимально усиливают катарсис от сцены, однако заканчиваясь, эффект от их гомона почти всегда мгновенно испаряется, оставляя зрителя практически ни с чем и заставляя создателей высасывать из сюжета новые немыслимые тригеры для впечатлений публики. Здесь по большей части претензии к сценаристам. Они не вполне серьёзно отнеслись к проблеме воскрешения старых дрожжей под новой упаковкой. Что же касается визуальной составляющей, манеры рваного монтажа и съёмки с разных ракурсов, в сочетании с продуманным маршрутом следования оператора за героями, здесь всё превосходно и на экран приятно смотреть.
Отдельно хочется сказать о главных актрисах. Не про их несочетающийся возраст, когда экранного времени прошло 25 лет, а перед нами повзрослевшая на один год Маша. Это без автора данной писанины сделают сонм таких же. Об одной из них, а именно о Марии Камовой есть интерес и желание высказаться. Кажется, что она тут наиболее естественна и риск продюсеров и режиссёра оправдан в этом смысле. Они поставили на блогершу и выиграли огромный куш в виде блестящего открытия. Остальные не отстают, демонстрируют и опыт, и рвение. Но вот Маш Милаша здесь как своя, именно в том формате, что привык делать свои ленты Крыжовников.
Москва слезам не верит. Всё только начинается не совсем удачная попытка совместить ностальгию, присущую поколению 1960-80ых годов с ритмом нынешних реалий. Чувствуется нерв, преклонение перед советской классикой и старание авторов в том, что касается создания бесконечного впечатления неразрывной радости и грусти, когда одновременно и радужно на сердце и печально на душе. Однако прямой связи между работой Владимира Валентиновича Меньшова, духовной, непосредственной, здесь нет. Лишь отдалённо нам могут вспоминаться отдельные моменты, только с натяжкой судьбы героинь накладываются на прообразы, и потому, наверное, это выглядит инородно, неестественно. Ведь действительно, как можно синтезировать позднюю брежневскую эпоху, с её наивностью народных масс и скромным бытом, с нынешними запросами москвичек, тем более вернувшихся обратно из-за бугра? Как можно на чувствах наших родичей создать произведение, вполне удовлетворяющее уже нас? Эта дилемма не позволила в полной мере раскрыть потенциал оригинальной повести трёх одиноких женщин, и если бы авторы не зацикливались на преемственности, а постарались сделать самодостаточную версию, тема которой вечна, им не пришлось бы через силу навязывать публике подобие совка в наше время. И если всмотреться в глаза повзрослевших героинь, станет совершенно очевидно, что им это тоже не надо было. Они и знать не хотят, как тяжело было их матерям, равно как и их детям по большому счёту наплевать на переживания родителей. Надо жить здесь и сейчас, не цепляясь так рьяно за прошлое.