Найти в Дзене
Кин-дзен-дзен

Москва слезам не верит. Всё только начинается (сериал, 2025 г.) попытка соединить простоту оригинальной картины с нервом и трагизмом...

Москва – гостеприимный город и судя по новостям двадцатилетней давности, да и теперь, лучше бы она принимала своих родных, нежели вечно бунтующих с арматурой в руках чужеземцев. Однако тот факт, что ты россиянин вовсе не означает, что тебя тут примут как родного, и ты сразу же получишь индульгенцию и особенный статус. Надо будет много терпеть, сносить унижения, даже если у тебя имеется подспорье в виде состоятельных родителей. Это всё необходимо пройти, чтобы потом гордо и смело называть своих детей коренными москвичами. Будут срывы, желания собраться и уехать, моменты крайнего отчаяния. Но те, кто всё-таки переживёт этот кризис, сумеют чего-то добиться в огромном мегаполисе. Как, например, Ксения Лаврова, приехавшая сюда в поисках убежища от мужа-бузотёра и практически сразу же повстречавшая двух своих лучших подруг. Ей тяжело вдвойне, ведь на руках маленький сын, а нежданная любовь грозит обернуться появлением второго ребёнка. Но подружки словно мушкетёры, никогда не оставят друг дру
Кадр из сериала "Москва слезам не верит. Всё только начинается".
Кадр из сериала "Москва слезам не верит. Всё только начинается".

Москва – гостеприимный город и судя по новостям двадцатилетней давности, да и теперь, лучше бы она принимала своих родных, нежели вечно бунтующих с арматурой в руках чужеземцев. Однако тот факт, что ты россиянин вовсе не означает, что тебя тут примут как родного, и ты сразу же получишь индульгенцию и особенный статус. Надо будет много терпеть, сносить унижения, даже если у тебя имеется подспорье в виде состоятельных родителей. Это всё необходимо пройти, чтобы потом гордо и смело называть своих детей коренными москвичами. Будут срывы, желания собраться и уехать, моменты крайнего отчаяния. Но те, кто всё-таки переживёт этот кризис, сумеют чего-то добиться в огромном мегаполисе. Как, например, Ксения Лаврова, приехавшая сюда в поисках убежища от мужа-бузотёра и практически сразу же повстречавшая двух своих лучших подруг. Ей тяжело вдвойне, ведь на руках маленький сын, а нежданная любовь грозит обернуться появлением второго ребёнка. Но подружки словно мушкетёры, никогда не оставят друг друга, тем более в таком отчаянном положении. И что бы ни случилось, Оля, Маша и Ксюша будут держать связь вечно. Так, по крайней мере, им казалось в далёком двухтысячном году.

Жора Крыжовников выдающийся режиссёр современного российского трагикомичного жанра. Он тонко чувствует народ, все нюансы, над которыми можно посмеяться или откровенно похохотать. Мастер точно понимает, когда и как нужно манипулировать чувствами зрителя, делая это талантливо. Он с лёгкостью меняет откровенно юмористическую тональность на трагичную и наоборот. Может сделать как полнометражную караоке-комедию о сложностях отношений мужчины и женщины, так и снять многосерийное брутальное высказывание о недалёком прошлом казанской подворотни. Универсальный, знающий материал, постановщик, коих мало, и которых всякий раз ждёшь с новым откровением. Как и в данном случае. Все мы с нетерпением ожидали чего-то по-настоящему фееричного, такого лёгкого и одновременно жизненного, что могло стать очередным шедевром. Но что-то случилось с авторами или наши чаяния оказались настолько завышены, что потерпели фиаско, начиная с первой серии этого произведения. Ведь мы узрели уникальное с одной стороны действо, когда на старую преамбулу натянули латексный наряд и пустили её в пляс со всеми присущими пожилым историям дефектами. Получилось обо всём сразу и одновременно ни о чём. И поскольку в название вынесена шедевральная работа Владимира Меньшова, это разочарование становится тем сильнее, чем более мы понимаем несовместимость времён.

Кадр из сериала "Москва слезам не верит. Всё только начинается".
Кадр из сериала "Москва слезам не верит. Всё только начинается".

Режиссёр сотоварищи всё так же умело мухлюет, в хорошем смысле, вызывая у нас бурю эмоций. Но они, наши переживания, как будто созданы на пустом месте и этот пузырь тут же лопается, как только заканчивается воздушное топливо бессмысленных затей. Во многом этот кинодериватив подкрепляется музыкальными номерами, основанными на песнях и песнульках. Иные клипы содержательны и носят смыслообразующий характер (песни Пугачёвой или Высоцкого), другие наоборот, точно отвлекающая, растягивающая хронометраж безделица. Они, номера, в моменте максимально усиливают катарсис от сцены, однако заканчиваясь, эффект от их гомона почти всегда мгновенно испаряется, оставляя зрителя практически ни с чем и заставляя создателей высасывать из сюжета новые немыслимые тригеры для впечатлений публики. Здесь по большей части претензии к сценаристам. Они не вполне серьёзно отнеслись к проблеме воскрешения старых дрожжей под новой упаковкой. Что же касается визуальной составляющей, манеры рваного монтажа и съёмки с разных ракурсов, в сочетании с продуманным маршрутом следования оператора за героями, здесь всё превосходно и на экран приятно смотреть.

Кадр из сериала "Москва слезам не верит. Всё только начинается".
Кадр из сериала "Москва слезам не верит. Всё только начинается".

Отдельно хочется сказать о главных актрисах. Не про их несочетающийся возраст, когда экранного времени прошло 25 лет, а перед нами повзрослевшая на один год Маша. Это без автора данной писанины сделают сонм таких же. Об одной из них, а именно о Марии Камовой есть интерес и желание высказаться. Кажется, что она тут наиболее естественна и риск продюсеров и режиссёра оправдан в этом смысле. Они поставили на блогершу и выиграли огромный куш в виде блестящего открытия. Остальные не отстают, демонстрируют и опыт, и рвение. Но вот Маш Милаша здесь как своя, именно в том формате, что привык делать свои ленты Крыжовников.

Кадр из сериала "Москва слезам не верит. Всё только начинается".
Кадр из сериала "Москва слезам не верит. Всё только начинается".

Москва слезам не верит. Всё только начинается не совсем удачная попытка совместить ностальгию, присущую поколению 1960-80ых годов с ритмом нынешних реалий. Чувствуется нерв, преклонение перед советской классикой и старание авторов в том, что касается создания бесконечного впечатления неразрывной радости и грусти, когда одновременно и радужно на сердце и печально на душе. Однако прямой связи между работой Владимира Валентиновича Меньшова, духовной, непосредственной, здесь нет. Лишь отдалённо нам могут вспоминаться отдельные моменты, только с натяжкой судьбы героинь накладываются на прообразы, и потому, наверное, это выглядит инородно, неестественно. Ведь действительно, как можно синтезировать позднюю брежневскую эпоху, с её наивностью народных масс и скромным бытом, с нынешними запросами москвичек, тем более вернувшихся обратно из-за бугра? Как можно на чувствах наших родичей создать произведение, вполне удовлетворяющее уже нас? Эта дилемма не позволила в полной мере раскрыть потенциал оригинальной повести трёх одиноких женщин, и если бы авторы не зацикливались на преемственности, а постарались сделать самодостаточную версию, тема которой вечна, им не пришлось бы через силу навязывать публике подобие совка в наше время. И если всмотреться в глаза повзрослевших героинь, станет совершенно очевидно, что им это тоже не надо было. Они и знать не хотят, как тяжело было их матерям, равно как и их детям по большому счёту наплевать на переживания родителей. Надо жить здесь и сейчас, не цепляясь так рьяно за прошлое.