Найти в Дзене
Alena Leyner

Михаил Савицкий — человек, у которого биография выглядит так, будто её писал не редактор каталога, а сама История с тяжёлым характером и без

права на черновик. Пройти Великую Отечественную, пережить концентрационные лагеря (номер 32815 — не деталь, а шрам), а потом сесть за мольберт и выдать не истерику, а эпическую пластическую поэму о человеке — это уровень стоицизма, которому бы позавидовал даже Марк Аврелий, если бы не был занят спасением Римской империи. Война для Савицкого — не жанр и не повод для патетики. Это фундамент. Его картины — как разговор без повышения голоса, но с таким напряжением, что хочется выпрямить спину. Подвиг, жертвенность, долг, предназначение — слова, которые в чужих руках легко превращаются в плакат, у Савицкого остаются человеческими. Без грима, без позы, без ложной героики. Как говорил Хемингуэй, «мужество — это благородство под давлением». Вот это и есть Савицкий. А затем — Чернобыль. Конец 80-х — начало 90-х, время, когда одни художники рисовали свободу, другие — доллары, а Савицкий первым для мирового искусства открывает трагедию атомной станции. Его задача — почти невозможная: показать рад

Михаил Савицкий — человек, у которого биография выглядит так, будто её писал не редактор каталога, а сама История с тяжёлым характером и без права на черновик. Пройти Великую Отечественную, пережить концентрационные лагеря (номер 32815 — не деталь, а шрам), а потом сесть за мольберт и выдать не истерику, а эпическую пластическую поэму о человеке — это уровень стоицизма, которому бы позавидовал даже Марк Аврелий, если бы не был занят спасением Римской империи.

Война для Савицкого — не жанр и не повод для патетики. Это фундамент. Его картины — как разговор без повышения голоса, но с таким напряжением, что хочется выпрямить спину. Подвиг, жертвенность, долг, предназначение — слова, которые в чужих руках легко превращаются в плакат, у Савицкого остаются человеческими. Без грима, без позы, без ложной героики. Как говорил Хемингуэй, «мужество — это благородство под давлением». Вот это и есть Савицкий.

А затем — Чернобыль. Конец 80-х — начало 90-х, время, когда одни художники рисовали свободу, другие — доллары, а Савицкий первым для мирового искусства открывает трагедию атомной станции. Его задача — почти невозможная: показать радиацию, то, что нельзя потрогать, понюхать или увидеть. Он делает это не спецэффектами, а смыслом. Радиоактивная тишина, медленный распад мира, в котором всё ещё стоят дома и ходят люди, но жизнь уже уходит. Это не апокалипсис, это хуже — будни после него.

Последние двадцать лет — эпоха перемен, когда у многих художников меняется стиль, а у кого-то — принципы. Савицкий выбирает путь сложнее: обращается к Евангелию. Цикл «Заповеди блаженства» и картины о земной жизни Христа — не про религиозный комфорт, а про современность, пропущенную через библейскую оптику. Христос у Савицкого — не икона, а зеркало. Смотреть в него неприятно, но полезно. Как утренний свет после бессонной ночи.

Выставка «Наследие эпохи. Михаил Савицкий» — это не ретроспектива вежливых шедевров, а разговор на повышенной глубине. От «Хлебов» и «Детей войны» до «41-го Дня Победы» и «Чернобыльской мадонны», от камерных сцен вроде «Вечера» и «Семьи» до философских обобщений в «Философах» и «Христе и его Кресте». Отдельный акцент — рисунки, графика, книжные иллюстрации: там Савицкий особенно честен, почти без защиты живописи.

Это искусство не для быстрого просмотра и не для селфи. Это искусство, после которого хочется говорить тише и думать дольше. Как хороший афоризм, который сначала кажется мрачным, а потом вдруг становится необходимым.

Вот теперь — без философских блужданий и с точностью швейцарских часов 🕰️

🎟 Билеты:

Официальная страница выставки (покупка билетов там же):

👉 https://www.tretyakovgallery.ru/exhibitions/o/nasledie-epokhi-mikhail-savitskiy/

📍 Адрес:

Выставка будет проходить с 18 декабря на Кадашёвской набережной, 12, 1 этаж.

Если кратко: идёте к Москве-реке, находите здание, где искусство говорит строгим голосом, — вы на месте.

Как говорил Оскар Уайльд, «жизнь слишком важна, чтобы относиться к ней серьёзно» — но к Савицкому это не относится. Тут лучше быть собранным, выключить телефон и включить совесть.

-2
-3
-4