Найти в Дзене

Система повышения производительности труда на "Мёртвой дороге" Ч.I.

В первые послевоенные годы руководство Министерства внутренних дел и администрация лагерей ГУЛАГа, на основе имеющегося опыта, критично оценивали эффективность работы пенитенциарных учреждений и обсуждали способы повышения производительности труда. К однозначным выводам, как это сделать, так и не пришли, но определенные изменения в систему все же были внесены. НАРОДНЫЕ МИЛЛИАРДЫ Строительство Трансарктической железной дороги как масштабный, трудозатратный и материалоёмкий инфраструктурный проект на данном историческом отрезке (без учёта атомного проекта) оказался в центре внимания руководства страны в первую очередь по объективным показателям. Объёмы капиталовложений по строительству заполярной трассы на март 1953 года составили 3 млрд 724 млн руб. из запланированных 7 млрд 200 млн руб. Руководители строительства в лице высших должностных лиц МВД и Главного управления лагерей железнодорожного строительства предпринимали необходимые меры для повышения эффективности финансовых вложений в

В первые послевоенные годы руководство Министерства внутренних дел и администрация лагерей ГУЛАГа, на основе имеющегося опыта, критично оценивали эффективность работы пенитенциарных учреждений и обсуждали способы повышения производительности труда. К однозначным выводам, как это сделать, так и не пришли, но определенные изменения в систему все же были внесены.

НАРОДНЫЕ МИЛЛИАРДЫ

Строительство Трансарктической железной дороги как масштабный, трудозатратный и материалоёмкий инфраструктурный проект на данном историческом отрезке (без учёта атомного проекта) оказался в центре внимания руководства страны в первую очередь по объективным показателям. Объёмы капиталовложений по строительству заполярной трассы на март 1953 года составили 3 млрд 724 млн руб. из запланированных 7 млрд 200 млн руб.

Руководители строительства в лице высших должностных лиц МВД и Главного управления лагерей железнодорожного строительства предпринимали необходимые меры для повышения эффективности финансовых вложений в проект возведения железнодорожной магистрали. Вопрос об использовании контингента заключённых также стал одним из ключевых как на этапе подготовки проекта, так и во время его реализации.

Физический труд в Советском Союзе как таковой не считался наказанием. В СССР тяжёлый физический труд в процессе восстановления народного хозяйства после Великой Отечественной войны использовался повсеместно. Наказанием мог быть только тяжёлый физический труд в сочетании с лишением свободы. «Уровень механизации работ в промышленном, гражданском и транспортном строительстве, основанном на свободной наёмной рабочей силе, до рубежа 1950–1960-х гг. мало чем отличался от строек, производившихся заключёнными. Для всех, кто работал на стройках в периметре колючей проволоки и за её пределами, тяжёлый физический труд являлся не наказанием, а неизбежностью, обусловленной послевоенной экономической ситуацией в стране» - отмечал доктор исторических наук, член-корреспондент РАН Владимир Ламин.

Идеологическое и организационное обеспечение эффективного использования тяжелого физического труда в условиях лишения свободы стало одной из главных задач культурно-воспитательных подразделений в структуре ГУЛАГа в послевоенный период.

Строительство трассы Чум-Салехард-Игарка в зимних условиях. Фото из фондов Госудасртвенного архива Российской Федерации.
Строительство трассы Чум-Салехард-Игарка в зимних условиях. Фото из фондов Госудасртвенного архива Российской Федерации.

Деятельность администрации Северного управления лагерей железнодорожного строительства по обеспечению производственных задач проекта заключалась в оказании содействия линейным строительным подразделениям в достижении намеченных целей по созданию транспортной инфраструктуры на всем протяжении возведения магистрали. Кроме того, сотрудники администрации Северного управления лагерей железнодорожного строительства оказывали помощь в обустройстве объектов так называемого постоянного и временного гражданского строительства (ПГС и ВГС), то есть жилых домов, школ, больниц на станциях и в посёлках вдоль трассы железной дороги.

МОБИЛИЗОВАТЬ КУЛЬТРАБОТНИКОВ

Особенность «раннего» периода возведения Трансарктической дороги и соответственно осуществления производственно-массовой деятельности состоит в том, что запланированные объёмы работ и даже конкретные объекты включались не только в производственную программу, но и в планы работы культурно-воспитательных отделов и частей. В докладе «О проведённой массовой производственной и воспитательной работе среди заключённых Северного Управления ж.-д. строительства за первый квартал 1948 г.» говорится: «Основными задачами производственного плана 1-го квартала 1948 г. являлись: окончание строительства мостов через р.р. Воркута, Уса и др., искусственных сооружений, проведение подготовительных работ для продолжения укладки железнодорожного пути и дальнейшее обустройство лагподразделений. В тесной связи с разрешением этих задач строили массовую производственную задачу КВО и его части, мобилизуя работающих на выполнение и перевыполнение дневных норм».

Основными формами производственно-массовой работы официально считались развёртывание трудового соревнования, обмен положительным опытом, развитие рационализаторской и изобретательской деятельности, обучение дефицитным специальностям, пропаганда системы зачётов рабочих дней.

Укладка подводного кабеля через реку Надым в Ямало-Ненецком национальном округе Тюменской области. Фото из фондов Госудасртвенного архива Российской Федерации.
Укладка подводного кабеля через реку Надым в Ямало-Ненецком национальном округе Тюменской области. Фото из фондов Госудасртвенного архива Российской Федерации.

Повседневная деятельность сотрудников культурно-воспитательных частей в лагерных пунктах заключалась в разработке планов мероприятий, в рамках которых оказывалось содействие производственным подразделениям. Судя по отчётным документам стройки, такие мероприятия включали в себя ряд обязательных элементов: регулярные селекторные совещания, на которых ставились задачи и определялись обязательства подразделений, «месячники ударного труда», «месячники высокопроизводительного труда». Периодически происходило подведение итогов трудового соревнования, определение победителей с вручением почётных грамот, переходящих призов (вымпелов, щитов и т.д.) и присвоением соответствующих званий, проведение слётов ударников и передовиков производства.

Реальным ядром, вокруг которого концентрировалась вся производственно-массовая работа в Северном управлении лагерей железнодорожного строительства, стала так называемая «зачётная система», то есть практика существенного уменьшения лагерного срока за перевыполнение плана на основном производстве.

ЖЕЛАННЫЕ ЗАЧЁТЫ

15 июня 1939 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР в советской уголовно-исполнительной системе были отменены зачёты рабочих дней. Решение вызвало законное негодование в среде заключённых, обречённых при любых производственных достижениях «тянуть» весь лагерный срок. После Великой Отечественной войны, в 1946 г., сначала в лагерях, задействованных в реализации народнохозяйственных проектов особой важности, а потом и в некоторых других ИТЛ вновь стала применяться в качестве стимулирующей меры практика зачётов рабочих дней.

В 1947 г. руководство МВД СССР инициировало принятие постановлений Совета министров СССР, разрешивших применение зачётов рабочих дней в лагерях, обслуживавших ряд специальных объектов – «железнодорожные строительства № 501 и 506, предприятия по добыче золота и редких металлов, лесозаготовительные и сплавные организации Минлеспрома и МВД, а также объекты других министерств и ведомств», - отмечают историки А.И. Кокурин, Ю.Д. Моруков в книге «ГУЛАГ: структура и кадры».

В письме от 31 марта 1947 г., направленном заместителем министра внутренних дел В. Чернышёвым начальнику ГУЛАГа В. Наседкину, говорится о том, что необходимо включить в новое положение о лагерях и колониях (оно находилось в стадии разработки) моменты, связанные с денежным содержанием заключённых. В. Чернышёв указывал на то, что «сейчас минимум содержания лимитируется не только тем, что в стране мало товаров и продовольствия, но отчасти и тем, что учреждения, содержащие заключённых, в связи с убытками на производстве и строительстве не могут оплатить необходимое продовольствие, вещевое снабжение или капитальные работы». В качестве другого важного стимула В. Чернышёв отмечает в этом же письме и зачёты рабочих дней, «к которым следует вернуться».

Работа на трассе, тяжелый физический труд во всей его неприглядной красе. Фото из фондов Госудасртвенного архива Российской Федерации.
Работа на трассе, тяжелый физический труд во всей его неприглядной красе. Фото из фондов Госудасртвенного архива Российской Федерации.

Идеи о повышении эффективности труда заключённых и новых стимулах к выполнению и перевыполнению планов работ реализовывались в практике деятельности конкретных лагерей в структуре ГУЛАГа. Северное управление лагерей, таким образом, послужило в определённой степени «экспериментальной площадкой» для испытания обновлённой системы стимулов для повышения производительности труда в лагерях, расположенных на Крайнем Севере.

22 апреля 1947 г. Совет министров СССР принял постановление № 1255-331 сс, предусматривающее возможность применения на «Строительстве № 501» прогрессивно-сдельной оплаты труда «для стимулирования выполнения и перевыполнения программы по строительству».

Согласно вышедшему позднее «Положению о прогрессивно-сдельной оплате труда рабочих, занятых на строительстве № 501 МВД СССР», оплата за перевыполнение норм выработки на основных видах работ до 10% увеличилась в полтора раза, от 11 до 20 % – в два раза, более 20 % – в три раза. Относительно заключённых уточнялось, что для перевыполняющих нормы выработки «прогрессивка начисляется в соответствующих размерах, установленных для вольнонаёмных работников, но на их расчётные ставки премвознаграждения».

На практике это и означало введение системы зачётов по принципу «день – за два (три)», то есть, при превышении определённого процента выполнения плана можно было за один рабочий день получить до трёх дней зачётов (на три дня сократить срок пребывания в лагере). При систематическом перевыполнении плана, срок уменьшался достаточно быстрыми темпами. Зачёты начислялись по итогам выполнения производственных планов и документально оформлялись за каждый текущий месяц.

Предоставление зачётов заключённым проводилось комиссиями под руководством начальника лагерного подразделения (лагпункта или отделения) в составе руководителей спецчасти, оперчасти, производственной части, КВЧ, которые подписывали протокол типовой формы. Протокол направлялся в аппарат Северного управления лагерей железнодорожного строительства, где рассматривался и утверждался начальником управления, а затем санкционировался прокурором, после чего возвращался в лагерное подразделение. Руководствуясь утверждённым протоколом, сотрудник спецчасти лагерного подразделения делал соответствующие записи в зачётные книжки, которые выдавались лично каждому заключённому. После очередной внесённой записи проставлялось время окончания срока, таким образом, заключённый всегда знал точную дату своего освобождения.

Заключённый В. Босовский вспоминал: «Работал я на строительстве мостов, и выполнение нормы у нас прослеживалось строго, никаких завышений не было. Да и заинтересованность была, ведь при постоянном перевыполнении шёл год за три. Вместо семи я отбыл три года. Времени определённого не было. Работали столько, сколько хотели. Норму, конечно, нужно было выполнять, а свыше кто как хотел».

УДАРНЫЙ ТРУД В СИБИРИ

Именно потому, что организованное в зонах «трудовое соревнование» имело под собой прочную основу и существенно стимулировалось системой зачётов, сотрудникам Северного управления лагерей железнодорожного строительства удалось развернуть на этой базе масштабную производственно-массовую работу со всеми её атрибутами – центральным и местными штабами, месячниками ударного труда и подведением итогов, чествованием передовиков и порицанием нерадивых работников.

Для придания трудовому соревнованию должных масштабов и координации процесса в Северном управлении лагерей железнодорожного строительства функционировал Центральный штаб трудового соревнования (штаб Ц), действовали штабы лагерных отделений (штабы О) и штабы колонн (штабы К).

Наряду с главным показателем в организации трудового соревнования между лагерными отделениями – процентами выполнения плана, ещё одним важнейшим критерием считалось количество отказов от выхода на работу. В качестве дополнительных показателей также учитывались: повышение производительности труда, улучшение качества работы, снижение себестоимости строительных работ, экономия материалов, снижение расхода горюче-смазочных материалов.

Идёт отсыпка насыпи на одном из участков трассы Салехард-Игарка в Ямало-Ненецком национальном округе Тюменской области. Фото из фондов Госудасртвенного архива Российской Федерации.
Идёт отсыпка насыпи на одном из участков трассы Салехард-Игарка в Ямало-Ненецком национальном округе Тюменской области. Фото из фондов Госудасртвенного архива Российской Федерации.

Отказы от выхода на работу оказывали существенное влияние на ритмичность строительства и показатели выполнения плана. Проводивший обследование состояния и обустройства лагерей Северного управления лагерей железнодорожного строительства в марте 1949 г. заместитель начальника СУЛЖДС подполковник В. Боярский считал большое количество отказов от работы среди заключённых основным недостатком производственно-массовой работе. В ходе обследования лагпунктов, к примеру, выяснилось, что в четвёртом квартале 1948 г. число «отказников» составило 1569 человеко/дней или 395 человек. Показатель количества отказов от работы станет одним из главных универсальных индикаторов в оценке деятельности культурно-воспитательных отделов и частей Северного управления лагерей железнодорожного строительства вплоть до самого завершения проекта.

Заместитель начальника Северного управления лагерей железнодорожного строительства подполковник В. Боярский после поездки по лагпунктам на трассе строящейся дороги в марте 1949 г. подводил итоги почти двухлетней деятельности Северного Управления в своей обширной докладной записке руководству МВД СССР. Анализируя состояние дел на стройке, высокопоставленный инспектор останавливается и на некоторых аспектах производственно-массовой и культурно-воспитательной работы среди заключённых лагерей. В целом позитивно оценив деятельность культурно-воспитательных подразделений, подполковник Боярский обозначил и ряд симптоматичных проблем и трудностей, с которыми столкнулось руководство и сотрудники лагерей при выполнении поставленных задач.

Основной задачей культурно-воспитательных подразделений Северного управления лагерей железнодорожного строительства в 1947–1948 гг. подполковник В. Боярский считал работу по повышению производительности труда и укреплению трудовой дисциплины. По его словам: «КВО и КВЧ обеспечивали мобилизацию заключённых на достижение показателей установленных планов и выполнение индивидуальных производственных норм. Весь комплекс полит-массовой и культурно-воспитательной работы был нацелен на вовлечение самых широких масс заключённых в высокопроизводительный трудовой процесс через трудовое соревнование».

ТРУДОВОЕ СОРЕВНОВАНИЕ

К концу 1949 г. сотрудники Северного управления лагерей железнодорожного строительства, как минимум на бумаге, сумели организовать трудовое соревнование даже в лагерных пунктах отдаленного Енисейского ИТЛ, только что развернувшего свою деятельность в гнилом Туруханском крае. В августе этого года начал работу центральный штаб и местные штабы. К концу октября 1949 г. в Енисейском ИТЛ имелось 77 отличных бригад, 41 авангардная бригада, 20 рекордных бригад, 1257 отличников производства, 238 рекордистов и 71 мастер высокой производительности труда. Наибольших успехов в предоктябрьском трудовом соревновании добился отдельный лагерный пункт (ОЛП) Ермаково, выполнивший производственный план по завершённым работам на 189%. В ноябре в Енисейском исправительно-трудовом лагере уже провели слёты отличников производства, а рекордисты даже получили ценные подарки.

Трудовому подвигу - слава! Митинг о поводу завершения одного из участков трассы в Ямало-Ненецком национальном округе Тюменской области. Фото из фондов Госудасртвенного архива Российской Федерации.
Трудовому подвигу - слава! Митинг о поводу завершения одного из участков трассы в Ямало-Ненецком национальном округе Тюменской области. Фото из фондов Госудасртвенного архива Российской Федерации.

Первоочерёдность развёртывания трудового соревнования в начальный период строительства восточного участка Трансарктической магистрали, когда остальные формы культурно-воспитательной работы по организационным, материально-техническим и кадровым причинам не реализовывались, объясняется тем, что объявить бригады рекордистскими и авангардными можно было по итогам ежемесячных производственных сводок. Отталкиваясь от производственных показателей, формировалась и отчётность о проведении культурно-воспитательной работы. Проценты выполнения плана, как и количество отказников от работы, считались одними из немногих объективных показателей в производственно-массовой работе культурно-воспитательных отделов и частей.

Трудовое соревнование, системообразующим элементом которого стала практика зачётов рабочих дней, по мнению руководства Северного управления лагерей железнодорожного строительства, оказалось универсальным, беспроигрышным и эффективным средством стимулирования производственной деятельности заключённых. Максимальный охват трудовым соревнованием контингента заключённых считался одним из важнейших показателей работы культурно-воспитательных частей непосредственно в лагерных городках (производственных колоннах).

Подполковник В. Боярский отмечал, что «трудовое соревнование во всех подразделениях приняло массовый характер, является устоявшимся и широко распространённым способом поднятия производительности труда заключённых и вовлечения в трудовой процесс самых широких масс». При общем количестве заключённых в подразделениях Северного управления лагерей железнодорожного строительства на 1.01.1949 г. в 48195 чел., по информации Боярского,«трудовым соревнованием охвачено 37633, в результате чего выросло число ударников производства, как-то отличников до 4685, мастеров 218, рекордистов до 144 чел., отдельных бригад отличников 258, авангардных до 73 …важное значение также имеет популяризация передовиков производства, проверка взятых обязательств и освещение результатов через доски показателей, газеты и т.п.».

ЩИТЫ И ЗВАНИЯ

Внутри лагерных зон в обязательном порядке оборудовались «Доски показателей», призванные отражать трудовое соревнование между заключёнными. В качестве поощрительной меры бригадам - лидерам трудового соревнования вручался так называемый «переходящий щит», номера бригад и фамилии их руководителей отмечали на селекторах, совещаниях и в приказах по лагерю.

В вопросе присвоения почётных званий отличившимся производственным подразделениям нельзя не отметить творческий подход и богатую фантазию сотрудников культурно-воспитательных отделов Северного управления лагерей железнодорожного строительства. «Лучшее исправительно-трудовое подразделение», «Бригада отличного качества», «Отличная бригада», «Авангардная бригада», «Рекордная бригада». Отдельные заключённые получали звания «Отличник производства», «Рекордист», «Мастер высокой производительности труда».

Вряд ли эти звания, считавшиеся моральным поощрением для строителей – заключённых, становились существенным стимулом для интенсификации их трудовых усилий. В тоже время, в условиях ограниченного количества материальных ресурсов, моральные преференции могли учитываться в общем «досье» на каждого заключённого, они так же влияли на принятие решение о досрочном освобождении (в случае «накопления» необходимого числа зачётов).

Наглядная агитация в культуголке одного из лагерных пунктов на трассе Трансарктической железной дороги в Ямало-Ненецком национальном округе Тюменской области. Фото из фондов Госудасртвенного архива Российской Федерации.
Наглядная агитация в культуголке одного из лагерных пунктов на трассе Трансарктической железной дороги в Ямало-Ненецком национальном округе Тюменской области. Фото из фондов Госудасртвенного архива Российской Федерации.

В справке о культурно-воспитательной работе в Енисейском ИТЛ («Строительство 503») Северного управления лагерей железнодорожного строительства, по состоянию на 30 декабря 1949 г. сообщалось, о значительных успехах в производственно-массовой работе: «из 310 работающих бригад (без второго отделения) в октябре 1949 г. лагерь имел 77 отличных бригад, 41 авангардную бригаду, 20 рекордных бригад, 1257 отличников производства, 238 рекордистов и 71 мастеров высокой производительности труда».

Производственный процесс на Трансарктической железной дороге год от года, месяц от месяца набирал темп и силу. Казалось еще немного и заветная цель строительства окажется достижимой. Однако впереди замаячили новые проблемы и трудности, которые оказались неприятным сюрпризом как для энергичных организаторов масштабного проекта, так и для рядовых исполнителей воли высшего руководства страны и ГУЛАГа.