В 2025 году в России значительно вырос спрос на учебники и самоучители корейского языка; языковые курсы не успевают формировать новые группы – такое количество желающих! А онлайн-платформы буквально пачками закупают корейские дорамы всех мастей и жанров.
И глядя на все это, вопрос возникает сам собой: «Что вообще происходит, и почему в какой-то момент «корейская волна» превратилась в неотъемлемую часть жизни не только россиян, но и жителей других стран?»
Ну, что тут скажешь, южнокорейская политика «мягкой силы» в действии! К слову, страна утренней свежести уже довольно давно взяла курс на очень продуманную государственную линию, главной составляющей которой является массовая культура.
Есть версия, что внедрение этой политики в жизнь началось после Олимпиады 1988 года, когда в Южную Корею приехали иностранцы и восхитились тем, как же преобразился Сеул («чудо на реке Ханган», если помните). Но, по факту, политика «мягкой силы» начала свое воздействие на массы где-то в 2000-х.
В 2010 году в России о халлю, той самой «корейской волне», которая впоследствии захлестнет собой добрую половину нашей планеты, практически ничего не было известно. А меж тем корейцы уже вовсю готовились покорять мир, ведь проект «корейской волны» изначально был нацелен на иностранную аудиторию. Но как-то так само собой получилось, что впоследствии он сыграл важную роль в поднятии интереса ко всему корейскому и на локальном уровне.
Любопытно, но далеко не всегда корейское творчество сперва становилось популярным на родине, а уж затем уходило за границу. Так, к примеру, сенсационный хит южнокорейского певца PSY «Gangnam Style», вышедший в 2012 году, первоначально завоевал любовь западного слушателя, и только потом его по достоинству оценили в Корее.
Или же творчество таких именитых режиссеров, как Ким Ки Дук («Весна, лето, осень, зима... и снова весна»), Пак Чхан Ук («Олдбой») и Пон Джун-хо («Паразиты»). Картины этих мастеров сначала получили всемирно известные кинопремии за рубежом, а уже после их признали на родине.
А все почему? Потому что продукт изначально был нацелен на иностранную аудиторию, а вкусы и интересы корейцев учитывались постольку-поскольку.
Ну и, конечно же, «облетев весь шар земной», халлю, она же «корейская волна», вернулась домой, чтобы изменить жизнь местного населения к лучшему. Даже не так…правильнее будет сказать «чтобы менять жизнь населения к лучшему». Это фундаментальная поправка, поскольку Южная Корея меняется и сейчас. Да что там…она меняется постоянно, и даже сами корейцы называют свою страну не иначе как «Dynamic Korea» («Динамичная Корея»).
Вот вам яркий пример таких изменений. Еще пару-тройку десятков лет назад старшее поколение говорило про Корею, что в этой стране живет «страдающая, плачущая нация». Здесь даже животные не лают, не кричат, а плачут. В корейском языке есть только один глагол для обозначения этих действий: «ульда», то есть «плакать».
Тогда плакали все и везде: в песнях, в книгах, в фильмах… Антропологи даже придумали название этому явлению – «чувство хан» или ощущение всеобъемлющей тоски и недооцененности.
Но, слава Богу, в жизнь тоскующих и рыдающих корейцев вмешалась халлю, и сегодня корейская молодежь старается как можно сильнее отгородиться от идей страдания и негодования. «Корейская волна» принесла с собой новые модные движения, вроде «well being» и «healing», суть которых заключается в пропагандировании идей улучшения качества жизни и любви к себе.
Говоря простым языком, не надо совершать подвиг, не надо жертвовать собой, не надо страдать, чтобы добиться успеха и жить счастливо. Звучит неплохо, согласитесь? Однако особая сентиментальность и психологизм по-прежнему являются частью современной корейской культуры. Этого у корейцев не отнять!
Самым непосредственным образом повлияла «корейская волна» и на культ красоты, который сегодня существует в Южной Корее. Я уже много писал о том, что корейцы буквально помешаны на собственной внешности, однако я не упоминал, что одним из главных элементов привлекательности является… рост.
Считается, что средний рост южнокорейского гражданина за последние полвека вырос примерно на 20 сантиментов. Поэтому сегодня молодое поколение – это высокие, красивые люди, которые хорошо питаются и заботятся о своем здоровье.
И да, мы говорим: «Южная Корея» - подразумеваем «лукизм», и наоборот. Идеал корейского мужчины – это высокий, спортивный юноша с детским маленьким лицом. Иногда в адрес некоторых людей можно услышать такой комплимент: «Какое у вас красивое маленькое лицо!». Значит, человек и, правда, очень симпатичный.
Для девушек тоже существует особенно приятный комплимент – что-то вроде «Какая ты милая!». В Корее это называется «эгё», то есть быть по-детски очаровательной. Это слово применяется по отношению к человеку, когда это уместно. Таким образом корейцы пытаются продлить детство, находясь в уже далеко недетском возрасте.
Ну и еще немного о корейских идеалах. В дорамах довольно часто показывают красивых, высоких, привлекательных, благополучных мужчин-трудоголиков без детей, на которых, собственно, и делается основной акцент. Неужели именно такие мужчины являются предметов вожделения корейских дам?
Конечно же, нет. Подобного рода «идеальные мужчины» всего лишь четко продуманная картинка, часть сюжета, которая в обязательном порядке заставит зрителей оставаться у экранов как можно дольше. На самом же деле такие мужчины едва ли годятся на роль мужей и отцов. Просто в дорамах показывается то, что люди хотят видеть.
Корейская массовая культура, она же «корейская волна», она же халлю, выполняет очень важную миссию – делает простых людей немного счастливее, дарит им эстетические удовольствие и щепотку положительных эмоций.
Мы живем в очень сложном мире, в очень сложное время, а корейский кинематограф, корейская музыка и книги порой становятся для нас убежищем, эдаким «островком безопасности», в котором мы с удовольствием и без зазрения совести можем наблюдать, как где-то, в далекой и прекрасной стране, не менее прекрасные люди проживают свою потрясающую жизнь.
Большое спасибо за лайк под этой статьёй!
Обязательно подпишитесь на мой Dzen канал! Здесь ежедневно выходят мои репортажи, видео и статьи об Азии, истории и путешествиях. Увидимся в следующей статье!
А также подписывайтесь на мой Telegram канал, где выходит ещё больше информации и новостей о Южной Корее от человека, который живёт в самом центре Корейского полуострова!
Поддержать мои статьи и вдохновить на создание новых можно через донат по ссылке.
А для «Премиум подписчиков» канала доступны мои документальные фильмы о Южной Корее, видеорепортажи и другой эксклюзивный контент. Не забудьте оформить подписку!