Найти в Дзене

Ладожский канал Петра Великого: как царь приручил самое коварное озеро России

4 апреля 1719 года Пётр I лично приступил к строительству Ладожского канала — проекта, который стал одной из самых масштабных гидротехнических задумок XVIII века и навсегда изменил транспортную карту России. О реформах царя принято говорить в контексте армии, флота и государственного управления, но его вклад в развитие транспортной сети остаётся недооценённым. Между тем именно он создал единую водную систему, связывавшую огромные пространства страны задолго до появления железных дорог. На протяжении веков ключевым транспортным маршрутом оставался знаменитый путь «из варяг в греки». Он соединял Балтику с Византией, но был крайне неудобен: водные артерии часто прерывались, и суда приходилось перетаскивать волоком. Потери сил и времени были огромными. Пётр I пошёл дальше — он решил создать единую водную систему, связывающую Урал, Волгу, Ильмень, Волхов и Неву с новым окном в Европу — Петербургом. До эпохи железных дорог оставалось полтора века, и по значимости именно реки и каналы были то

4 апреля 1719 года Пётр I лично приступил к строительству Ладожского канала — проекта, который стал одной из самых масштабных гидротехнических задумок XVIII века и навсегда изменил транспортную карту России. О реформах царя принято говорить в контексте армии, флота и государственного управления, но его вклад в развитие транспортной сети остаётся недооценённым. Между тем именно он создал единую водную систему, связывавшую огромные пространства страны задолго до появления железных дорог.

Карта канала Императора Петра Великого (1741—1742)
Карта канала Императора Петра Великого (1741—1742)

На протяжении веков ключевым транспортным маршрутом оставался знаменитый путь «из варяг в греки». Он соединял Балтику с Византией, но был крайне неудобен: водные артерии часто прерывались, и суда приходилось перетаскивать волоком. Потери сил и времени были огромными.

Пётр I пошёл дальше — он решил создать единую водную систему, связывающую Урал, Волгу, Ильмень, Волхов и Неву с новым окном в Европу — Петербургом. До эпохи железных дорог оставалось полтора века, и по значимости именно реки и каналы были тогда магистралями государства.

Чтобы понять масштаб задачи, достаточно сравнения: небольшая речная баржа на Волге, управляемая несколькими матросами, везла до 3 тысяч пудов груза, тогда как для такой же перевозки по суше требовалось более сотни подвод и столько же людей. Царь умел считать, поэтому развитие водных путей стало одной из его ключевых стратегий.

Прорытие Ладожского канала
Прорытие Ладожского канала

Уже в 1709 году была создана Вышневолоцкая водная система, связавшая Волгу с Ильменем и Ладогой — и открывшая прямой путь к Балтике. Это позволило России удобнее и быстрее торговать металлом Урала, товарами Средней Азии и собственной продукции.

Но на всём маршруте оставалась одна опасная точка — Ладожское озеро. Даже сегодня оно славится своим суровым нравом, а для небольших деревянных судов XVIII века буря на Ладоге означала почти неизбежную гибель.

В 1718 году Пётр писал в одном из указов:

«Какой великий убыток на вся годы чинится на Ладожском озере от худых судов. Одним сим летом с тысячу судов пропало…».

Торговля страдала, грузы тонули, а государство теряло деньги — и царь решил полностью устранить опасный участок.

Решение было беспрецедентным: построить канал вдоль южного берега Ладожского озера. По нынешним меркам его длина составила около 111 километров — грандиозное гидротехническое сооружение, не имеющее аналогов в Европе того времени.

Сплав леса по Петровскому каналу. Фото 1909 года
Сергей Михайлович Прокудин-Горский.
Сплав леса по Петровскому каналу. Фото 1909 года Сергей Михайлович Прокудин-Горский.

Канал начинался у Новой Ладоги на Волхове и заканчивался в Шлиссельбурге — у истока Невы. Первые наброски сделал сам Пётр. Согласно преданию, он даже собственноручно отвёз первые три тачки с землёй к месту будущей дамбы.

К работам привлекались крепостные, солдаты и вольнонаёмные. Стройка началась 4 апреля 1719 года и велась практически без перерывов. Пётр постоянно инспектировал ход работ, а осенью 1724 года совершил свою последнюю поездку по каналу на ботике — до деревни Дубно и обратно. Современники называли сооружение Петровским; сегодня оно известно как Староладожский канал.

Шлюз в западном устье (Шлиссельбург)
фото Leonid Kharitonov.
Шлюз в западном устье (Шлиссельбург) фото Leonid Kharitonov.

В 1724 году на канале трудились 7 тысяч вольнонаёмных рабочих и 18 тысяч солдат регулярной армии. По объёмам эта стройка уступала в XVIII веке только Петербургу и Кронштадту.

-5

Завершили канал в 1730 году, а уже в следующем году началась безопасная навигация вдоль берега, где раньше суда тонули сотнями.

Изобретение Петра надолго стало важнейшей транспортной магистралью России — вплоть до эпохи паровозов и индустриализации.

Подписывайтесь на "Прогулки по Санкт-Петербургу" чтобы не пропустить продолжение.

Ставьте лайк, оставляйте комментарии - это очень важно для развития канала