Найти в Дзене
СВОБОДА- ВНУТРИ

Теория привязанности Боулби: как понять свои сценарии в любви и изменить судьбу навсегда

Теория привязанности Джона Боулби звучит как что‑то академическое и далёкое от реальной жизни. Но на практике она объясняет то, с чем мы сталкиваемся каждый день:
почему одни люди спокойно строят близкие отношения и чувствуют себя уверенно,
а другие снова и снова попадают в больные сценарии — зависимость, избегание, вечный страх быть брошенным.[1][2][10]
В этой статье я, как психолог, расскажу
Оглавление

Теория привязанности Джона Боулби звучит как что‑то академическое и далёкое от реальной жизни. Но на практике она объясняет то, с чем мы сталкиваемся каждый день:

почему одни люди спокойно строят близкие отношения и чувствуют себя уверенно,

а другие снова и снова попадают в больные сценарии — зависимость, избегание, вечный страх быть брошенным.[1][2][10]

В этой статье я, как психолог, расскажу простым языком:

  • что такое теория привязанности;
  • как она формирует наш характер, судьбу и стиль отношений;
  • и главное — как понимание своей привязанности реально может изменить жизнь: любовь, семью, карьеру, отношения с собой.[1][2][4]

Будет немного терминологии, но без перегруза — так, чтобы вы могли применить это к себе уже сегодня.

Что такое теория привязанности Боулби простыми словами

Джон Боулби, британский психиатр и психоаналитик, заметил: ребёнок нуждается не только в еде, одежде и крыше над головой, но и в надёжной эмоциональной связи с близким взрослым.[1][5][7]

Он предложил идею: у ребёнка с рождения есть система поведения привязанности — врождённая программа, которая включает:

  • плач, если страшно или больно;
  • стремление приближаться к «своему» взрослому;
  • поиск контакта глазами, голосом, телом.[1][5][7]

Эта система нужна не «для красоты», а для выживания: малыш сам по себе слаб, ему жизненно важна фигура, к которой он привязан и которая:

  • защищает,
  • успокаивает,
  • помогает справляться со стрессом.[1][6][7]

Боулби ввёл понятия:

  • фигура привязанности — значимый взрослый, к которому ребёнок эмоционально привязан (обычно мать или тот, кто стабильно заботится);[1][5][6]
  • внутренние рабочие модели — внутренние схемы «про себя и про мир»:

«Со мной всё в порядке или нет?»

«Людям можно доверять или лучше держать дистанцию?»

«Мир безопасен или опасен?»[1][2][5]

И самое важное:

эти модели формируются в раннем детстве и автоматом продолжают работать во взрослой жизни — в любви, в дружбе, на работе, в родительстве.[1][2][5]

По сути, теория привязанности объясняет:

Почему мы так реагируем в отношениях — даже когда «головой понимаем», что это нам не помогает.
-2

Как ранний опыт «прошивает» нашу дальнейшую жизнь

Боулби говорил о критическом периоде привязанности — первых годах жизни ребёнка.[1][5] В это время он особенно чувствителен к тому:

  • как к его чувствам относятся взрослые;
  • есть ли рядом кто‑то, кто регулярно и достаточно чутко откликается;
  • можно ли рассчитывать на поддержку, если больно, страшно, одиноко.[1][5][7]

Если взрослый:

  • относительно стабилен,
  • не пропадает надолго,
  • не пугает, не унижает,
  • пытается понять, что с ребёнком, и утешить,

то формируется безопасная привязанность и внутренняя опора:

«Я важен. Я не один. Люди в целом надёжны. Мир — место, где можно пробовать и ошибаться».[1][5][6]

Если же взрослый:

  • то холодный, то чрезмерно тревожный;
  • часто критикует, стыдит, игнорирует;
  • сам не умеет быть эмоционально доступным,

то у ребёнка формируются различные варианты небезопасной (тревожной) привязанности — с убеждениями вроде:

«Я недостаточно хорош», «меня бросят», «на других нельзя опираться», «чувства — это опасно».[1][2][5][10]

Все эти выводы ребёнок не формулирует словами — но они записываются в психику как фоновые настройки, через которые он потом смотрит на мир.

-3

4 типа привязанности и как они могут изменить нашу жизнь

Позже на основе идей Боулби его ученица Мэри Эйнсворт описала четыре основных типа привязанности.[1][2][10] Они не являются жёсткими «ярлыками», но помогают понять, какие сценарии мы чаще всего проживаем.

1. Безопасный тип привязанности

Формируется, когда:

  • взрослый достаточно чуток;
  • ребёнок не боится его реакции;
  • контакт с ним в целом надёжен и предсказуем.[1][5][7]

Во взрослом возрасте это проявляется так:

  • вы можете быть в близости, не теряя себя;
  • способны говорить о чувствах и потребностях;
  • умеете просить о помощи, не чувствуя себя «нагрузкой»;
  • конфликты воспринимаете как задачу, а не как конец света;
  • в одиночестве не рушитесь, а опираетесь на себя и других.[2][10]

Как это влияет на жизнь:

  • более стабильные партнёрские отношения и браки;[2][10]
  • меньше шансов застрять в разрушительных, абьюзивных историях;
  • легче строить карьеру: меньше парализующего страха ошибки, проще просить поддержку и обратную связь;
  • выше психологическая устойчивость — вы быстрее восстанавливаетесь после кризисов;[1][2][6]
  • выше вероятность вырастить детей с безопасной привязанностью.[1][6]

2. Тревожно‑избегающий тип привязанности

Возникает, когда:

  • родители эмоционально холодны, отстранённы;
  • чувства ребёнка игнорируются или высмеиваются;
  • за проявления слабости стыдят: «Не ной», «Не выдумывай».[2][3][10]

Ребёнок делает вывод: «Близость — это больно. Надеяться нельзя. Лучше никого не подпускать».

Во взрослом возрасте это часто выглядит так:

  • вы избегаете эмоциональной близости, хотя можете хотеть отношений;
  • обесцениваете романтику, «сопли», тёплые разговоры;
  • вам легче уйти в работу, дела, сериалы, чем обсуждать чувства;
  • при стрессе вы закрываетесь, отдаляетесь, «исчезаете»;
  • партнёры говорят о вас: «Ты как стена», «С тобой невозможно поговорить по‑настоящему».[2][3][10]

Как это влияет на жизнь:

  • отношения часто заканчиваются, как только «становится слишком близко»;
  • вы можете чувствовать одиночество даже в браке;
  • сложно доверять и опираться на людей — всё приходится «тащить самому»;
  • при внешней успешности внутри часто пустота и ощущение, что «никто меня по‑настоящему не знает».[2][3][4]

3. Тревожно‑амбивалентный тип привязанности

Формируется, если:

  • родитель непредсказуем: то мягкий и заботливый, то злой и холодный;
  • ребёнок не понимает, чего ожидать, и всё время находится в напряжении — «как бы не потерять любовь».[2][3]

Ребёнок усваивает: «Чтобы меня не бросили, надо стараться изо всех сил, подстраиваться, угадывать. Сам по себе я — недостаточен».

Во взрослом возрасте:

  • вы сильно боитесь быть покинутым;
  • можете «прилипать» к партнёру, требуя постоянного подтверждения любви;
  • ревность, тревога, проверки, бесконечные разговоры «ты меня любишь?»;
  • эмоциональные качели: «люблю / ненавижу», ссоры, расставания и возвращения;
  • часто жертвуете собой ради отношений, но всё равно не чувствуете себя в безопасности.[2][3][10]

Как это влияет на жизнь:

  • отношения напоминают эмоциональные горки: больно, ярко, нестабильно;
  • часто выбор падает на недоступных, холодных партнёров — чтобы снова проживать знакомый сценарий «добиваться любви»;
  • много энергии уходит не на жизнь, а на страх потерять другого;
  • в работе вы можете быть очень включёнными, но остро реагировать на критику и отвержение, тяжело переносить неопределённость.[2][3][4]

4. Дезорганизованный (дезориентированный) тип привязанности

Формируется в более тяжёлых условиях:

  • когда значимый взрослый и пугает, и вроде бы защищает;
  • при насилии, сильной непредсказуемости, угрозах;
  • когда ребёнку буквально не к кому безопасно привязываться.[3][5]

Внутри рождается конфликт: «Мне нужен взрослый, чтобы выжить — но он же и источник опасности».

Во взрослом возрасте:

  • много хаоса в отношениях: то острая зависимость, то резкое отталкивание;
  • возможны вспышки ярости, паники, самоповедения «вразнос»;
  • трудно выдерживать близость, не разрушая ни себя, ни другого;
  • часты повторяющиеся травматичные сценарии — абьюзивные связи, зависимости.[3][5]

Как это влияет на жизнь:

  • высокий риск серьёзных психических трудностей, ПТСР, депрессий;[5]
  • сложности с доверием к людям и миру;
  • ощущение внутренней фрагментации: «я как будто из кусочков»;
  • без помощи и поддержки велик риск передавать свои травмы дальше — детям, партнёрам.[3][5]
-4

Как теория привязанности может изменить жизнь: 5 ключевых направлений

Теперь к самому важному: что даёт человеку понимание своей привязанности и идей Боулби? Как это может реально изменить судьбу, а не просто «добавить красивую теорию»?

1. Понимание себя: «со мной не что‑то не так — есть причина»

Многие люди, узнав о типах привязанности, испытывают облегчение:[4]

  • «Теперь понятно, почему я в отношениях постоянно жду подвоха»;
  • «Потому я так пугаюсь, когда партнёр отдаляется»;
  • «Поэтому мне проще работать 14 часов, чем честно поговорить о чувствах».[4][10]

Теория привязанности:

  • даёт язык для описания внутренних процессов — тревоги, холода, избегания, «прилипаний»;[4]
  • помогает увидеть связь между детским опытом и нынешними реакциями;[1][2][4]
  • снижает уровень самостыда: это не означает, что «я сломанный», это означает, что моя психика так научилась выживать.[4]

Это уже меняет жизнь: с позиции «я ужасный» вы переходите в позицию

«я человек с определённым опытом и паттернами — и с этим можно работать».

2. Осознанный выбор партнёров и сценариев

Теория Боулби объясняет, почему мы:

  • влюбляемся «не в тех»;

повторяем одни и те же истории, хотя клялись «никогда больше»;[2][3][9][10]

  • ощущаем, что «меня как будто тянет в знакомую боль».[3][9][10]

Например:

  • человек с тревожной привязанностью тянется к избегающим — они кажутся «сильными, независимыми», а по факту запускают старый сценарий «догонять и заслуживать»;[2][3][10]
  • человек с избегающей выбирает тревожных — те делают за двоих эмоциональную работу, а он остаётся на комфортной дистанции.[2][3][10]

Понимание этого даёт возможность:

  • останавливаться и замечать: «О, знакомый типаж, знакомое напряжение. Хочу ли я снова в это идти?»;
  • учиться выбирать тех, с кем можно строить безопасную близость, а не бесконечную драму;
  • говорить о своих потребностях и страхах — вместо того чтобы молча страдать или убегать.[4][10]

Со временем вы начинаете не только реагировать на отношения, но и управлять тем, как и с кем вы их строите.

3. Улучшение качества отношений — не только романтических

Теория привязанности работает не только в паре, но и:

  • в дружбе,
  • в отношениях с родителями и детьми,
  • на работе — с коллегами, руководством.[1][2][6]

Когда вы понимаете свой тип привязанности, вы лучше видите:

  • где вы обесцениваете других или себя;
  • где вы слишком сливаетесь и живёте чужими ожиданиями;
  • где вы боитесь конфликта, потому что он кажется угрозой связи;
  • где вы терпите то, что давно пора менять, из страха потерять близость.[2][4]

На этой почве становятся возможными:

  • более честные разговоры о чувствах и границах;
  • переход от обвинений «ты меня бросаешь» к формулировкам «мне страшно, когда ты отдаляешься»;
  • более здоровое распределение ответственности: «Мои реакции — это моя история, а не только твоя вина».

Это меняет не только конкретные отношения, но и общий уровень удовлетворённости жизнью.

4. Переписывание внутренней рабочей модели: новый опыт вместо старого сценария

Одна из самых мощных идей Боулби:

внутренние рабочие модели можно менять — через новый опыт и безопасные отношения.[1][2][4]

Что это значит на практике:

  • В терапии клиент постепенно получает опыт:
  • «Я могу быть с моими чувствами рядом с другим человеком — и меня не отвергают»;
  • «Я могу злиться, плакать, стыдиться — и остаюсь в контакте».[1][2][4]
  • С каждым таким опытом укрепляется новая модель:

«Я не разрушу отношения, если буду собой»;

«Я имею право на опору и поддержку».

Параллельно, в реальной жизни, вы:

  • учитесь говорить «нет», не теряя связь;
  • просить о помощи и поддерживать других;
  • выдерживать близость, не впадая в панику или отстранение.

Постепенно меняется базовое ощущение себя:

от «я один против мира» к «у меня есть связи, на которые можно опереться».

Это напрямую влияет на:

  • выбор работы и способы в ней проявляться;
  • готовность рисковать — переезжать, пробовать новое;
  • умение создавать семью и не терять себя внутри неё.[1][2][6]

5. Разрыв межпоколенческих сценариев

Исследования и клинический опыт показывают: тип привязанности родителей сильно влияет на то, какую привязанность получат их дети.[1][6]

Если вы:

  • выросли в семье, где близость была болезненной или непредсказуемой;
  • терпели критику, холод, насилие или эмоциональное отвержение,

очень высок риск автоматически повторить те же реакции по отношению к своим детям:

где‑то быть слишком жёстким, где‑то — отстранённым, где‑то — пугающим.[1][2][6]

Теория привязанности даёт шанс:

  • увидеть эту цепочку: «то, как со мной обращались, влияет на то, как я обращаюсь со своим ребёнком»;
  • взять ответственность: «Да, это не моя вина, что так было. Но теперь это зона моей силы — я могу сделать по‑другому»;
  • учиться быть достаточно чутким, надёжным взрослым — даже если в детстве у вас такого не было.[1][6]

Таким образом, работа со своей привязанностью — это не только про личное счастье.

Это про изменение судьбы целой семейной системы.

-5

Немного профессиональной терминологии — простым языком

Чтобы соединить всё сказанное с «языком психологии», соберу ключевые термины:

  • Теория привязанности (attachment theory) — концепция Боулби о том, что качество ранних отношений с фигурами привязанности определяет психологическое развитие, модели отношений и психическое здоровье человека в дальнейшем.[1][2][5]
  • Поведение привязанности (attachment behavior) — врождённые формы поведения (поиск близости, плач, следование за взрослым), активирующиеся при угрозе или стрессе.[1][5]
  • Фигура привязанности (attachment figure) — человек, к которому ребёнок эмоционально привязан и от которого ждёт защиты, утешения и поддержки.[1][5][6]
  • Внутренние рабочие модели (internal working models) — устойчивые когнитивно‑эмоциональные схемы «про себя, других и мир», сформированные на основе опыта привязанности.[1][2][5]
  • Безопасная / небезопасная (тревожная) привязанность — устойчивые типы эмоциональных ожиданий и стратегий в близких отношениях, определяющие, насколько человек доверяет, открывается, выдерживает конфликты и дистанцию.[2][3][10]

Не обязательно запоминать термины. Важно, чтобы вы почувствовали главный смысл:

то, как с нами обращались в детстве, не приговаривает нас к одному сценарию навсегда. Но, пока мы этого не осознаём, именно оно часто тихо управляет нашей жизнью.

Что вы можете сделать уже сейчас

Чтобы теория привязанности начала работать на вас, а не быть просто интересным чтением, попробуйте:

1.Задать себе несколько вопросов:

  • Как я обычно реагирую, когда близкий человек отдаляется?
  • Легко ли мне просить о помощи?
  • Мне привычнее сближаться или дистанцироваться?
  • Какие истории в моих отношениях повторяются снова и снова?

2.Мягко признать:

ваши реакции — не «характер испорчен» и не «я странный», а логичный результат того, чему вас научил опыт.

3.Подумать, в чём вы хотели бы изменений:

  • больше близости;
  • меньше тревоги и ревности;
  • спокойствия внутри отношений;

больше доверия себе и людям.

Это уже первый шаг к тому, чтобы сделать свою жизнь другой.

Если эта тема откликнулась,

поставьте, пожалуйста, лайк статье — так вы поможете ей не потеряться и поддержите мой канал.

Подпишитесь, если хотите больше понятных разборов про психологию отношений, детские сценарии, самооценку и внутреннюю опору.

А если вы почувствовали, что в описании типов привязанности узнали себя, свои отношения, свой родительский опыт —

я приглашаю вас записаться ко мне на консультацию.

На консультациях мы:

  • аккуратно исследуем ваш тип привязанности и его корни;
  • увидим, как он влияет на выбор партнёров, сценарии отношений, самооценку и решения в жизни;
  • начнём шаг за шагом формировать новый опыт — более безопасной, тёплой, устойчивой связи с собой и с другими.

Напишите мне, если вы хотите перестать жить по старым, болезненным шаблонам и готовы менять свою историю привязанности — а вместе с ней и качество своей жизни.

Полный список ссылок:

[1] https://5prism.ru/articles/psihologiya/teoriya-privyazannosti-boulbi/ [2] https://www.b17.ru/article/_vliyanie_tipov_privyazannosti_na_povsednevnuyu_zhizn/ [3] https://smart-inc.ru/blog/kak-my-vybiraem-partnyora-dlya-otnosheniy-teoriya-privyazannosti-dzh-boulbi/

[4] https://t-j.ru/attachment-whats-wrong/

[5] https://attachment-theory.by/art_evo_bowlby

[6] https://media.foxford.ru/articles/teoriya-privyazannosti-v-vospitanii-podrostkov

[7] https://psyjournal.ru/articles/problemy-i-filogeneza-privyazannosti-k-materi-v-teorii-dzhona-boulbi

[8] https://www.youtube.com/watch?v=l9KBobE1DGA

[9] https://www.hse.ru/ma/psyan/blogs/books/cozdaniyeirazrusheniyeemocionalnykhsvyazey

[10] https://daily.afisha.ru/poleznye-stati/30488-teoriya-privyazannosti-chto-eto-4-tipa-v-otnosheniyah-i-kak-oni-vliyayut-na-lyubov/