Портрет в фотографии один из самых сложных и одновременно один из самых интереснейших жанров. А уж о студийном портрете при съемке с искусственными источниками света и говорить нечего — это высший пилотаж, доступный лишь истинным мастерам фотографии. Но все технические сложности самой съемки меркнут в сравнении с решением задачи по раскрытии характера модели в кадре. Речь идет о съемке классического художественного или, как сегодня принято говорить, психологического портрета.
Чтобы хоть как-то облегчить задачу начинающим фотографам-портретистам, мы предлагаем рассмотреть несколько проверенных и хорошо себя зарекомендовавших лайфхаков. При этом необходимо отметить, что главное в этих приемах непосредственно их комплексное использование, так как по отдельности они могут оказаться малоэффективными.
Сначала пару слов о подготовке к съемке:
1. Обязательно перед съемками проведите предварительную встречу с моделью. Это очень важный момент, в процессе самой съемки, особенно в арендованной студии, у вас не будет достаточно времени для того, чтобы узнать модель достаточно хорошо, ознакомиться с ее привычками и характером, мимикой и пластикой тела. Не каждая модель с интересной внешностью может оказаться достаточно содержательным человеком для съемки хорошего художественного портрета. И если в фэшн-съемке или съемке гламура это вообше непринципиально, то в психологическом портрете подобная ситуация может привести к катастрофе — фотосессия будет просто сорвана. Человек, который любит снимать, и человек, который любит сниматься, как правило, очень творческие и достаточно эгоцентричные люди. Может так случиться, что они окажутся полностью несовместимы и не смогут не то, что общаться, но и даже какое-либо длительное время вместе находиться в одном помещении.
Так что проведите первую встречу с моделью максимально эффективно: познакомьтесь с моделью, изучите ее характер и привычки, обсудите с ней возможные образы и технику съемки, подберите совместный плейлист для будущей съемки, разработайте совместный мудборд и референсы на съемку. Если у вас возникнут сомнения в возможности эффективной работы с данной моделью, смело отменяйте съемку: без полной гармонии на съемочной площадки результата просто не будет.
2. Как только вы войдете на съемочную площадку, сразу включайте музыку из собранного заранее совместного плейлиста. Распаковка оборудования, настройка камеры и работа со светом могут подождать, сначала должна быть музыка. Это особенно важно для начинающих фотографов — самое страшное, когда фотограф начинает решать вопросы по подготовке к съемке в гробовой тишине, эффект неловкого молчания может испортить атмосферу съемки на все оставшееся время.
3. И еще один совет, который касается не только начала съемки, но и всего съемочного процесса в целом — никогда не нажимайте на спуск камеры просто так. В сети многие советуют щелкать побольше, чтобы модель быстрее вошла в ритм съемки и перестала стесняться. Такое имеет место быть, но после окончания фотосессии наступает обратный эффект — модель ожидает несколько тысяч удачных кадров от нерадивого фотографа, так как его камера трещала как пулемет и, увидев всего несколько десятков приличных фотографий, сразу теряет интерес к результатам съемки.
А вот теперь мы можем обратиться непосредственно к самим техническим приемам для прорисовки характера (или настроения) модели в создаваемом кадре:
1. Самый сильный инструмент в фотографии это ракурс. Помните, что съемка модели с нижнего ракурса помогает отобразить ее как уверенного в себе и сильного человека, обладателя жесткого характера и стальной воли, диктатора в межличностных отношениях, великодушного покровителя и тому подобное. Другими словами, кадр, выполненный с нижнего ракурса, подчиняет зрителя личности модели. При этом под нижним ракурсом подразумевается нахождение камеры всего на пять или десять сантиметров ниже уровня глаз модели, этого вполне достаточно. Съемка с высокого ракурса приводит к обратному эффекту.
2. Выбор жесткого или мягкого освещения радикально изменяет восприятие будущего портрета. Жесткое освещение с глубокими и резкими тенями тревожит сознание зрителя и способствует проработке характерных мужских портретов. С помощью жесткого освещения достаточно эффективно удается с акцентировать внимание зрителя на возрасте модели, ее волевом характере, всплеске сильных эмоций (испуг, радость, злость). Мягкое же освещение успокаивает зрителя и способствует созданию портретов с отображением модели как человека с мягким характером, женственного, чувствительного, умиротворенного и спокойного.
3. Кисти рук, включенные в кадр, часто говорят о человеке даже больше, чем его глаза и мимика. Руки пианиста или скрипача будут разительно отличаться от рук человека, занятого тяжелым физическим трудом: автомеханика, слесаря, тракториста или монтажника. В женском портрете кисти рук могут легко выдать возраст дамы или добавить в портрет мягкости или изящества, если у модели хорошая пластика.
4. Очень многое о характере и настроении модели может сказать ее одежда. Тут важно понимать, что в классическом портрете одежда модели подчеркивает свойства ее личности, а в фэшн или каталоге модель фактически является вешалкой для презентуемой одежды или аксессуара. То есть одежда для характерного портрета совсем необязательно должна быть парадной или ультрамодной, обычный теплый мягкий свитер прекрасно подчеркнет спокойное настроение модели, ее женственность, а вот строгий костюм создаст достаточно резкие нотки в характере портретируемого.
5. Ну и конечно же самое главное — это эмоции модели в кадре. Они должны быть стабильны и вытекать из ее настроения, тут надо не ловить мимолетные конвульсии и гримасы, поливая модель серийной съемкой, а наоборот, как можно больше времени уделять работе с моделью на съемочной площадке. Тут все зависит от способности фотографа к общению, от его навыков в ораторском искусстве и развитого кругозора. Модель необходимо готовить к съемке, общаться с ней, обсуждать ее поведение в кадре, поддерживать в определенном настроение. Только в таком случае результат съемки не будет носить случайный характер. Ключевым фактором будет информация, полученная фотографом на первой встрече с моделью, где ему необходимо будет узнать круг ее интересов, какие-то интересные случаи из ее жизни, причины, по которым она захотела сниматься.
Подводя итоги можно сказать, что снять хороший и богатый по эмоциям и характеру портрет очень сложно, но именно это и привлекает настоящих ценителей портретного жанра в фотографии.
А как вы готовитесь к портретной съемке?
Бывали ли у вас случаи, когда приходилось отказываться от съемки из-за характера модели?
© Автор: Илья Лукьянов, "Яркий фотомаркет", 2025 г.