Современный мир — весьма интересная штука. То «железные занавесы», то засилие западных ценностей, то перестройка, то кооперация. Живем по-разному. Забавно то, что каждому времени всегда принадлежал свой «окрас». Свои какие-то штуки, свойственные лишь определенному периоду. А люди всегда были одинаковы: свободолюбивы, романтичны и мечтательны. Мир потом раздает всем по заслугам, позже, а пока хочется всё увидеть, всё понять и не тратить время зря.
Движение "Битников" 1960-х годов.
Взять, к примеру, движение «Хиппи». Оно зародилось в США в 1960-х годах в молодёжной среде. Как говорят, продолжило традиции контркультуры, сформированные более ранним поколением "битников" (конец 1950-х — начало 1960-х годов). Оно провозглашало добровольную бедность, бродяжничество, эротическую свободу, анархический гедонизм, отрешённость от социальных проблем, увлечение дзэн-буддизмом. В душе, особенно в молодости, мы, наверное, все такие. Правда, не так уж преданы этим мыслям, чтобы сбиваться в стаи.
Ещё говорят, что это был некий стереотип массмедиа. Употреблялся как производное от названия "бит-поколения", охарактеризованного в статьях конца 1940-х годов писателем Джеком Керуаком. Он, к слову, был и писатель, и поэт, представитель литературы этого самого «бит-поколения». Его называли «королём битников». Сам не читал, правда, но нужно восполнить пробел, это точно.
К слову, Жан-Луи Лебрис де Керуак имел интерерсную историю. В 1943-м году перешёл служить из гражданского флота в военно-морской флот США, где во время Второй мировой войны его списали в запас по психологическим показаниям. Говорят, что он прослужил в ВМС всего восемь дней, после чего попал в список больных. Медицинский эксперт сообщил, что Керуак плохо адаптировался к военной службе. Два дня спустя он был с честью уволен по психиатрическим показаниям как человек «безразличного характера» с диагнозом «шизоидная личность». Закосил. Понятное дело, писатель. И что-то не задалось в жизни: умер в Сент-Питерсберге (Флорида) в возрасте 47 лет.
Идеи «битников» не такие уж и странные, как мне кажется. Они стремились создать свою собственную культуру и образ жизни, где главными ценностями были бы индивидуализм, творчество и духовные поиски. Заманчиво, не правда ли? Подобные ценности, как правило, важны для всех творческих или ранимых духовно людей. Правда, не все разделяют такие мысли по полной, но всё же. Опять же кризис среднего возраста — чего-то не успел, что-то не дочувствовал, где-то не был. Сам попадал под влияние накого уныния и искренне завидовал тем, кто смелее, кто не «загоняется».
Правда, как обычно, всякие излишества и женщины были как инструмент или средство достичь состояния познания истинного «я», так полагали «битники», что не делает их движение примером для подражания, казалось бы. Но иногда очень хочется «дурнины в поведении», «куролеса», каких-то эмоций. Отчасти это протест не только в обычном укладе жизни, но и в литературе, где демонстративное нарушение табу и норм моральной цензуры.
Например, придуманный Уильямом Берроузом «метод литературного монтажа»: цельный текст разбивается на небольшие фрагменты, которые автор перемешивает в произвольном порядке. Мне это напомнило «Криминальное чтиво» Тарантино.
Идеи движения битников, конечно, повлияли на «хиппизм», постмодернизм и альтернативную литературу. Как и все процессы, этот тоже был не вечен. К середине 1960-х годов движение битников распалось, а им на смену пришли те самые хиппи — многочисленная субкультура в истории Америки. Хиппи переняли многие идеи битников: они также проповедовали отказ от потребительства и корпоративной американской культуры, любили Восток и практиковали свободную любовь. Те ещё ребятишки.
Движение Хиппи.
Слово «хиппи» произошло от сленгового выражения «to be hip», что буквально означает «быть в курсе». Впервые его употребили журналисты одного из нью-йоркских телеканалов, описывая группу молодых длинноволосых людей в майках и джинсах, которые выступали против войны во Вьетнаме. Пик популярности движения пришёлся на 1967 год (так называемое «лето любви»). Это было лето 1967 года, когда в квартале Сан-Франциско под названием Хейт-Эшбери собралось около ста тысяч хиппи. Это стало кульминацией второй половины 1960-х годов, когда субкультура хиппи наконец заявила о себе во всеуслышание.
Сан-Франциско стал центром хипповой революции, кипящим котлом музыки, сексуальной свободы, творческой экспрессии и политики одновременно.
Отчасти с движением хиппи связан подъём рок-музыки (например, психоделического рока), фолка и джаза. Как без музыки? В период «Лета любви» хиппи верили, что мир может переродиться, стать добрым, «чистым» и счастливым. Хиппи верили, что этого можно достичь с помощью любви, абсолютного индивидуализма, отказа от войны и неприятия социальных и политических особенностей. В течение нескольких лет после «Лета любви» на Бродвее и на киноплощадках появлялись новые постановки, которые были посвящены этому образу жизни, например, мюзикл «Волосы» и фильм «Беспечный ездок». А сколько фильмов снято прямо и косвенно, освещая эту тему — представить сложно.
Порою, будучи совершенно немолодым человеком, каждый раз ловлю себя на мысли, что завидую отчасти этой свободе. Исключаю, конечно, всякие «вредности», но свобода! Как звучит заманчиво!
Читая сегодня разные житейские новости: про запреты, инициативы, повышения тарифов и штрафов, о пенсии и старости, конечно, начинаешь немного уставать от информационного давления новостей. Невольно начинаешь спрашивать себя: «Я правильно понимаю, что родился на свет, чтобы только ходить на работу?». Разве это максимум, что я хочу увидеть в жизни? Конечно же нет. Но система вновь ставит на место, и мы заводим будильник «на завтра», потому как завтра на работу. Мечтай там себе об островах и впечатлениях...
Люблю, знаете ли, посмотреть блогеров-путешественников. Их много, но мне нравится формат простых, не детских по сути, но детских по идее приключений. Это, помните, когда в детстве ребята мечтали, словно Том Сойер, отправиться в путешествие на юг за приключениями в своих детских мечтах или фантазиях. Как они были просты и наивны. Как здорово, что не было и мысли совершить это всерьёз и поставить под стресс родителей. Но это к слову.
К движению хиппи такие блогеры, конечно, не имеют отношения, но вайб такого отчаянного, но по-настоящему доброго приключения лично для меня вызывает уважение. Да простят меня ребята за отсылку к ним в таком ключе, но это с уважением к тому, что они делают.
Не знаю, лично с Димой не знаком, но, наверное, его жизнь намного интереснее обычного человека. Его близкие разделяют этот творческий голод и поддерживают то, что он делает, а его путешествия смотреть — одно удовольствие. Разве это не отличный пример провести жизнь ярко? Отчасти даже вызывает зависть — вот бы так же... Одним словом, и сегодня отчасти есть приверженцы свободной от правил (в хорошем плане этого слова) жизни. Люди, которым важны эмоции и впечатления.
Это так, к слову.
Все подкасты канала тут: https://pmskate.mave.digital
Группа канала "В контакте": https://vk.com/@pmgolos
Рутуб: https://rutube.ru/channel/23843774
Автор статьи и канала: Олег Bro. ©
(мнение автора является его оценочным суждением)