Автор: Hoomkeen
Христианский мир к 730 годам сжался до совсем уже неприличных размеров - страны, где эта религия была доминирующей были рассыпаны как тлеющие угли зажатые между морем племенных верований на северо-западе и огромной империей ислама на юго-востоке.
Даже если не перечислять все потери Византийской империи от арабских завоевателей, балканы был затоплены язычниками славянами. С севера их подпирали новые соседи болгары - до крещения которых было ещё почти 150 лет. В центре Италии лангобарды приняли христианство но все ещё разрывались во-первых между старыми верованиями, а во-вторых между арианством. И в любом случае не признавали власть Папы Римского.
Испания была потеряна, и только Галлия и Британия держались, хотя и раздираемые внутренними проблемами. Дело в том, что, как уже много раз говорилось, христианизация сопровождалась массовой передачей в собственность церкви земли и людей - так масштабно, что государства стали испытывать нехватку ресурсов для ведения хозяйства и политики (войн).
Между прочим Карл Мартелл, проводя в своих землях активную политику секуляризации или, иными словами, отчуждения церковной собственности обратно к мирским заботам, получил, конечно, много лояльных вассалов и боеспособную армию, но кроме того шквал жалоб и ненависти со стороны "ограбленных" монахов. Папу Римского засыпали жалобами не только на деяния майордома но и на всех епископов, которых тот расставлял по королевству франков. Боевые епископы были верны Карлу и занимались в основном сбором армий а не накоплением богатств для комфортного спасения своих душ.
Дело шло к отлучению от церкви, и только победа над арабами перевернула всё - и в истории Карл Мартелл остался как спаситель христианской цивилизации. Ещё раз подчеркну, что возможность спасти цивилизацию у него появилась только потому что он об колено ломал сложившуюся тенденцию утекания людей и земли в церкви и монастыри.
Параллельно с укреплением своей власти за счет церкви внутри страны Карл Мартелл активно распространял свою власть на восточные племена племенных герцогств - и тоже за счет церкви, но совсем иначе. Именно при нем началась государственно поддерживаемая активнейшая христианизация востока. Святой Бонифаций, часто изображаемый с топором, а ещё иногда рядом с подозрительным пеньком, был ярчайшим представителем той армии святых, которых франки выпустили на фризов, саксов, тюрингов, баваров и алеманнов, подчиняя их культурно. Так что в истории церкви фигура Карла неоднозначная, и точно могу сказать - очень масштабная.
Финальным штрихом к состоянию церки за западе я хотя бы напомнить про письмо папы Григория III, где он просит франка заступиться за него перед угрозой от лангобардского короля. Письма, которые Карл, скорее всего, проигнорировал, так как только что совместно с лангобардами изгонял проникнувших в Прованс арабских завоевателей. Однако сам факт обращения показывает, что при всей критике политики Карла Рим понимал эффективность проводимой политики и смирился с тем, что полностью отдать всю жизнь страны в руки монахов означает лишить страну способности к обороне.
Между прочим нечто похожее происходило и на востоке, в Византии. Монашество вокруг Константинополя за эти годы сконцентрировало в себе много людей богатства и власти - оно влияло на политику но слабо помогало когда дело доходило до сражений с арабами.
Император Лев III Исавр, история которого заслуживает отдельного рассказа, но возможно мы уже не будем зацикливаться на интригах греческой империи, был человек решительный и суровый. В своей религиозной политике он, как классический цезарепапист, активно действовал как глава церкви.
«Я император и священник» - Лев III
В стремлении навести порядок в государстве этот император начал искоренять иные религии, активно заставляя креститься иудеев и попавших к нему во власть мусульман. Далее он, как житель восточных частей империи, очевидно принес в душе некоторые идеи, которые витали там в воздухе. Сказалось также знакомство с исламом, где ответ на заповедь "не сотвори себе кумира" давался с необычайной резкостью.
Действительно, иконопочитание в христианстве, особенно во времена, когда стали распространяться культы святых и всяческих заступников, распространялось с невиданными темпами. Основные центры защитников икон были в Византии в монастырях, успевших к этому времени обзавестись большим количеством земель, богатств и влияния на политику, но также как и на западе ресурсы монастырей невозможно было забрать для ведения войн. Таким образом стремление властей ограничить власть монашества слилось с витавшими в те годы идеями о запрете изображений Бога.
Иконоборчество вовсе не движение фанатиков, которые разрушали творения других людей в слепом подражании исламу, хотя, конечно, примеры соседей были тогда у греков прямо перед глазами. Мысль о том, что никакое искусство не сумеет изобразить Бога в материальном виде давно витала в воздухе и вопрос о почитании икон рано или поздно должен был подняться, а теперь у арабов на их золотых монетах перестали изображать людей или Бога, заменив всё надписями. В 723 году халиф Йазид II приказал удалить иконы из находящихся в его владениях христианских храмов.
В самой же Византии люди культурные и просвещённые с одной стороны наблюдали как простой народ сводил почитания икон до грубого фетишизма и примитивных суеверий, которые в общем-то и до наших дней никуда не делись. С другой стороны творения мастеров, занимавшихся единственно доступным им христианским искусством, иногда дышали такой чувственностью, что ангелы навевали вопрос о святости их изображений.
Сама практика уничтожения фресок и изображений святых уже практиковалась в Византии, так как там по мере прихода к власти разных течений церкви о уничтожались, то восстанавливались картины халкидонского собора, но при императоре Льве атака на иконы приобрела невиданный ранее масштаб. Автору кажется, что это была спланированная акция для усиления роли государства, где иконы были просто предлогом для секуляризации монастырских активов. Иконоборцев поддерживал император, правительство страны, верхушка духовенства и армия, всё это сопровождалось разгромом защитников икон - монастырей. За иконы отчаянно боролись монахи и простой народ, не желавший менять веру предков.
Для запада вопрос иконоборчества был очередным отголоском внутренних реформ внутри Византии и был воспринят негативно. Папа Римский открыто противостоял этому новому веянию, снова продемонстрировав большое мужество и крепость веры, а начавшийся конфликт, хотя и не перерос с войну, в итоге вылился в потерю политического контроля Восточной Римской Империи над западным патриархатом, и тем самым ещё одним большим шагом к отделению западной цивилизации от востока.
Как будут справляться Римские Папы, зажатые между греками, лангобардами и арабами, мы почитаем в продолжении.
А вот что было до этого: История Европы 700-750гг
Наш телеграм-канал.