«Алло, это Анна Сергеевна, ваша классная руководительница. Срочно! У нас сбой в системе, все электронные дневники полетели. Сейчас IT-специалист вам позвонит, продиктуйте код из СМС, чтобы восстановить доступ и не пропустить домашку».
Типичный вторник. Типичный звонок. Только вот на том конце провода — не Анна Сергеевна. А человек, который только что за 30 секунд выудил у вашего восьмилетки доступ ко всему: к «Госуслугам» родителей, к привязанным банковским картам, к семейной переписке. Цена вопроса — одна СМС. И безграничное доверие ребенка к голосу «учительницы».
Эта схема — не сценарий триллера. Это будни российских школ прямо сейчас, о которых официально предупредил один из крупнейших банков страны, ВТБ. Киберпреступность сменила целевую аудиторию. Если раньше они охотились на бабушек с пенсиями, то теперь их цель — ваши дети. Потому что ребенок — это самый уязвимый и честный «мост» к вашим деньгам.
Что происходит на самом деле?
Специалисты по кибербезопасности фиксируют взрывной рост атак на школьников. Метод — социальная инженерия, то есть игра на доверии. Аферисты не взламывают серверы школ (это сложно). Они взламывают психологию.
Схема 1: «Срочно спасайте дневник!»
Звонок ребенку или родителю от имени учителя/завуча/техподдержки. Повод: поломка электронного журнала, необходимость «перевыпустить» или «обновить» аккаунт. Цель — выманить логин, пароль или тот самый одноразовый код из СМС.
Схема 2: «Медосмотр за пять минут!»
Звонок от имени школьной медсестры. Якобы ребенок не может быть допущен к занятиям без срочной онлайн-регистрации по ссылке. Ребенок переходит по фишинговой ссылке, вводит данные — и всё, аккаунт скомпрометирован.
Схема 3: «Легкий заработок для школьника»
Это уже не звонок, а вербовка в соцсетях, мессенджерах или даже на улице. Подросткам предлагают стать «дропами» — получать на свою карту деньги («зарплату») и выводить их наличными, оставляя процент себе. На деле они отмывают ворованные средства и становятся соучастниками преступления. Для младших школьников схема та же, но под видом «конкурса» или «раздачи подарков».
Парадоксальный ракурс: Мы так хотели цифровой школы, что открыли ей все окна
Вот что по-настоящему пугает. Мы годами говорили о цифровизации образования: электронный дневник, «МЭШ», онлайн-платформы с домашкой. И мы этого добились. Но мы забыли построить цифровой КПП на входе.
Мошенники используют инфраструктуру доверия, которую создала школа. Ребенок слышит: «звонок из школы» — и отключает критическое мышление. Для него школа — авторитет. Этот авторитет теперь на стороне злоумышленников.
Дмитрий Саранцев, вице-президент ВТБ, говорит прямо: «Мошенники мастерски играют на доверии школьников... Родителям важно не только установить защиту на телефон, но и проработать с детьми алгоритм действий».
А что же школа? Глубокий анализ и неудобные вопросы
Учитель начальных классов — сейчас на передовой киберзащиты. Но готов ли он к этой роли?
- Информирование. Проводит ли ваша школа собрания или классные часы по этой конкретной угрозе? Или всё ограничивается общими словами «не разговаривай с незнакомцами»?
- Протокол. Существует ли в школе четкий регламент: по каким каналам и с каких номеров учителя связываются с родителями? Оповещены ли об этом родители? Например, официальный чат в WhatsApp/SMS-рассылка на определенный номер.
- Работа с данными. Утечка баз данных с контактами родителей — обычное дело. Как школа защищает эту информацию?
Совет не от журналиста, а от бывшего учителя: Чек-лист на 5 минут
Не ждите, пока школа составит инструкцию. Сделайте это сегодня вечером.
- Пароль «Стоп-слово». Договоритесь с ребенком: если кто-то звонит из «школы» и просит что-то срочное, он отвечает: «Хорошо, я передам родителям. Они перезвонят на официальный номер школы из дневника». И кладет трубку. Любой нормальный учитель это только одобрит.
- Игра в «Что, если?». Смоделируйте ситуацию за ужином: «Что, если тебе позвонит твоя Марья Ивановна и попросит код из СМС от моего телефона?». Объясните, что настоящий учитель никогда и ни при каких обстоятельствах не попросит пароль или код.
- Техническая база. Установите на телефон ребенка приложение, определяющее мошеннические номера. Ограничьте возможность установки приложений из непроверенных источников.
- Доверительный чат. Создайте с классным руководителем четкий и единственный канал для срочных вопросов (например, чат в Telegram только для оповещений).
Финал. Открытый вопрос к нам всем
Получается, что мошенники провели гениальную педагогическую работу. Они изучили наше расписание, наши страхи (не сделанные уроки, пропуск занятий), наши слабые места. И нанесли удар точно в цель.
Вопрос к учителям: Готовы ли мы, помимо обучения математике, взять на себя 15 минут в месяц для уроков цифровой гигиены? И потребовать от системы обеспечения нашей с вами безопасности — хотя бы в виде защищенных каналов связи?
Вопрос к родителям: Мы так боимся, что ребенок потеряется на улице. А готовы ли мы к тому, что опасность придет к нему по тому самому телефону, который мы ему купили для безопасности, под самым доверительным в мире соусом — «это твоя школа»?
Или мы будем ждать, когда первый «звонок из школы» станет очень дорогим?
#мошенники #школа #безопасностьдетей #начальнаяшкола #кибербезопасность #электронныйдневник #ВТБ #родители #учителя #социальнаяинженерия #детивсети #фишинг #Госуслуги #профилактика #советыродителям