Советская "галоша"
18 декабря 1981 года на подмосковном аэродроме Раменское в небо поднялся Ту-160. Самый тяжёлый, самый быстрый и самый крупный сверхзвуковой ракетоносец в истории. В мире его знают как Blackjack, в России предпочитают поэтичнее: «Белый лебедь».
Существует красивая версия, что первый полёт приурочили к 75-летию Леонида Брежнева. Мол, юбилей, страна, лебедь взлетает. Конструкторы, правда, утверждали, что никакой мистики: просто декабрь, просто погода наладилась. Хотя в СССР совпадения вообще редко бывали случайными.
Аппетит у «лебедя» был соответствующий. Внутри разместили 13 топливных баков, в которые влезало около 171 тысячи литров горючего. Почти три железнодорожные цистерны, аккуратно упакованные в самолёт. Летать он собирался далеко и долго.
Шасси Ту-160 заслуживает отдельного уважения. Оно выдерживало нагрузку, вдвое превышающую собственный вес самолёта.
Чтобы всё это вообще держалось в воздухе, конструкторы щедро использовали алюминиевые и титановые сплавы. В итоге Ту-160 стал рекордсменом по доле титана в конструкции. Белый, тяжёлый, титановый.
За годы службы самолёт установил 46 мировых рекорда. Скорость, высота, дальность.
В 90-е годы на базе Ту-160 был разработан проект авиационного комплекса «Бурлак», предназначенный для запуска на околоземные орбиты коммерческих искусственных спутников.
По состоянию на настоящее время (2025 год) самолёты Ту-160 эксплуатируются и производятся. В частности, с 2022 года продолжается выпуск модели Ту-160М2.
К 2035 году Россия планирует иметь и применять не менее 76 усовершенствованных Ту-160.
До сих пор остаётся самым большим сверхзвуковым самолётом в истории.
На фото: Первый экземпляр стратегического бомбардировщика-ракетоносца Ту-160.