В 1858-м после долгой опалы, связанной с женитьбой на двоюродной сестре, из за границы в Россию вернулся князь Николай Борисович Юсупов. При этом, еще будучи в Париже единственный наследник громадных «юсуповских капиталов» вознамерился перестроить не такой уж и «старый» отцовский дворец в Петербурге в соответствии с собственными вкусами. Надо сказать, что Николай Борисович, своей тягой к искусству и наследственной страстью к коллекционированию, более походил на деда, чем на отца и желание изменить построенное родителем выглядело вполне логично. Впрочем, Юсупов-младший роскошную «ампирную» анфиладу парадных залов решил сохранить, а вот личные апартаменты, на его взгляд, нуждались в серьезных изменениях.
Для исполнения задуманного Николай Борисович пригласил весьма известного и уважаемого в аристократических кругах главного архитектора императорских царскосельских дворцов Ипполита Антоновича Монигетти за нешуточный гонорар в три с половиной тысячи рублей. Именно Монигетти спроектировал новую, поражавшую роскошью, парадную лестницу дворца и перестроил домашний театр в стилистике пышного «дворцового рококо».
Но главной заботой архитектора были жилые покои оформление которых Монигетти превратил в череду интерьерных «людовиков», «генрихов» и прочих «империй», что вполне соответствовало последней европейской моде в коей заказчик прекрасно ориентировался.
Тут дело конечно не ограничивалось только изящными декоративными изысками. Помещения предназначались не для приемов и балов, а для повседневной жизни. Изыски было необходимо сочетать с теми представлениями о комфорте и удобстве, которые были у князя Юсупова. Работы заняли два года и полученным результатом Николай Борисович остался доволен. Плоды виртуозного мастерства Ипполита Антоновича отвечали самым искушённым запросам и придирчивым требованиям. Не случайно творения Монигетти просуществовали здесь без особых изменений три десятилетия. Только после смерти князя в 1891-м интерьеры жилых покоев Юсуповского дворца были вновь переделаны уже для новых владельцев...
Николай Борисович, на самом деле, был последним князем Юсуповым. К моменту его кончины единственной наследницей громадного семейного состояния осталась старшая дочь князя Зинаида Николаевна. Через два года после того как Зинаида Николаевна вышла замуж Николай Борисович, уже ставший вдовцом, «для сохранения фамилии» обратился с прошением на высочайшее имя о передаче после его смерти «фамилии, титула и герба» супругу дочери графу Феликсу Феликсовичу Сумарокову-Эльстону и их потомству. Прошение было удовлетворено.
У Зинаиды Николаевны, ставшей полновластной владелицей дворца на Мойке, безусловно были свои взгляды на обустройство семейного жилья и для внесения соответствующих изменений она пригласила не особенно известного и только-только получившего звание классного художника второй степени архитектора Главного управления уделов Александра Александровича Степанова. Скорее всего выбор архитектора для выполнения столь престижного заказа был определен хорошими рекомендациями коими обзавелся Александр Александрович невзирая на скромный практический опыт. Задача перед ним стояла очень не простая. К этому времени, если вспомнить о возможностях и увлечениях предыдущих владельцев, дворец уже больше напоминал музей чем жилую усадьбу. Часть интерьеров уже представляла совершенно отдельную и отнюдь не только семейную ценность. Зинаида Николаевна это прекрасно понимала и Степнову пришлось исхитряться выполняя ее пожелания буквально в «точечном варианте». Хотя громадное пространство давало ему возможность и для вполне самостоятельной, эксклюзивно работы. Основная часть изменений пришлась опять таки на пространство жилых покоев. В результате получилось этакое сочетание старых, новых, и совсем новомодных вариантов. И если знаменитый театр или к примеру музыкальная гостиная оставались немного дополненной работой Монигетти, то мавританская гостиная и дубовая столовая «в венецианском вкусе» стали индивидуальными проектами Степанова.
Дозволено было Александру Александровичу и немного «поправить» отдельные помещения парадной анфилады, хотя и в этот раз в основном она осталась неприкосновенной. На мой вкус обновленное сочетание различных интерьерных стилей местами получилось чересчур контрастным, но Зинаиду Николаевну это вполне устраивало и Степанов впоследствии дополнял свою работу несколько раз.
Надо сказать, что в череде переделок знаменитого дворца эти были не самыми последними. После женитьбы в 1914-м младшего сына Зинаиды Николаевны Феликса Феликсовича на племяннице императора и дочери великого князя Александра Михайловича Ирине Александровне возникла необходимость обустроить в фамильном дворце покои для молодой супружеской пары. Но это уже совсем другая история…