Найти в Дзене
Navygaming Channel

Даже для смертников вход в пролив Хокса оказался закрыт/ А ведь стучаться в ворота Скапа-Флоу немцы начали еще в Первую мировую

Скрытность сближения и внезапность атаки всегда были важными тактическими приемами в морском бою. Одно время это было "уделом" быстроходных парусных фрегатов и корветов, затем эту функцию перехватили крейсера и миноносцы, а с появлением подводных лодок в составе флота именно субмарины перехватили первенство в этих вопросах. А вот важнейшими объектами атаки как были военно-морские базы, морские крепости и порты противника - так ими они и остались. Вспомним несколько подобных эпизодов. База английского флота в Скапа-Флоу издавна привлекала внимание немецких подводников. Широко известен прорыв туда подлодки U-47 в самом начале Второй Мировой войны и его результаты. Кстати, не исключено, что мы посвятим этому боевому эпизоду отдельную статью. Интересно, что до сих пор не прекращаются споры и обмен мнениями на тему, что помогло Гюнтеру Прину (командиру U-47) в его рейде - многолетняя целенаправленная разведывательная деятельность в межвоенный период, шпионская немецкая сеть (а была ли она),
Скрытность сближения и внезапность атаки всегда были важными тактическими приемами в морском бою. Одно время это было "уделом" быстроходных парусных фрегатов и корветов, затем эту функцию перехватили крейсера и миноносцы, а с появлением подводных лодок в составе флота именно субмарины перехватили первенство в этих вопросах. А вот важнейшими объектами атаки как были военно-морские базы, морские крепости и порты противника - так ими они и остались. Вспомним несколько подобных эпизодов.

База английского флота в Скапа-Флоу издавна привлекала внимание немецких подводников. Широко известен прорыв туда подлодки U-47 в самом начале Второй Мировой войны и его результаты. Кстати, не исключено, что мы посвятим этому боевому эпизоду отдельную статью. Интересно, что до сих пор не прекращаются споры и обмен мнениями на тему, что помогло Гюнтеру Прину (командиру U-47) в его рейде - многолетняя целенаправленная разведывательная деятельность в межвоенный период, шпионская немецкая сеть (а была ли она), скрупулезная отработка всех деталей операции (в том числе навигационных) или просто везение. Скорее всего и то, и другое, и третье. Но для нас сейчас важно вспомнить (или не важно - на ваше усмотрение), что капитан-лейтенант Прин был далеко не первым на этом пути. Эта "история" началась еще в годы Великой войны.

В конце сентября 1914 года одна из 500-тонных подводных лодок Кайзерлихмарине – U-18 (тип U-17) впервые прошла Дуврским проливом и благополучно вернулась. Больше всего командира субмарины капитан-лейтенанта Хеннинга удивило то, что он нашел работающим все навигационное оборудование в проливе как в мирное время. Маяки светили, буи стояли на месте, навигационные огни на берегу работали и т.д. Главными трудностями для Хеннинга стали лишь сильные течения.

Немецкая подводная лодка U-18, второй ряд, вторая справа
Немецкая подводная лодка U-18, второй ряд, вторая справа

После его возвращения и осмысления полученной информации еще две немецкие субмарины, U-17 и знаменитая U-9, вышли в море с задачей попытаться атаковать английский флот на его стоянке. Именно в этом походе капитан-лейтенант Веддиген 15 октября потопил свой четвертый крейсер -крейсер «Хоук», которому хватило одной торпеды (погибло более 500 человек экипажа). «Аппетит приходит во время еды» так вероятно рассуждал знаменитый подводник и решил зайти в Скапа-Флоу.

Немецкая подводная лодка U-9
Немецкая подводная лодка U-9

У восточного входа в бухту он атаковал дивизион эсминцев 2-й флотилии ("Аларм", "Нимфа", "Немезида", "Лира") , буквально чуть-чуть не попал в «Аларм» (тип "Н", "Экорн"), но и сам едва не угодил под таран «Нимфе». По докладу Ведингена - " грохот машин и винтов миноносца в момент прохода над лодкой почти оглушил команду лодки. Вернувшись в базу, командиры лодок доложили, что в море совсем другие порядки, чем месяц назад. Если в сентябре 1914 года британские крейсера, потопленные Ведигеном, шли не торопясь, "одной кучей" и по прямой, то теперь встреченные корабли держались вдалеке друг от друга и шли зигзагом. Как видно, англичане стремительно учились на своих ошибках.

Гибель крейсера "Хоук" от торпед U-9
Гибель крейсера "Хоук" от торпед U-9

В этой ситуации, чтобы иметь какой-то шанс попасть в Скапа-Флоу, нужно было предпринимать попытку тотчас же, в определенной степени экспромтом. В надежде на это подводные лодки U-16 и U-18 пошли в море «попытать счастья». Первая лодка не решилась на прорыв и оперировала в близлежащем районе. Зато Хеннинг, полагаясь на свой опыт плавания в районе Дувра, пошел вперед. Утром 23 ноября 1914 года "восемнадцатая" пристроилась в кильватерную струю парохода, прошла за бон в проливе Хокса, осмотрела бухту, но здесь немцу не повезло.

Для справки: Пролив Хокс - важный морской проход у Оркнейских островов в Шотландии, расположенный между островом South Ronaldsay и Mainland, который служил основным маршрутом для входа в бухту Scapa Flow и исторически использовался кораблями, включая военные, благодаря своей глубине, в отличие от более мелких восточных проходов, заблокированных затопленными судами после Первой мировой войны
Британский эсминец "Аларм"
Британский эсминец "Аларм"

Как стало известно позже, Гранд-Флит ушел для поддержки кораблей, бомбардирующих Зеебрюгге. А вот на обратном пути субмарину обнаружил траулер «Токио» и дал оповещение «по флоту». Усилившие внимание вахтенные на другом траулере – «Дороти Грей» заметили перископ, и «шкипер» решительно бросился на таран. Других противолодочных средств тогда просто не существовало, и британцу этого было достаточно. U-18 получила повреждения горизонтальных рулей и перископа, поврежденная лодка погрузилась, но ударилась о дно и выскочила на поверхность. Подлетевший эсминец «Гарри» (тип "Ривер") ударил её на полном ходу. Уже неуправляемая субмарина, подхваченная течением, понеслась вдоль берега. Экипаж поняв, что игра проиграна, начал пускать ракеты, призывая на помощь англичан.

Британский эсминец "Гарри"
Британский эсминец "Гарри"

Бойкий «Гарри», конечно, имел большую скорость (25,5 узлов - по "пачпорту"), чем остатки того, что называлось ранее кораблем флота Кайзера. Вскоре субмарина затонула у Мэкл -Скерри после снятия экипажа, погиб всего один человек.

Немецкая версия происшедшего не совсем совпадает с английской, по их сведениям все началось с того, что лодка, уходя от траулера, случайно ударилась о скалу, а затем, продолжая идти на глубине, еще раз, через 14 часов ударилась о камни и повредила прочный корпус. Никакого тарана миноносца не было. Лодку повредил траулер, а потом был удар о дно - в конце концов её командир был вынужден всплыть на поверхность и затопить своё судно прямо у хода в пролив Хокса, где его экипаж "приняли" британские катера.

Для заметок: Конечно, все может быть, но снимали экипаж все же военные моряки, как же тогда они отслеживали 14 часов положение субмарины под водой (это в ноябре 1914-го!), а то, что они были рядом с лодкой, сомнения не вызывает. Напомню, погиб всего один человек, а в ноябрьской воде Северного моря буквально через час начались бы случаи смерти подводников, тем более их разнесло бы течением далеко в стороны друг от друга.

Никто не хочет признавать свои поражения, и чаще всего ссылаются не «неизбежную в море случайность». Надо заметить, что хотя со времени окончания войны прошло восемь десятков лет, некоторые моменты так и не получили достоверного толкования. По имеющимся данным обломки лежат на глубине 75 м (246 футов) прямо за "воротами" Хокса, в точке с координатами 58°41′N 02°55′W.

Вообще в истории войны на море было и так немало таинственных случаев с гибелью и пропажей кораблей. А после массового ввода в состав флотов подводных лодок таких случаев прибавилось многократно. Так из книги в книгу, из статьи в статью кочует история о том, что летом 1915 года на восточное побережье Англии где-то в районе Ярмута выбросило немецкую субмарину с мертвым экипажем, для достоверности приводится её боевой номер - U-31.

Такая лодка действительно входила в состав Кайзерлихемарине, и 13 янавря 1915 года вместе с думы другими подводными лодками (U-22, U-32) она вышла в поход к устью Темзы. Вскоре две лодки вернулись, а U-31 (командир- Вахендорф) нет. Немцы сообщают, что, вероятнее всего, эта субмарина погибла на минах в январе 1915 года где-то на мине у восточного побережья Англии, англичане так же утверждают, что такого случая в реальности не существовало. Другая версия, более "легендарная" гласит, что причиной гибели субмарины является или неудачное погружения или гибель команды вследствие дефектов аккумуляторной батарее; далее, согласно легенде, через 6 месяцев лодку нашли англичане, причем она сохранила водонепроницаемость, а ее мертвый экипаж находился на своих постах.

Схема внешнего вида U-31
Схема внешнего вида U-31

Однако следует помнить, что британцы -мастера «наводить тень на плетень», например, о том, что в их руках какое - то время находилась немецкая U-110 в 1941 году, они молчали еще 13 лет после окончания войны! Хотя к тому времени не было ни для кого секретом, что англичане «раскололи» большинство немецких шифров и читали радиограммы.

Для заметок: В последний раз, по имеющимся данным, U-31, да еще с громадным крестом на рубке, «всплыла» в 1998 году на страницах журнала «Чудеса и приключения», но это все отвлечения от темы. Кстати в 2016 году появилось сообщение об обнаружении и идентификации подводной лодки SM U-31 компаниями ScottishPower Renewables и Vattenfall, находящейся примерно в 91 км к востоку от Кейстер-он-Си, графство Норфолк, является значительным достижением. Пролежав на морском дне более века, подводная лодка, по-видимому, находится в замечательном состоянии: сохранилась рубка, а носовая часть частично заглублена в дно». Так что вопрос закрыт.

Но вернемся к Скапа-Флоу и интересу к нему у немецких подводников. Позднейшее развитие событий не оставляло шансов на успешную атаку и её не планировали и не предпринимали. Первая мировая близилась к завершению, начали строиться иные планы. Но попытка прорыва все же получилась, причем без всякого плана в самом конце "Великой войны".

Прошло четыре года, осенью 1918-го Германская империя стремительно катилась к поражению. Командование Флота Открытого моря во главе с адмиралом Шеером приступило к подготовке последнего решительного сражения, и эта подготовка проводилась очень основательно. Например, почти все подводные минные заградители перестали минировать Дуврский пропив и Английский канал, а раз за разом "скидывали" свои запас мин у Ферт-оф - Тайн. Именно там, как считали немцы, обязательно пройдут главные силы Гранд Флита, когда узнают, что линейные силы немецкого флота вышли в море. Правда, на чем основывалась такая уверенность, осталось загадкой. Не надо забывать, что англичане к тому времени четко читали весь немецкий радиообмен, и как говориться, «ночевали в голове» у немцев.

Тем не менее операция фактически началась, и субмарины стали развертываться в море. Правда экипажи дредноутов Флота открытого моря, простоявших большую часть войны в базах (из исключением Ютланда и некоторых мелких операций), уже не хотели сложить голову за «Фатерланд», когда всем было ясно, что воина проиграна. В этой обстановке и случился эпизод, не возможный ранее. И осуществила этот прорыв подводная лодка UB-116 (тип UBIII).

Немецкие подводные лодки типа UBIII у борта плавбазы
Немецкие подводные лодки типа UBIII у борта плавбазы

Лодка типа UBIII, без сомнения (по мнению некоторых экспертов), можно отнести к лучшим подводным кораблем Кайзерлихемарине, а возможно - и мира. Именно такой корабль попытался «хлопнуть дверью напоследок». Новенькая UB116 (построена верфью «Блом унд Фосс» и сдана флоту 24 мая 1918 года) под командой капитан-лейтенанта Эмсмана, частично укомплектовавшего свои экипаж офицерами- добровольцами, вышла в море с конкретной целью прорваться в Скапа-Флоу и потопить там флагманский корабль англичан «Айрон Дюк». Значимая цель, ведь если бы все удалось, и лодка смогла пройти в гавань, и там бы стоял британский линейный флот - "Айрон Дюк" еще пришлось бы найти", )), среди других кораблей. Но все было проще.

Даже если бы прорыв удался, добровольцев ожидало бы разочарование. Как и четыре года назад, гавань снова была пуста. Корабли находились в Ферт - оф - Форте. Но на это раз противолодочная оборона англичан не оставила шансов даже на «холостой прорыв».

Британский линкор "Айрон Дюк"
Британский линкор "Айрон Дюк"

Все в том же проходе Хокса 28 октября подводная лодка UB 116 прошла над подводным кабелем, дававшим сигнал на берег, что под водой движется большая металлическая масса. Р.Гибсон и М.Прендергаст пишут: "... лодка была обнаружена на экране, соединенным с электроуказателем внешнего заграждения обороны". Оставалось только подождать, когда «плывущий металл» дойдет до поля инженерных донных (обсервационных) мин и дать электроток на систему подрыва.

Так завершился "поход смертников", так подводники прекрасно понимали, что шансов выполнить задуманное у них очень мало, а еще меньше - уцелеть после его выполнения. Остатки корабля с 37-ю погибшими обнаружили и осмотрели британские военные водолазы уже на следующий день, 29 октября 1918 года и конечно, англичане изъяли все документы, а уже в 1919 году, чтобы лодка не мешала судоходству, подняли её на поверхность. Скорее всего, это первый случай подъема лодки в послевоенное время.

3D модели обломков от взрыва UB-116
3D модели обломков от взрыва UB-116

Немецкая подводная лодка UB 116 стала последней лодкой типа UB III, погибшей в Первой Мировой войне. Её гибель примечательна еще и тем, что это единственный в мировой истории случай успешного применения инженерных донных мин, когда подводная лодка была уничтожена с береговой минной станции.

Дайверы на месте гибели субмарины
Дайверы на месте гибели субмарины

Идея этого оружия достаточно проста: просчитать наиболее вероятные районы маневрирования кораблей противника при нападении на морскую базу и выставить заранее донные мины. Причем заряд можно взять побольше. Однако, чтобы не создавать угрозу своему судоходству мины снабжались специальными взрывателями. Они приходили в боевое положение только после подачи с берега электротока по специальной линии. На бумаге получалось «дешево и сердито», в жизни дальнобойность морской артиллерии быстро росла и все чаще выставленные заграждения выпадали из районов возможной атаки. Тогда необходимо было проводить трудоемкую работу по переносу мин дальше от берега и тянуть целую линию электрических кабелей. Все это достаточно быстро привело такие минные поля в разряд морального оружия.

Линейный крейсер "Гебен" оказался более везучим, чем UB-116.
Линейный крейсер "Гебен" оказался более везучим, чем UB-116.

Правда, остается вспомнить, что при нападении на Севастополь в 1914 году немецкий линейный крейсер "Гебен" (кому больше нравится - германо-турецкий "Явуз Султан Селим") несколько минут маневрировал на таком минном поле, но (по официальной версии) никак не могли найти ключ, чтобы открыть помещение, где находился пульт подачи боевого сигнала на кабельную сеть, так что во всем как всегда оказался виноват «ключник»/"стрелочник".

Зато в узких проливах мины сохранили свою полезность до конца войны именно в противолодочном варианте, что прекрасно доказал случай с UB116. Ну а что касается прорыва в Скапа- Флоу, то немцы терпеливы, умеют ждать, и свою идею они все же реализовали, правда в другой войне, через два десятка лет.