Это история о Канале через Флориду (Cross Florida Barge Canal) — одном из самых амбициозных, дорогих и экологически спорных инфраструктурных проектов в истории США, который был окончательно остановлен.
🔗 Замысел длиной в 400 лет
Мысль соединить Атлантический океан и Мексиканский залив через полуостров Флорида — не плод современной инженерной мысли.
· Испанские истоки (XVI век): Первым о канале задумался еще в 1567 году Педро Менендес де Авилес, основатель Сент-Огастина. Мореплавание вокруг мыса Флорида было смертельно опасным из-за мелей, ураганов и пиратов.
· Американские амбиции (XIX век): После присоединения Флориды к США в 1821 году бизнесмены и политики (включая Джона К. Кэлхуна) лоббировали создание канала для торговли хлопком и лесом. Конгресс профинансировал первые изыскания, но все отчеты указывали на непомерную стоимость и сложность.
· Новый импульс (XX век): Проект реанимировали в 1930-е годы во время Великой депрессии. Это был идеальный «Новый курс» Франклина Рузвельта: масштабный объект для создания тысяч рабочих мест. Первоначально хотели построить 30-футовый (9-метровый) судоходный канал.
⚙️ От «Суперканала» до «Баржевого»
Из-за опасений повредить водоносный горизонт (главный источник пресной воды Флориды) проект урезали до «баржевого канала» глубиной 12 футов (3.7 м). Его маршрут длиной 107 миль (172 км) должен был пройти от города Палатка на реке Сент-Джонс до Янкитауна на заливе, используя и изменяя русла рек Оклавэха и Уифлакучи.
Ключевые характеристики плана:
· Маршрут: Соединял Атлантический океан и Мексиканский залив через север Флориды.
· Предназначение: Укоротить путь для барж на 3 дня, минуя опасный обход вокруг полуострова.
· Инфраструктура: Система шлюзов и дамб для контроля уровня воды.
· Аргументы «за»: Экономический рост, рабочие места, безопасность нефтяных танкеров от подлодок.
💥 Стройка века и её тёмная сторона
Работы начались с грохота взрывов, которые по телеграфу инициировал сам президент Рузвельт в 1935 году. На стройку в Окалу хлынули тысячи рабочих. Но проект сразу окутали скандалы:
1. Жестокое подавление идей. В 1936 году организатора рабочих Джорджа Тиммермана нашли в лесу прибитым к дереву с зашитыми губами в качестве предупреждения против профсоюзов.
2. Уничтожение общин. Афроамериканский посёлок Сантос был стёрт с лица земли для нужд стройки, жители выселены за бесценок.
3. Экологическое опустошение. В 1960-е для расчистки трассы использовали гигантскую машину «Крушитель», которая выкашивала вековые кипарисы.
🌿 Восстание природы и финальная остановка
В 1960-е, на волне роста экологического сознания после книги «Безмолвная весна», против канала выступила коалиция учёных и активистов во главе с биологом Марджори Харрис Карр. Их аргументы были железны:
· Угроза солёного загрязнения водоносного горизонта, снабжающего миллионы людей.
· Необратимое разрушение долины реки Оклавэха — одной из самых красивых и биоразнообразных экосистем Флориды.
· Сомнительная экономическая выгода при колоссальных затратах (к 1971 году истратили $75 млн).
В январе 1971 года, после судебных исков, президент Ричард Никсон подписал указ о прекращении строительства. К тому моменту было готово лишь 28% канала.
🌳 Наследие: от «канавки мечты» к «зелёному коридору»
Проект официально закрыли в 1990 году. Земли, выкупленные под канал, не пропали даром. Сегодня на этом месте находится «Зелёный коридор имени Марджори Харрис Карр» — заповедная зона для отдыха и защиты дикой природы длиной 110 миль.
Таким образом, непостроенный канал через Флориду остался в истории как пример:
· Гигантомании и технократии XX века.
· Победы экологического движения над лоббистами.
· Удивительного преобразования: там, где должна была пройти индустриальная артерия, теперь течёт зелёная река жизни.