За последнее десятилетие ассортимент симуляторов жизни на ферме пополнился многими качественными представителями жанра, способными увлечь на сотни часов. Теперь, чтобы проект привлёк внимание и занял достойное место в игротеке любителя жанра, недостаточно предложить скромную карту, стандартный набор занятий и примитивную анимацию — нужно удивлять новыми механиками, увеличивать масштаб игры, стараться над визуальным стилем, совмещать огородную тему с волшебством, или детективом, или хоррором… Создатели Fae Farm сделали все эти дополнительные шаги, поэтому игра получилась необычной, яркой и увлекательной.
Как всегда в подобных играх, начинать предстоит с маленького домика и заросшего земельного участка, но стоит немного привести его в порядок и купить первые семена, как вас знакомят с первой отличительной особенностью игры. Доступных к покупке семян всего пять (причём они открываются постепенно, по мере развития вашего фермерского навыка), но существует волшебное удобрение, которое превращает одни посаженные овощи в другие, соответствующие сезону. Весной турнепс превратится в редис, летом — в морковь, осенью — в свёклу, зимой — в фенхель, и уже собранный урожай можно будет разбирать на семена, чтобы пропустить этап с удобрением.
Отдельно от огорода стоит селекция цветов. Как и в случае с овощами, купить можно всего шесть видов семян, но если посадить два разных цветка рядом, то на соседнем с ними участке вырастет новый цветок, сочетающий гены первых двух. Например, если посадить красную розу и белую лилию, рядом может вырасти розовая роза или лилия. Всего лишь из шести семян путём скрещивания можно получить 72 разных цветка.
Помимо огорода и сада, на ферме можно завести животных, чтобы получать яйца, молоко, шерсть и другие ресурсы, необходимые для готовки и крафта. Чтобы животные были счастливы, их нужно не только кормить, но и гладить, кого-то даже причёсывать. У скотоводства тоже есть особенность: купленное у заводчика животное можно отвести к нему для размножения. У следующих поколений выше уровень счастья, благодаря которому они производят больше продуктов, а при наличии специальных амулетов есть шанс получить потомство другого цвета.
Кроме того, вам доступны рыбалка, ловля насекомых и мелких животных и их приручение, готовка на очаге и в печи, приготовление напитков и много другого крафта, превращающего простейшие ресурсы в обработанные материалы и предметы.
За рудой и драгоценными камнями нужно спускаться в многоэтажные подземелья и попутно отбиваться от необычных врагов. На каждом этаже есть порталы, но они неактивны, пока вы не вставите в них собственноручно выплавленную печать из нужных материалов. Чтобы каждый раз не начинать спуск с самого начала, лучше озадачиться этим как можно раньше. Точки быстрого перемещения на основной карте работают по тому же принципу.
Ваш персонаж — обычный человек, но в здешнем мире есть магия, феи и проход в волшебный мир, в котором они живут. Благодаря этому соседству магия проникает и в ваши повседневные занятия: прокачанная лейка волшебным образом поливает не одну грядку, а целое поле, топор сам летит вперёд и рубит деревья, коровы поднимаются в воздух и доятся сами собой. Более того, вам становятся доступны семена волшебных растений, магические животные и зельеварение.
Мир фей открывает ещё и испытания в виде небольших уровней с платформингом и головоломками. Где-то достаточно пройти из пункта A в пункт B, перепрыгивая пропасти, где-то нужно найти и нажать правильные кнопки, чтобы появился мостик или опустилась стена, где-то — подраться с волшебными противниками, или пройти лабиринт, или использовать в нужной последовательности порталы — при этом обязательно найти на этой локации звезду и пронести её через портал выхода. Звёзды эти пригодятся в квестах и для временного облегчения фермерского быта.
По мере прохождения игры в разных уголках карты к вашей ферме прибавятся ещё три дома с участками под огород, и каждый дом можно будет расширять и обустраивать. Обои и полы вы покупаете, крафтите и получаете в награду по квестам, плюс к этому добавляются ковры, настилаемые поверх пола отдельными клеточками, так что можно сделать ковёр любой формы и размера. Мебель вы создаёте сами, и часть этих предметов не просто украшают дом, но и поднимают вашему персонажу максимальный уровень здоровья, энергии или маны.
Внешность персонажа можно изменить в любой момент. Новые наряды и головные уборы продают некоторые торговцы, уникальные вещи появляются на сезонных фестивалях. Одежду, как и мебель, даже можно бесплатно перекрасить, но доступная для этого палитра изначально ограничена шестью оттенками коричневого, другие подборки оттенков предстоит покупать и обменивать на редкие цветы — тут-то и пригодится селекция.
В общем, здесь не просто есть чем заняться — все эти дела и ремёсла настолько затягивают, что забываешь о сюжетном квесте и в своё удовольствие готовишь всё новые блюда и зелья, скрещиваешь цветы, обустраиваешь дом, проходишь испытания — и только буксование в цепочках побочных заданий намекает, что пора и основной сюжет развивать, потому что всё ещё недоступна часть локаций и ресурсов.
Побочных заданий при этом не так уж много. У каждого ремесла, в которых вы повышаете уровень навыка, среди персонажей есть мастер, и эти десять человек дают по 10–12 тематических заданий от простого к сложному, награждая за каждый этап приятной мелочью. В городе есть и классическая доска объявлений, но задания на ней обновляются лишь два раза в сезон, и каждый раз из трёх можно выполнить всего один заказ, зато за него хорошо заплатят. Также есть задания по подготовке к фестивалям и несколько побочных квестов, обучающих новым активностям и заклинаниям.
К сожалению, социальный аспект у этой игры хромает. Персонажи плохо прописаны, например, у одного из них единственная черта характера — страсть к лягушкам. Реплик прописано мало, они не очень интересны, даже для фестивалей не подготовили особых диалогов. Со многими персонажами можно развивать дружбу путём ежедневных разговоров и бесплатного выполнения сиюминутных желаний в виде ресурса или блюда, но это не приводит ни к уникальным катсценам, ни к новым диалогам. С частью горожан даже дружить нельзя — не люди, а торговые автоматы.
С несколькими персонажами можно завести романтические отношения, однако подборка очень странная: можно ходить на свидания с фанатом лягушек, а с местным волшебником, который так любезно обучал вас владению магическим посохом, — нет. Каждое свидание представляет собой камерную катсцену с неинтересным монологом вашей пары, встречаться при этом можно одновременно со всеми. Говорят, после нескольких свиданий будет свадьба, но проверять ни с кем из этих чудиков не хочется.
Бросается в глаза и неотполированный геймдизайн: некоторые вещи не объясняются сюжетно или объясняются позже, чем нужно. Квесты в цепочках от простого к сложному могут быть перепутаны: сначала вы ломаете голову над тем, как выполнить то или иное поручение, а на следующем этапе вас обучают основам предыдущего задания. В завершающей шестую главу катсцене говорится, что отныне в ваш город из своего мира начнут приходить феи, но в моём прохождении они появились там уже во второй или третьей главе без всяких объяснений. И задолго до того, как в жизни главного героя по сюжету появляется магия, он размещает на участке волшебные станции крафта, которые сами нарезают овощи, пекут пироги, варят чай, плавят руду, первую же овцу он постригает силой мысли, а у прокачанных инструментов обнаруживаются магические свойства. Намного позже вам дарят крылья феи, единственная сила которых — двойной прыжок, всё остальное вы необъяснимым образом умеете и без помощи фей и волшебного посоха.
Все сюжетные дыры и пробелы в социализации легко залатать фантазией, но всё же досадно, что этот аспект игры проседает: в остальном она великолепна.
Открытые пространства очень красивы и наполнены доступными для сбора разнообразными ресурсами и насекомыми, которые меняются каждый сезон или в зависимости от мира, биома. Город и жилые помещения интересно и с умом детализированы симпатичными предметами и украшениями. Можно надолго залипнуть, рассматривая в пекарне выложенную на полках выпечку, а то и сесть в креслице за стол с ватрушками и чашкой дымящегося чая и окунуться в уютную атмосферу этого места. То, как пышно к праздникам украшают город и ратушу, трудно описать словами.
Приятно удивляет и анимация: правильная, разнообразная. Видно, с какой любовью ваш персонаж гладит курочек и причёсывает коровок, с какой силой пытается выкопать золу неподходящей лопатой и как бодро орудует подходящей. Есть отдельная анимация даже для попытки полить грядки пустой лейкой — не просто отказ в выполнении действия, а настоящий ответ игроку с демонстрацией. Здесь можно прыгать, плавать, а на некоторых локациях и парить в потоках воздуха.
Музыку для игры написал Крис Веласко — композитор, который участвовал в создании саундтрека для многих тайтлов, включая крупные вроде Borderlands 2, Mass Effect 3, Bloodborne и других. Мелодии очень приятные и отлично подходят волшебно-деревенскому сеттингу, в них преобладают струнные и духовые инструменты — это как оркестр для сказки.
Я не сравниваю эту игру со Stardew Valley, потому что последняя устарела и уступает современным представителям жанра по количеству контента и увлекательности, а также потому что трёхмерные симуляторы жизни на ферме следует сравнивать с трёхмерными. Из десятков подобных игр мне на память приходят My Time at Portia и Wylde Flowers. Первая — мой фаворит среди трёхмерных симуляторов фермы, и, хотя она не идеальна, это мой эталон в данном вопросе. Вторая — едва ли не единственный другой знакомый мне симулятор жизни на ферме с уклоном в магию: заклинания, зелья, волшебные удобрения. В обеих этих играх озвучены диалоги и очень хорошо прописаны персонажи и социальные взаимодействия, в этом Fae Farm проигрывает. Но магическая составляющая в ней гораздо разнообразнее и интереснее, ею пронизаны все аспекты игры, хотя главный герой даже не ведьма и не фея. В My Time at Portia, возможно, несколько масштабнее локации, но местами они кажутся пустыми, в то время как здесь на каждом шагу есть что собирать и кого ловить, за ресурсами далеко ходить не приходится. И уникальную игровую механику в «Портии» я припоминаю только одну: добычу руды отделили от подземелья с монстрами и переместили в специальные руины, где в толще земли и камня нужно прокапывать себе дорогу к полезным ископаемым и уникальным артефактам, которые потом собираются по частям воедино и сдаются в музей или становятся частью домашней мебели.
Так что Fae Farm очень близко подошла к лучшим, на мой взгляд, представителям жанра, а в своей волшебной части переплюнула игру с сюжетом, построенным вокруг магии. Кстати, насчёт магии на ферме: есть также игра Immortal Life, сюжет которой посвящён культивации — специфическому китайскому варианту магии, и главный герой — фермер использует свои способности в том числе на огороде, и в ней много плюсов, но по ряду причин она понравилась мне немного меньше той, которой посвящён данный обзор, и магия здесь всё же «сочнее».
В течение двух лет со дня релиза в Fae Farm ещё и был кооперативный режим до четырёх человек, но студия распалась, и сервера закрыли. Теперь эта игра одиночная, но оттого не менее увлекательная, красивая и местами очень уютная, и в ней приятно проводить вечер за вечером. Рекомендую.