Найти в Дзене
ПростоПсихология

«Жизнь как постоянное ожидание катастрофы: почему долгие спокойные периоды вызывают тревогу».

Я знаю, что это состояние знакомо не только мне : чем дольше длится "хороший" период в жизни, тем сильнее нарастает тревога. Как будто обязательно настанет расплата. Поэтому даже в спокойные моменты жизни нет никакого ощущения безопасности, более того - как раз во время скандалов или возникновения сложностей наступает даже некоторое облегчение. Мне это напоминает человека, который в сталинские времена десять лет ожидал в тревоге своего ареста, и когда его наконец арестовали, он впервые за все эти годы уснул на нарах сладким сном младенца. Жизненный опыт, который приводит к такому переживанию жизни как постоянному ожиданию катастрофы, разный. Мой - это жизнь в семье, в которой не было принято прямо и сразу, по мере их возникновения, разговаривать о проблемах и своих негативных чувствах, связанных с ними. И тогда периоды затишья между бурными скандалами - это вовсе не мирное время, когда можно расслабиться. Нет - все члены семьи, включая детей, ощущают, что сейчас идет период накапливани

Я знаю, что это состояние знакомо не только мне : чем дольше длится "хороший" период в жизни, тем сильнее нарастает тревога.

Как будто обязательно настанет расплата.

Поэтому даже в спокойные моменты жизни нет никакого ощущения безопасности, более того - как раз во время скандалов или возникновения сложностей наступает даже некоторое облегчение.

Фото с Интернет
Фото с Интернет

Мне это напоминает человека, который в сталинские времена десять лет ожидал в тревоге своего ареста, и когда его наконец арестовали, он впервые за все эти годы уснул на нарах сладким сном младенца.

Жизненный опыт, который приводит к такому переживанию жизни как постоянному ожиданию катастрофы, разный.

Мой - это жизнь в семье, в которой не было принято прямо и сразу, по мере их возникновения, разговаривать о проблемах и своих негативных чувствах, связанных с ними.

И тогда периоды затишья между бурными скандалами - это вовсе не мирное время, когда можно расслабиться.

Нет - все члены семьи, включая детей, ощущают, что сейчас идет период накапливания мелкого и большого недовольства, которое не высказывается. Так было в моёй семье когда я была ребенком.

И чем дольше "мир" - тем сильнее потом будет взрыв. Худой мир, который вроде как лучше доброй ссоры, в итоге превращался в напряженное ожидание атаки.

Поэтому, как это ни парадоксально, ощущение безопасности человека в мире и в отношениях рождается из возможности прямо, без унижений и без разрыва отношений говорить с близким человеком о своем недовольстве и злости, о своих желаниях и потребностях, обсуждать разногласия.

Один из способов этому научиться это Психотерапевтические группы они-то как раз и становятся безопасны не тогда, когда все друг друга хвалят и подбадривают, а когда становится возможным в них говорить о сложных переживаниях, в том числе и в отношении членов группы - "я злюсь на тебя", "я боюсь тебя".

Фото с Интернет
Фото с Интернет

Говорить - и не быть отвергнутым с порога, а выслушанным и признанным в своем праве чувствовать то, что ты чувствуешь.

Для меня в свое время это было настоящим открытием, кстати. Я посещала много разных групп.

Психологическая безопасность в отношениях порождается свободой, а не запретами, как кажется множеству людей.

И тогда периоды мира - это действительно мир, ведь ты точно знаешь - если партнеру что-то не нравится, он об этом скажет и вы сможете это обсудить, а раз не говорит - значит мир.

Если разговор о себе чреват реальным риском психологического и физического насилия - то никакие самозапреты на выражение "опасных" чувств и мыслей не помогут почувствовать себя в убежище, и мирные паузы между скандалами - действительно предвестники беды.

И иногда это проецируется на внешний мир - как будто он нами хронически недоволен, и копит-копит свое раздражение, чтобы рано или поздно обрушиться с претензией.

Какая уж тут безопасность...

Ваш Психолог ❤