Найти в Дзене
Александр Хакимов

Давать дары и принимать дары

Как же всё-таки жить чисто, несмотря на то что любой деятельности присущи недостатки? На заре творения Брахма сказал о том, как это делать, обращаясь ко всем разумным существам. В процессе сотворения вселенной появились разумные живые существа. Люди появились от Ману, их прямого прародителя, а не от Брахмы непосредственно. Ману – это праджапати, прародитель. Брахма спросил: «Вы хотите счастья?» Все закричали: «Конечно, откуда ты знаешь, что мы хотим счастья? Это была наша тайна, наш секрет, мы мечтаем о счастье». В сердце все хотят быть счастливыми. Такова природа любой дживы, живого существа, даже микроба. Даже микроб стремится к счастью, даже у него есть свои чувства, и при помощи своих чувств он тоже хочет быть счастливым, тоже двигается и находит, где теплее, где ему лучше, где его пища. Он тоже размножается и тоже живёт, стремится к выживанию. Любое живое существо стремится к счастью. Брахма сказал: «Вот вам рецепт счастья: вы будете счастливы только жертвоприношениями, дарами». Д

Как же всё-таки жить чисто, несмотря на то что любой деятельности присущи недостатки? На заре творения Брахма сказал о том, как это делать, обращаясь ко всем разумным существам. В процессе сотворения вселенной появились разумные живые существа. Люди появились от Ману, их прямого прародителя, а не от Брахмы непосредственно. Ману – это праджапати, прародитель.

Брахма спросил: «Вы хотите счастья?» Все закричали: «Конечно, откуда ты знаешь, что мы хотим счастья? Это была наша тайна, наш секрет, мы мечтаем о счастье». В сердце все хотят быть счастливыми. Такова природа любой дживы, живого существа, даже микроба. Даже микроб стремится к счастью, даже у него есть свои чувства, и при помощи своих чувств он тоже хочет быть счастливым, тоже двигается и находит, где теплее, где ему лучше, где его пища. Он тоже размножается и тоже живёт, стремится к выживанию. Любое живое существо стремится к счастью.

Брахма сказал: «Вот вам рецепт счастья: вы будете счастливы только жертвоприношениями, дарами». Давать дары и принимать дары; угощать чистой освящённой пищей и принимать также чистую освящённую пищу; раскрывать сокровенные мысли, а не критику, а если их нет – слушать, пока они не появятся. Вот путь к развитию духовных отношений из любого состояния, умопомрачения или возбуждения. Это путь к просветлению.

Возьмите бизнесменов, которые хотят сотрудничать. Им тоже нужно взаимное доверие. Они снимают ресторан, угощают друг друга, обмениваются пищей, делают памятные подарки и делятся сокровенными планами. В этом процессе они сближаются, начинают доверять другу. Так же мужчина и женщина встречаются, чтобы познакомиться, стать близкими. Они идут в кафе, где угощают друг друга, дарят подарки, цветы, раскрывают сокровенные мысли и так сближаются.

Нужно знать, что такое дар. Настоящий дар – это не предмет. Он делается из сердца: это может быть маленькая вещь, но от сердца. Практически у всех нас есть такие маленькие вещи, которые мы храним и никогда не хотим забыть. Это может быть засушенный цветочек от первой любви или фотография, которую вы прячете от всех родственников; какой-то маленький подарочек от некой личности, которую вы не можете забыть. Бог говорит в «Гите»: патрам̇ пушпам̇ пхалам̇ тойам̇ йо ме бхактйа̄ прайаччхати. «Если человек с любовью и преданностью поднесет Мне листок, цветок, плод или немного воды, Я непременно приму его подношение» (Б.-г., 9.26).

Это секретное знание, но что в нём сложного? Можно даже не покупать цветок, а сорвать летом на клумбе. Все вы пьёте воду, поэтому, прежде чем пить, наливаете и несёте Ему. Листок от капусты оторвали какой-нибудь, или от сельдерея – что тут сложного? Сам по себе дар очень скромный, но если добавить к нему любовь, то это будет интересно. А так – каждый сам может найти цветок на клумбе, правда же? Мы можем найти сельдерей, сами можем налить себе воды, купить квартиру, машину. Но это не приносит нам счастья. Оказывается, мы счастливы, когда то же самое приносят нам в дар с любовью.

Когда учился в школе, я мечтал о подводном плавании, только и бредил им. Моя мечта была – погрузиться в Марианскую впадину, и для этого нужны были ласты, которые стоили семь рублей двадцать копеек, как сейчас помню. Я уже построил план: мы жили на Сахалине, и там, казалось, недалеко на карте Марианская впадина, там Тихий океан – рукой подать, за Курилы и там ещё чуть-чуть. Будучи ребёнком, я думал, надую резиновую лодку, возьму вёсла, подгребу немного, эхолотом измерю глубину (десять километров – не так уж много, правда же?) и нырну туда. А чтобы нырнуть глубоко, нужно придумать длинную трубку, по которой бы поступал воздух. Вот такие были у меня детские фантазии.

Когда мать узнала об этом, то сказала: «Никаких тебе ласт, никогда в жизни! Ты с дуру точно нырнёшь куда-нибудь и не вынырнешь оттуда из страха». Меня это ранило, травмировало: как это они не хотят исполнить мою детскую мечту – ласты, Марианскую впадину? На этой почве у меня был серьёзный конфликт с родителями. Я думал, что они жадные, и многое другое. Жаль, что тогда не было интернета, иначе я бы всё про них написал.

У меня был день рождения, мне тогда исполнялось 15 или 16 лет, и вот друзья пришли поздравить меня, с ластами. Я чуть сознание не потерял от радости! Ладно бы я сам купил себе ласты, но тут это был подарок, и у меня чуть сердце не разорвалось: «Какие же у меня замечательные друзья, оказывается!» Я даже про ласты был готов забыть вообще, друзья были куда важнее. Мои ценности сразу же поменялись: оказывается, дело было не в ластах. Удивительно, не правда ли? Иногда мы в сердцах говорим: «Да не в деньгах было дело на самом деле, а в наших отношениях». Мы хотим подарить кому-то свою жизнь, свои чувства, свои мысли, и предмет или язык помогают нам в этом.

Александр Хакимов