Долгое время над китайским флотом посмеивались. Мол, что они могут? Взяли старый советский недострой "Варяг", покрасили, назвали "Ляонин" - вот вам и авианосец.
Что до следующего, то второй их корабль "Шаньдун" был, по сути, копией первого. Это были большие крейсера с загнутым носом-трамплином, которые годились разве что для учебы. Но все же стоит отметить, что после входа второго в строй смеха стало меньше.
Зарубежные аналитики, попивая кофе, успокаивали себя: "Ну построят они третий, но катапульту-то как у нас не сделают. Это технологии, до которых расти целыми десятилетиями".
Как многие могли догадаться, что все они ошиблись. И теперь их ошибочка весит 80 тысяч тонн...
Знакомьтесь, перед вами Type 003 "Фуцзянь". Это больше не советская школа. Это абсолютно новый хищник, выросший именно на верфях Шанхая. У него прямая, как стрела, палуба, гигантские размеры и полное отсутствие трамплина.
Таким образом наши товарищи китайцы не просто скопировали чьи-то чертежи, они шаг за шагом перемахнули через 50 лет морской эволюции, встав в один ряд с супердержавами.
Так что же такого особенного в этом корабле и почему его появление меняет расклад сил во всем Тихом океане? Давайте скорее разбираться!
Самое главное в авианосце далеко не размер, а то, как он запускает самолеты. Старый трамплин - это просто горка. Самолет разгоняется своими двигателями. И для того чтобы взлететь, ему приходится брать меньше топлива и что самое печальное - меньше зарядов с собой. Это, по сути, "оружие одного удара" с малым радиусом.
Американцы же десятилетиями используют паровые катапульты. Это мощно, но в то же время крайне сложно: нужны тонны пресной воды, трубы постоянно лопаются, пар травит, ну вы поняли...
Что самое интересное, так это то, что хитрые и в то же время сверхтехнологичные китайцы решили перешагнуть и этот этап. Они сразу поставили на "Фуцзянь" электромагнитную катапульту (EMALS) - такую же, как на новейшем и самом дорогом корабле США "Джеральд Форд".
В чем соль? Электромагнит разгоняет самолет плавно, как поезд маглев, максимально щадя конструкцию планера.
Но есть нюанс, о котором молчат оппоненты. Американцы мучились со своим "Фордом" годами, их система постоянно ломалась, сбоила, глючила принося сотни всевозможных версий головных болей. Китай же решил уйти от головной боли довольно интересным образом, по итогам заявив, что их катапульта работает на постоянном токе (у США - на переменном), что делает ее надежнее и мощнее. Если это правда, тогда это довольно звонкая пощечина всему американскому ВПК.
Но главное не в том, кто сколько проблем решил и мигреней пережил (прямо стих какой-то получается). Главное в другом, ведь по итогу китайцы получили преимущество не только в надежности, но и в скорости. Результат весьма и весьма впечатляющий: "Фуцзянь" теоретически сможет запускать тяжелые самолеты каждые 45 секунд.
Но корабль, это всего лишь плавучий аэродром. Главная угроза таится в небе. И вот здесь новая катапульта открывает Китаю двери в высшую лигу.
Раньше, с трамплина, Китай не мог поднять в воздух тяжелые самолеты обеспечения. Их флот был "слепым" и "глухим" на дальних дистанциях.
Теперь на палубе "Фуцзяня" появится KJ-600. Это самолет ДРЛО - летающий радар с огромной тарелкой на крыше (аналог американского "Хокая"). Он видит врага за 400 с лишним километров, наводит снаряды и координирует бой. Таким образом в небе над китайским гигантом появились глаза флота.
А зубы? Это новейший палубный "стелс" J-35 (или J-31), ответ американскому F-35C.
Раньше китайские авианосцы могли только защищать себя вблизи берега. Теперь, с такой авиагруппой, они могут атаковать, контролировать воздух и диктовать условия в открытом океане.
Скептики часто тычут пальцем: "Ха! Да он же дизельный (паротурбинный)! Ему нужны танкеры, он не может плавать вечно, как американские атомные монстры".
Это факт. "Фуцзянь" дымит трубой, а не расщепляет уран. Но давайте посмотрим на карту...
Китаю пока не нужно плыть к берегам Калифорнии или в Атлантику. Их зона жизненных интересов - это "Первая цепь островов": Тайвань, Япония, Филиппины. Здесь свои базы под боком, так что то самое топливо всегда рядом.
Атомный реактор, это безумно дорого и сложно в обслуживании. Обычный котел дешевле в разы. Грубо говоря, можно построить два таких "Фуцзяня" по цене одного атомного "Форда".
Таким образом пока США тратят миллиарды на утилизацию старых реакторов и ремонт новых, Китай штампует корабли как сосиски. В этом есть циничный, но верный расчет: количество имеет свое качество.
Таким образом впервые со времен распада СССР в Тихом океане у американцев появился соперник, который играет в ту же игру, но только уже на своем поле...
Главный кошмарный сценарий для все той же Америки, это, конечно же, блокада Тайваня. Имея три авианосца (а «Фуцзянь» - это третий), Китай может создать довольно плотное кольцо вокруг мятежного острова. Один корабль на севере, один на юге, и «Фуцзянь» на востоке - отсекает любую помощь со стороны США.
Ах да, совсем забыл сказать, ведь наш сегодняшний герой "Фуцзянь" - это не финишная ленточка, это только старт. По слухам, следующий китайский авианосец (Type 004) уже планируется атомным. Дракон учится быстро, и кстати, похоже, он очень голоден.
Ставьте палец вверх, если вам понравился мой сегодняшний материал и вы так же как и я с любопытством следите за гонкой вооружений. И не забывайте подписаться на канал, будем держать руку на пульсе вместе!
А как вы считаете, сможет ли китайский дракон реально потеснить американского орла в океане? Или технологии без векового опыта реальных морских сражений, это просто дорогой металлолом? Пишите свое мнение в комментариях, очень интересно обсудить!