Найти в Дзене

Косолапые Tatra: нестандартные нагрузки на подшипники

Продолжаем серию необычных решений в шасси с нестандартными нагрузками на ступичные подшипники. На этот раз героем обзора будут грузовые внедорожные самосвалы Tatra 815, имеющие полный привод, хребтовую раму и полностью независимую подвеску всех осей! Первый прототип модели был спроектирован ещё в 1970 году, но сама машина вышла в рынок только в 1983 году и спустя несколько глубоких модернизаций и смен поколений двигателей концептуально производится до сих пор. Лучшей демонстрацией возможностей шасси служили многочисленные успешные ралли-рейды, джип-триалы и кругосветные экспедиции. Уже сложно посчитать, сколько их было поставлено в нашу страну со времён СССР, но до сих пор в региональных автопарках их можно встретить в строю! Хребтовая рама представляет из себя трубу большого диаметра, в которой размещена трансмиссия и приводы. Такая конструкция имеет чрезвычайную жесткость и позволяет модульно варьировать шасси со схемами 4х4, 6х6, 8х8, 10х8, 10х10, 12х8 и 12х12! К центральной балке

Продолжаем серию необычных решений в шасси с нестандартными нагрузками на ступичные подшипники.

На этот раз героем обзора будут грузовые внедорожные самосвалы Tatra 815, имеющие полный привод, хребтовую раму и полностью независимую подвеску всех осей!

Первый прототип модели был спроектирован ещё в 1970 году, но сама машина вышла в рынок только в 1983 году и спустя несколько глубоких модернизаций и смен поколений двигателей концептуально производится до сих пор. Лучшей демонстрацией возможностей шасси служили многочисленные успешные ралли-рейды, джип-триалы и кругосветные экспедиции. Уже сложно посчитать, сколько их было поставлено в нашу страну со времён СССР, но до сих пор в региональных автопарках их можно встретить в строю!

Хребтовая рама представляет из себя трубу большого диаметра, в которой размещена трансмиссия и приводы. Такая конструкция имеет чрезвычайную жесткость и позволяет модульно варьировать шасси со схемами 4х4, 6х6, 8х8, 10х8, 10х10, 12х8 и 12х12! К центральной балке хребтовой рамы крепятся силовой агрегат и качающиеся полуоси, снабжённые пыльниками, а внутри трубы проложен вал, передающий вращение от коробки передач к сателлитам. Правые качающиеся полуоси сдвинуты на 55 миллиметров относительно левых, и главная передача у каждой полуоси своя, чтобы обеспечить их независимое качание.

Именно за возможность артикуляции каждого из колёс модель и назвали «косолапой». Если самосвал пустой, то самосвал поднимается, а учитывая конструкцию осей, колёса становятся с ярко выраженным отрицательным наклоном, что позволяет на шоссе не изнашивать задние внутренние покрышки, снижать затраты на качение, экономить топливо. Как только самосвал загружается, положение колёс выравнивается и нагрузка распределяется и на внутренние, и на внешние колёса.

-2

К недостаткам такой конструкции относится неравномерный износ внешних шин (которые время от времени нужно разворачивать на 180° (!), а также крайне нетипичные нагрузки на задние ступичные подшипники, необходимость их постоянной регулировки с использованием специальных оправок и следовательно, весьма спорный ресурс, т.к. необходима особая квалификация механиков и водителей.