Найти в Дзене
Стражи Родины

За спасение, конечно же, спасибо, но на этом все: какой на самом деле была благодарность Конева, после того как Жуков спас его в 41-м

Если бы меня попросили описать знаменитую историю благодарности Конева одним коротким предложением, то я бы написал следующее: за спасение, конечно же, спасибо, но на этом все. Не поверите, но ровно это и произошло, когда в середине 60-х уже самому Жукову понадобилась помощь Ивана Степановича... Да, если посмотреть на это с другой стороны, стороны в которой нам часто показывают максимально идеальную картинку, на которой Маршалы Победы стоят плечом к плечу на Мавзолее, мундиры в орденах, вечное братство и тд и тп. Но если заглянуть за кулисы этой парадной витрины, откроется такое... что лучше и не открывать вовсе. Два титана. Два гения Великой Отечественной (и не только). Георгий Жуков и Иван Конев. Их судьбы переплелись в тугой узел, который будут распутывать еще долгие годы. Один спас другому жизнь, когда расстрельная команда уже, фигурально выражаясь, взводила курки. Казалось бы, такая услуга связывает людей до самой гробовой доски. Сложно поверить, что всего спустя 16 лет тот, кого

Если бы меня попросили описать знаменитую историю благодарности Конева одним коротким предложением, то я бы написал следующее: за спасение, конечно же, спасибо, но на этом все.

Не поверите, но ровно это и произошло, когда в середине 60-х уже самому Жукову понадобилась помощь Ивана Степановича...

Да, если посмотреть на это с другой стороны, стороны в которой нам часто показывают максимально идеальную картинку, на которой Маршалы Победы стоят плечом к плечу на Мавзолее, мундиры в орденах, вечное братство и тд и тп.

Но если заглянуть за кулисы этой парадной витрины, откроется такое... что лучше и не открывать вовсе.

Два титана. Два гения Великой Отечественной (и не только). Георгий Жуков и Иван Конев. Их судьбы переплелись в тугой узел, который будут распутывать еще долгие годы.

Один спас другому жизнь, когда расстрельная команда уже, фигурально выражаясь, взводила курки. Казалось бы, такая услуга связывает людей до самой гробовой доски. Сложно поверить, что всего спустя 16 лет тот, кого спасли, нанес своему спасителю удар такой силы, что даже сам маршал Жуков едва смог оправиться...

Как Конев отплатил за жизнь? Давайте скорее разбираться в этой непростой истории.

Чтобы понять масштаб того самого поступка, нужно перенестись в холодный и страшный октябрь 1941 года.

В год в котором под Вязьмой происходила самая настоящая катастрофа. В год, в котором немецкие танковые клинья вспороли нашу оборону. В год, в котором в котлах гибли целые армии, а дорога на Москву фактически была полностью открыта для немецкого шествия.

Именно в этот момент командует Западным фронтом генерал-полковник Иван Конев. Разумеется, что связи с войсками почти нет, управления почти полностью отсутствовало.

Именно в тот самый момент на ставку приезжает комиссия ГКО во главе с Молотовым и Ворошиловым. И приезжают они отнюдь не чай пить, а искать виновных!

Атмосфера была наэлектризована до предела. Разумеется, что в этот момент все прекрасно помнили печальную судьбу генерала Павлова, которого расстреляли летом 41-го за потерю управления войсками. Конев понимал, что почти со сто процентной вероятностью он следующий. Сталин не прощал таких провалов.

Приговор, по сути, был уже готов. Нужен был лишь один авторитетный голос "за", чтобы командующий Западным фронтом превратился в того самого "врага народа". И так случилось, что этот самый решающий голос принадлежал человеку, которого Сталин вызвал спасать печальное положение советских войск, ну и самого Конева, разумеется - Георгию Жукову.

"Не сносить головы, а спасать Москву"

Жуков прибыл в штаб, оценил обстановку и буквально тут же связался с Верховным.

Разговор был коротким и жестким. Сталин, кипя от гнева, предложил отдать Конева под трибунал. Казалось, судьба Ивана Степановича была решена еще задолго до разговора...

Но тут Жуков делает неожиданный ход. Он твердо говорит Сталину:

- Расстрелом делу не поможешь. Конев, крайне опытный полководец, он нам еще пригодится!

Там же он предлагает оставить Конева своим заместителем (а чуть позже, как все мы помним, тут рекомендует его на командование всем Калининским фронтом).

Вдумайтесь в этот момент. Это очень важная часть моего сегодняшнего повествования. Ведь тогда Жуков не просто спас коллегу. Он проявил прагматизм.

Правда был еще один маленький нюанс, ведь по факту это был еще и психологический ход, в котором спасая Конева, он его невольно принизил. Ведь именно в тот момент Конев из полноценного командующего стал заместителем, став подчиненным своего главного конкурента. Для амбициозного военного это и спасение, и глубочайшая травма самолюбия одновременно.

Именно тогда, быть может, и было посеяно зерно будущей драмы и развязки моего сегодняшнего сюжета одновременно.

Жуков и Конев на командном пункте (архивное фото)
Жуков и Конев на командном пункте (архивное фото)

По итогу абсолютно всю ВОВ они шли рядом, работая словно два медведя в одной берлоге (в самом хорошем смысле). Но Жуков всегда был на полкорпуса впереди. Он - Заместитель Верховного, он Маршал №1, он и принимает Парад Победы на белом коне.

Конев всегда был второй, а иногда даже не входил и в тройку. Талантливый, жесткий, но второй.

Апогеем их соперничества стала самая настоящая гонка за Берлин в 1945 году. Сталин, этот мастер интриг, специально не провел разграничительную линию между их частями в самом Берлине, позволив маршалам соревноваться, выяснив кто первым возьмет Рейхстаг.

Конев гнал свои танки на пределе возможностей, мечтая войти в историю как покоритель столицы Рейха, но по итогу Сталин все же остановил его, отдав все лавры победы именно Жукову.

Представьте, что творилось в душе у Ивана Степановича. Благодарность за спасение в 41-м смешивалась с жгучей обидой профессионала.

Казалось бы, после окончания Великой Отечественной, когда пушки наконец-то замолчали, страсти должны были улечься. Но старая обида и, возможно, тягость "вечного должника" сыграли свою роковую роль, когда Жуков оступился...

1957 год. Никита Хрущев, опасаясь огромной популярности Жукова в армии и народе, решает убрать его с поста Министра обороны. Хрущеву нужна поддержка авторитетных маршалов, чтобы это не выглядело как тупая расправа над опасным оппонентом.

Именно в этот момент у Конева был выбор. Он мог промолчать. Мог сказаться больным. Ну или на крайний случай выступить сдержанно, "для галочки", так сказать.

Но Иван Степанович вышел на трибуну Пленума ЦК и произнес речь, которая стала гвоздем в крышку политического гроба Жукова. Он обвинил своего спасителя в "бонапартизме", в насаждении культа личности и в том, что Жуков якобы приписывает все победы себе.

Увы, но ему этого показалось мало. 3 ноября 1957 года в главной газете страны, в "Правде", выходит разгромная статья за подписью как думаете кого? Верно, все того же Конева. Это был уже публичный удар, удар на всю страну.

По воспоминаниям современников, Жуков, узнав о позиции Конева, был потрясен больше всего.

Почему он это сделал?

-3

Конечно, мы не можем залезть в голову маршалу Коневу. Но историки выдвигают две версии.

Первая - банальный страх. Хрущевская система ломала и не таких людей. Отказаться "топить" Жукова означало самому попасть в немилость.

Вторая версия - психологическая. Говорят, тяжелее всего простить человека, которому ты обязан жизнью. Это вечное чувство долга давит, унижает гордого человека. И когда появляется шанс сбросить этот груз, наконец-то уничтожив своего "кредитора", подсознание толкает на предательство.

Но все же история все расставила по местам. Георгий Жуков, отправленный в опалу, ловивший рыбу и писавший мемуары, остался в народной памяти великим Маршалом Победы.

Иван Конев остался на вершине власти, но пятно 1957 года смыть так и не смог...

Как по мне, эта история, максимально жесткий урок того, что во время той самой битвы все просто - враг очевиден и находится по ту сторону окопа. А в коридорах власти все куда сложнее, ведь во всех этих коридорах даже спасение жизни не гарантирует лояльности, а удар в спину может нанести тот, кому ты сам когда-то подарил жизнь.

Ставьте палец вверх, если вам понравился мой сегодняшний материал и вы тоже цените историческую правду, какой бы горькой она ни была. Подписывайтесь на канал, как вы уже могли догадаться, порой у нас бывает не только интересно, но и полезно.

Как вы считаете, друзья, был ли у Конева выбор в 1957 году? Или политика уничтожает само понятие офицерской чести и дружбы? Делитесь своим мнением в комментариях, это сложная тема.