Найти в Дзене
История транспорта

Полёты самолётов Боинг-747 в Советский Союз

Статья написана по просьбе читателей. Как уже говорилось ранее, в шестидесятые – семидесятые годы ХХ века в Советском Союзе сеть гражданских аэропортов, способных принимать межконтинентальные лайнеры типа Ту-114 и Ил-62 была развита слабо. При этом ни один аэропорт СССР, включая «глянцевый» международный московский аэропорт Шереметьево не мог тогда принимать широкофюзеляжные пассажирские лайнеры зарубежного производства типа А300, DC-10, L-1011 и B-747. На дальних рейсах, соединявших Москву с США, Канадой и Юго-Восточной Азией тогда работали B-707 и DC-8. Ситуация изменилась в 1977 году, когда в Шереметьево была введена в эксплуатацию новая взлётно-посадочная полоса. 4 апреля 1978 года аэропорт Шереметьево принял первый в истории Советского Союза широкофюзеляжный пассажирский самолёт Airbus A300B2-1C авиакомпании Air France F-BVGF рейсом AF720/721 из парижского аэропорта имени Шарля де Голля. Параллельно началась работа по организации приёма «широкофюзеляжников» других типов и других

Статья написана по просьбе читателей.

Как уже говорилось ранее, в шестидесятые – семидесятые годы ХХ века в Советском Союзе сеть гражданских аэропортов, способных принимать межконтинентальные лайнеры типа Ту-114 и Ил-62 была развита слабо. При этом ни один аэропорт СССР, включая «глянцевый» международный московский аэропорт Шереметьево не мог тогда принимать широкофюзеляжные пассажирские лайнеры зарубежного производства типа А300, DC-10, L-1011 и B-747. На дальних рейсах, соединявших Москву с США, Канадой и Юго-Восточной Азией тогда работали B-707 и DC-8. Ситуация изменилась в 1977 году, когда в Шереметьево была введена в эксплуатацию новая взлётно-посадочная полоса.

4 апреля 1978 года аэропорт Шереметьево принял первый в истории Советского Союза широкофюзеляжный пассажирский самолёт Airbus A300B2-1C авиакомпании Air France F-BVGF рейсом AF720/721 из парижского аэропорта имени Шарля де Голля.

Первый Аэробус А300 авиакомпании Air France F-BVGF в аэропорту Шереметьево, 4 апреля 1978 года
Первый Аэробус А300 авиакомпании Air France F-BVGF в аэропорту Шереметьево, 4 апреля 1978 года

Параллельно началась работа по организации приёма «широкофюзеляжников» других типов и других авиакомпаний. Основной проблемой оставались размеры рулежных дорожек и стоянок, которые не позволяли работать самолётам больших габаритов на старом перроне. Поэтому решение вопроса отложили до введения в эксплуатацию в июне 1980 года нового пассажирского терминала Шереметьево-2.

Но тут вмешался случай. 24 декабря 1979 года начался ввод советских войск на территорию Афганистана. В январе 1980 года США и страны Западной Европы ввели против СССР целый ряд ограничений торгового, культурного и дипломатического плана. В числе прочего, ограничения коснулись и авиаперелётов в- и над СССР. Некоторые авиакомпании, такие, как Pan Am вообще прекратили полёты в Советский Союз и запретили летать в США самолётам Аэрофлота. Британская авиакомпания British Airways и французская Air France отказались от транссибирских рейсов над Советским Союзом в Токио. Появление новой зарубежной авиатехники опять задерживалось.

На транссибирской трассе осталась японская авиакомпания JAL, выполнявшая рейсы из Токио через Москву в Париж, Лондон и Франкфурт на самолёте DC-8-62H и западногерманская Lufthansa на Boeing707-330C. Замену DC-8 на В-747 японцы запланировали на к началу весенней навигации 1982 года.

5 марта 1982 года авиакомпания JAL на самолете «Боинг 747-146В» выполнила технический рейс Токио — Шереметьево – Париж.

Боинг-747 авиакомпании JAL на перроне аэропорта Шереметьево-2, 5 и 6 марта 1982 года
Боинг-747 авиакомпании JAL на перроне аэропорта Шереметьево-2, 5 и 6 марта 1982 года

1 апреля 1982 года состоялся первый в истории рейс с пассажирами через московский аэропорт Шереметьево на самолете Boeing 747-246B JA8129 рейсом JL440/441 Токио (Нарита) – Москва (Шереметьево) – Париж (Шарль де Голль).

4 апреля Боинг 747-200 заменил DC-8 на рейсе JL442/443 из Лондона через Москву в лондонский аэропорт Хитроу.

В июньском расписании авиакомпании JAL на европейском направлении оставался только один рейс на DC-8-62H – JL446/447 Токио – Москва – Франкфурт. Но и его заменили на «Джамбо» 2 июля 1982 года. Таким образом, к лету 1982 года японцы полностью перешли на обслуживание трассы Япония – Москва – Западная Европа самолётами Боинг 747.

Boeing 747-246B JA8129 у гейта № 4 терминала Шереметьево-2, весна 1982 года
Boeing 747-246B JA8129 у гейта № 4 терминала Шереметьево-2, весна 1982 года

3 июля 1982 года на Транссиб вернулась французская авиакомпания Air France, и сразу на «Джамбо». Боинг 747 стал выполнять рейс AF269/270 по маршруту CDG - SVO – NRT один раз в неделю, в направлении Токио по субботам, в направлении Парижа по воскресеньям.

Боинг 747 авиакомпании Air France у телетрапа в московском аэропорту Шереметьево-2. Фото Виктора Чернова, РИА-Новости
Боинг 747 авиакомпании Air France у телетрапа в московском аэропорту Шереметьево-2. Фото Виктора Чернова, РИА-Новости

Первоначально самолёты типа Боинг 747 в Шереметьево ставили только на стоянки №№ 4 и 18. Потом, с увеличением количества рейсов на них – на стоянки №№ 11 и 13.

Схема перрона аэропорта Шереметьево. Красными кружками выделены стоянки для самолётов Боинг 747
Схема перрона аэропорта Шереметьево. Красными кружками выделены стоянки для самолётов Боинг 747

Трасса маршрута Москва – Токио проходила над городами и населёнными пунктами Нерль, Вологда, Котлас, Ухта, Надым, Туруханск, Тура, Ленск, Чульман, Чегдомын, Хабаровск. Основными запасными аэропортами были Шереметьево и Хабаровск. На случай нештатных ситуаций предполагалось использовать в качестве запасного новосибирский аэропорт Толмачёво.

Карта трассы Москва – Токио
Карта трассы Москва – Токио

С 1966 года основным условием использования транссибирского маршрута для авиакомпаний из капиталистических стран советское правительство ставило посадку в одном из городов Советского Союза. Во времена 707-х Боингов и 8-х Дугласов это было не критичное условие. Но с появлением самолётов Boeing-747, Boeing-767-200ER/300ER и DC-10-30ER, способных преодолевать расстояние от европейских столиц до Японии без посадки, промежуточная посадка в Советском Союзе стала помехой. Без неё экономилось время в пути и топливо, и зарубежные авиакомпании поставили вопрос перед СССР о возможности осуществления транссибирских полётов без посадки в аэропортах Советского Союза. Это совпало с приходом к власти в СССР М.С. Горбачёва, отличавшегося либерализмом, и начавшейся в стране перестройке. Поэтому вопрос был решён достаточно оперативно. В 1985 году советское правительство пошло навстречу просьбам иностранных авиаперевозчиков предоставить воздушное пространство Союза ССР для прямых беспосадочных полётов из Европы в Японию и страны Юго-Восточной Азии.

При этом при полётах в Бангкок, Дели, Карачи и Сингапур запасным аэропортом для широкофюзеляжников стал Ташкент.

Беспосадочная трасса Европа-Япония, проходящая над территорией СССР, в основном, осталась той же. С той разницей, что иностранные самолёты теперь обходили Москву с Севера и выходили на трассу Москва – Токио в точке «Котлас», N61°14'30.00" E046°42'48.00". Со стороны Австрии, Швейцарии и Италии вход был через Брест, Минск, Витебск. Со стороны Германии и Франции – через Вильнюс, Великие Луки, Вологду. Со стороны Великобритании и стран Скандинавии – через Таллин и Ленинград. Основными запасными аэродромами по-прежнему оставались Шереметьево и Новый.

Во второй половине и в конце восьмидесятых годов сирийская авиакомпания Syrian Arab Airlines иногда ставила на рейс Дамаск – Москва вместо Ту-154М Boeing 747SP-94. Как вспоминали ветераны, это обычно происходило в начале и в конце учебного года для подвоза в Москву сирийских студентов, которые в те годы массово обучались в Советском Союзе. Известно фото машины YK-AHB в Шереметьево в 1987 или 1988 году. Более точных данных по этим полётам нет.

С 1986 года США и страны Запада постепенно снимали ограничения, наложенные на Советский Союз после ввода войск в Афганистан. В частности, западные авиакомпании стали возвращаться в СССР.

1 июня 1986 г. British Airways вернулась на трассу Лондон – Москва – Токио рейсом ВА007/008 на самолете Боинг 747-236Б.

19 марта 1987 авиакомпания Pakistan International Airways на самолёте Boeing 747-282В открыла рейс РК783/784 Исламабад – Шереметьево – Лондон. Но просуществовал он недолго, уже в 1988 году пакистанцы стали летать в Англию без промежуточной посадки в Москве.

Боинг 747 авиакомпании Pakistan International Airways в аэропорту Шереметьево, в первый прилёт 19 марта 1987 года. Источник и автор указаны на фото
Боинг 747 авиакомпании Pakistan International Airways в аэропорту Шереметьево, в первый прилёт 19 марта 1987 года. Источник и автор указаны на фото

29 октября 1987 года голландская авиакомпания KLM на самолетах Боинг 747 вводит пассажирские рейсы KL863/864 Амстердам – Москва – Токио. Пока один раз в неделю.

27 марта 1988 года полёты Рим – Москва – Токио стала выполнять итальянская авиакомпания «Alitalia» на самолёте Boeing 747-243. Рейс AZ1784/1785 выполнялся два раза в неделю, в Токио по вторникам и субботам, в Рим – по средам и воскресеньям.

Важным событием в истории авиации стало введение 14 мая 1988 года авиакомпанией Pan American прямого беспосадочного рейса Нью-Йорк – Москва, РА030/031. Для этого рейса компания специально подготовила Boeing747-121 регистрационный знак N733PA и назвала его «Clipper Moscow Express». Первоначально рейс выполнялся три раза в неделю, из Москвы по средам, субботам и воскресеньям, а с 1989 года – четыре раза, по средам, пятницам, субботам и воскресеньям.

Boeing 747-121 N733PA «Clipper Moscow Express» выполнил свой первый рейс в Москву 14 мая 1988 года. Скриншот из документального фильма, посвящённого этому событию
Boeing 747-121 N733PA «Clipper Moscow Express» выполнил свой первый рейс в Москву 14 мая 1988 года. Скриншот из документального фильма, посвящённого этому событию

6 июля 1988 западногерманская авиакомпания Lufthansa возвращается на транссибирский маршрут. Рейс LH711/712 Франкфурт – Москва – Токио «Люфты» выполняют на самолете Boeing747-230B два раза в неделю: по понедельникам и средам в Токио, по вторникам и четвергам обратно. В начале 90-х годов в связи с большим спросом на рейс 711/712 стали ставить более современный и вместительный Boeing 747-430.

В 1989 году на линию Лондон – Токио изъявила желание работать английская авиакомпания Virgin Atlantic Airways. Согласование и все разрешительные мероприятия с советской стороны прошло довольно быстро. И вот, в понедельник, 1 мая 1989 года Boeing 747 Virgin Atlantic вылетел в свой первый рейс VS904 по маршруту Лондон – Москва – Токио. По расписанию в Москву он прибыл в 17:05 и через один час и десять минут вылетел в столицу Японии.

Боинг 747 авиакомпании Virgin Atlantic Airways в московском аэропорту Шереметьево, 1990 год
Боинг 747 авиакомпании Virgin Atlantic Airways в московском аэропорту Шереметьево, 1990 год

В том же 1989 году по Транссибирской воздушной трассе из Токио в Лондон захотела работать вторая по величине авиакомпания Японии – All Nippon Airways, до недавнего времени летавшая в основном на внутрияпонских маршрутах.

Как и в случае с Virgin Atlantic, с советской стороны все разрешительные документы оформили достаточно быстро, и 24 июля 1989 года первый Боинг-747 авиакомпании All Nippon вылетел рейсом NH203 по маршруту Токио – Москва – Лондон. С 1989 года и до развала Советского Союза рейс NH203/204 выполнялся один раз в неделю: в Лондон по понедельникам, в Токио – по средам.

Boeing 747-281 JA8182 авиакомпании All Nippon Airways заходит на посадку в московском аэропорту Шереметьево, 1990 г. Фото А.Букина
Boeing 747-281 JA8182 авиакомпании All Nippon Airways заходит на посадку в московском аэропорту Шереметьево, 1990 г. Фото А.Букина

31 марта 1990 года южнокорейская авиакомпания Korean Air на самолетах «Boeing747-2B5B» вводит пассажирский рейс KE913/914 Сеул – Москва – Амстердам – Цюрих.

5 декабря 1991 года авиакомпания South African Airways на самолёте Боинг-747-244В выполнила рейс Йоханнесбург – Москва. Это была последняя авиакомпания, начавшая летать на «Джамбо» в Советский Союз.

Южноафриканский Боинг 747 в аэропорту Шереметьево, 5 декабря 1991 года. Фото: Владимир Яцина. Источник указан на фото
Южноафриканский Боинг 747 в аэропорту Шереметьево, 5 декабря 1991 года. Фото: Владимир Яцина. Источник указан на фото

При перепечатке ссылка на канал обязательна.

Коммерческое использование статьи, либо её фрагментов, только с письменного согласия автора.

Спасибо за внимание.