Найти в Дзене

За фасадом благополучия: причины асоциального поведения детей и подростков

В продолжение резонансной истории о школьном нападении, произошедшей вчера, а также отвечая на запрос в комментариях, делюсь своими размышлениями. Когда мы слышим об актах вандализма, агрессии, школьной травле или уходе в деструктивные субкультуры, часто возникает стереотип: «это дети из неблагополучных семей». Да, действительно, очень часто подобным образом проявляют себя дети именно из дисфункциональных семей. В таких семьях легко заимствуется асоциальная модель поведения: эмоциональная распущенность, грубое обращение, насильственное общение, злоупотребление алкоголем и психоактивными веществами. Кроме того, в подобных семьях высок риск генетически обусловленного прекурсора такого поведения: как правило, по линии родителей обнаруживаются родственники с психиатрическими расстройствами, девиантным поведением, зависимостями. Однако практика психологов, педагогов и социальных работников показывает, что асоциальное поведение (действия, нарушающие принятые нормы и права других) встречается
Причины асоциального поведения детей и подростков
Причины асоциального поведения детей и подростков

В продолжение резонансной истории о школьном нападении, произошедшей вчера, а также отвечая на запрос в комментариях, делюсь своими размышлениями.

Когда мы слышим об актах вандализма, агрессии, школьной травле или уходе в деструктивные субкультуры, часто возникает стереотип: «это дети из неблагополучных семей». Да, действительно, очень часто подобным образом проявляют себя дети именно из дисфункциональных семей. В таких семьях легко заимствуется асоциальная модель поведения: эмоциональная распущенность, грубое обращение, насильственное общение, злоупотребление алкоголем и психоактивными веществами. Кроме того, в подобных семьях высок риск генетически обусловленного прекурсора такого поведения: как правило, по линии родителей обнаруживаются родственники с психиатрическими расстройствами, девиантным поведением, зависимостями.

Однако практика психологов, педагогов и социальных работников показывает, что асоциальное поведение (действия, нарушающие принятые нормы и права других) встречается и у детей из внешне благополучных, обеспеченных и полных семей. Почему так происходит? Давайте рассмотрим основные причины.

1. Дефицит эмоциональной близости и «гиперопекающий невроз»

Благополучие семьи часто измеряется материальным достатком и социальным статусом. Но за этим нередко скрываться эмоциональная пустота.

Родители-призраки: Занятые карьерой и собственной реализацией родители заменяют качественное общение и искренний интерес дорогими подарками, гаджетами и свободой действий. Подросток, лишенный глубокой эмоциональной связи и и искренней вовлеченностью в него со стороны близких, чувствует себя одиноким и ненужным, а асоциальные поступки становятся криком о помощи или способом заполнить внутреннюю пустоту.

Гиперопека и тотальный контроль: Обратная сторона — семья, где ребенок является «проектом». Его жизнь расписана по минутам: репетиторы, секции, курсы. Свободы выбора, права на ошибку и личного пространства нет. В подростковом возрасте естественным бунтом против такого удушающего контроля становится протестное поведение — уходы из дома, эксперименты с запрещенными веществами, демонстративное нарушение правил. Это попытка отстоять свое «Я».

2. Искаженная система ценностей и двойные стандарты

Дети считывают не слова, а реальные поступки и негласные установки семьи.

Культ успеха и вседозволенность: Если в семье главная ценность — материальный успех любой ценой, а правила общества рассматриваются как препятствие для «сильных», подросток усваивает эту модель. Он может считать, что статус и деньги позволяют ему преступать нормы (издеваться над слабыми, не считаться с чужим мнением, отстаивать свое превосходство).

«Не выноси сор из избы»: Внешняя картинка «идеальной семьи», где запрещено проявлять «негативные» эмоции (злость, обиду, страх), приводит к вытеснению проблем. Подросток, не имея возможности обсудить трудности дома, ищет выход в агрессии или уходит в асоциальные компании, где его принимают «любым».

3. Психологические и возрастные особенности

Кризис идентичности: Подростковый возраст — это период поиска себя, отделения от семьи. Эксперименты с поведением, в том числе и нарушающим нормы, — способ понять границы своего «Я», проверить на прочность мир вокруг.

Низкая самооценка и потребность в признании: Внутренняя неуверенность, часто маскируемая под браваду, может толкать подростка на рискованные или жестокие поступки, чтобы завоевать авторитет в глазах сверстников, особенно если в семье его достижения воспринимаются как должное.

4. Влияние внешней среды и цифровой реальности

Давление сверстников и буллинг: Желание вписаться в референтную группу может пересилить внутренние моральные установки. Подросток может участвовать в травле или вандализме, чтобы не стать изгоем самому.

Информационная перегрузка и десоциализация: Виртуальный мир со своими, часто агрессивными, нормами может замещать реальное общение. Анонимность в сети размывает ответственность, а кибербуллинг, троллинг и доступ к деструктивному контенту формируют модели поведения, переносимые в реальную жизнь.

Кризис авторитетов: В эпоху интернета авторитет родителей, учителей и традиционных институтов часто ставится под сомнение. Подросток ищет новых «лидеров мнений» в радикальных сообществах или субкультурах, пропагандирующих асоциальный образ жизни.

5. Психические особенности: расстройства личности, РДВГ, депрессия, дебют психиатрических заболеваний могут проявляться в асоциальных поступках. Напоминаю, что именно с подросткового возраста начинают явственно проступать симптомы психических отклонений и здесь своевременное обращение к специалисту может играть решающую роль. Правда, в благополучных семьях такие состояния часто отрицаются или списываются на «плохой характер», и это может сильно усугублять ситуацию и приводить к трагическим последствиям.

А что вы думаете об этом феномене? Поделитесь вашим мнением и опытом!