Найти в Дзене
Коллекция заблуждений

"Унесённые судьбой": Как Маргарет Митчелл и Вивьен Ли стали вечными пленницами Скарлетт О'Хары

Маргарет Митчелл написала книгу, которая навсегда изменила американскую литературу. Вивьен Ли сыграла роль, ставшую эталоном женственности, силы и противоречивости. Маргарет Митчелл подарила миру её характер — дерзкий, страстный, неидеальный. Вивьен Ли сделала её живой — с горящим взглядом, стальным голосом и невероятной харизмой. Без Митчелл не было бы Скарлетт. Без Вивьен Ли мы не полюбили бы её так сильно. Но как случилось, что вымышленный персонаж смог подчинить себе реальные жизни своих создательницы и исполнительницы? Большей частью жизненные обстоятельства Скарлетт О’Хара в романе «Унесенные ветром» были подсказаны писательнице своей личной жизнью. Маргарет Митчелл родилась в 1900 году, в семье адвоката Юджина Митчелла и суфражистки Марии Изабеллы, второе имя которой Май Белль. Её мать придерживалась передовых взглядов и боролась за избирательные права женщин. У Маргарет родословная по отцовской линии, как и у Скарлетт, уходит корнями в Ирландию, по линии матери- во Францию.
Оглавление

Маргарет Митчелл написала книгу, которая навсегда изменила американскую литературу. Вивьен Ли сыграла роль, ставшую эталоном женственности, силы и противоречивости. Маргарет Митчелл подарила миру её характер — дерзкий, страстный, неидеальный. Вивьен Ли сделала её живой — с горящим взглядом, стальным голосом и невероятной харизмой. Без Митчелл не было бы Скарлетт. Без Вивьен Ли мы не полюбили бы её так сильно. Но как случилось, что вымышленный персонаж смог подчинить себе реальные жизни своих создательницы и исполнительницы?

Часть 1: "Маргарет, которая создала Скарлетт»

Большей частью жизненные обстоятельства Скарлетт О’Хара в романе «Унесенные ветром» были подсказаны писательнице своей личной жизнью. Маргарет Митчелл родилась в 1900 году, в семье адвоката Юджина Митчелла и суфражистки Марии Изабеллы, второе имя которой Май Белль. Её мать придерживалась передовых взглядов и боролась за избирательные права женщин. У Маргарет родословная по отцовской линии, как и у Скарлетт, уходит корнями в Ирландию, по линии матери- во Францию. Маргарет была южанкой – она родилась и жила в Атланте, где происходят все события романа. С детства она любила слушать рассказы своих дедушек, которые участвовали в Гражданской войне между Севером и Югом на стороне южан, когда один получил пулю в висок, по чистой случайности не задевшую мозг; другому пришлось долго скрываться от победителей-янки. А отец Маргарет был председателем местного исторического общества. Она с детства писала, сначала рассказы о животных, после перешла к сказкам и приключениям. Вот воспоминания о юной Митчелл одной из её подруг: «Трудно передать её веселость, её интерес к людям и основательное знание их натуры, широту её интересов и круга чтения, её преданность друзьям, а также живость и обаяние её речи. Многие южане — прирожденные рассказчики, но Маргарет рассказывала свои истории так забавно и искусно, что люди в переполненной комнате могли, замерев, слушать её весь вечер». Помимо творческих дарований Маргарет Митчелл не напрасно считалась первой красавицей Атланты. Всех перспективных женихов привлекала не только её грациозная фигурка и огромные чарующие глаза , но и блестящее остроумие, умение танцевать.

-2

Друзья со школьных времён называли её Пегги. Может быть именно поэтому первоначальное имя главной героини «Унесенных ветром» было созвучно – Пэнси. У Пегги был даже специальный альбом, куда она успела занести больше сорока поклонников, назначивших ей свидание. Митчелл была, по её собственным словам, «беспринципной кокеткой».Характер Пегги- Маргарет во многом напоминал Скарлетт своим кокетством, упрямством, авантюризмом, и независимостью. Так же, как и Скарлетт в романе, - девушке пришлось перенести в своей жизни много утрат. Ей было всего 18, когда на войне погиб ее жених, и каждый год в день его смерти она посылала его матери цветы. Вскоре от испанского гриппа умерла ее мать. Отец не справился с переживаниями и заболел нервным расстройством. Как и Скарлетт в романе « Унесенные ветром», Маргарет тоже пришлось взять в свои руки управление поместьем. Вот здесь и проявилась её мужская хватка. Еще в 17 лет она записала в дневнике, что будь юношей выбрала бы военное училище. В 22 года Митчелл поступила на работу в газету «Атланта Джорнал», сумела стать ведущим репортером и даже получила прозвище «золотого пера» газеты. Тут сказалась наследственность со стороны матери как суфражистки. Ведь в те времена журналистика была исключительно мужской профессией. И Маргарет стала одевать мужской костюм. Дело дошло до того, что в «Манифесте феминисток» была опубликована фотография девушки в мужской одежде и ковбойской шляпе, за что от нее отказалась родная бабка. Личная жизнь будущей писательницы тоже началась со скандала. Чтобы досадить своим родственникам, она вышла замуж за «обаятельного разгильдяя» Беррьена Апшоу. Он сразил её в самое сердце полным отсутствием приличий и манер, когда смог заявиться босиком на светский прием. По настоянию родственников на свадьбе по традиции невеста была в белом платье с длинным шлейфом, а жених – в белом костюме с галстуком. Однако Маргарет и здесь нашла способ отличиться. На венчании в руках у неё был не традиционный букет из белых лилий, а огромный букет из ярко-красных роз… Все газеты на следующий день писали: «Никогда еще Атланта не видывала подобного!».

-3

Ее первого мужа принято считать прототипом Ретта Батлера. Во первых- внешне, когда за рыжую шевелюру он получил прозвище Ред, что созвучно имени главного героя «Унесенных ветром». Во-вторых, он отличался скверным нравом, часто менял любовниц, был выпивохой, бросал на ветер деньги. Он, как и Батлер позже в романе, был контрабандистом, точнее — бутлегером, перевозил спиртное, которое тогда было запрещено. Разлад в семье начался, когда Маргарет застала Реда с горничной за весьма недвусмысленным занятием. Она стала настаивать на разводе, но Ред, как всякий ревнитель традиционных ценностей, был против развода и зверски избил жену за попытку уйти. Маргарет было не так просто сломать. Она обзавелась пистолетом, который брала с собой даже в постель, и бесстыже явилась в суд со всеми синяками на лице. Развод ей, конечно, дали. Скандал был на всю Атланту. Через 3 года Маргарет вышла замуж второй раз за своего давнего поклонника, шафера на её свадьбе, с которым и прожила до конца своих дней. В этом браке она оставила себе девичью фамилию. Её второго мужа звали Джон Марш, он был страховым агентом и полным антиподом Апшоу.

-4

В семье поселилось тихое счастье. Джон Марш во всём поддерживал свою супругу, окружал её вниманием и заботой, восхищался её статьями и репортажами, написанными для журнала Atlanta Journal. Через год после второго замужества с женщиной случилась травма лодыжки. Любимую работу пришлось оставить. Перелом вскоре сросся, но боль в суставе осталась из-за развившегося тяжелого артрита. Около года Маргарет не могла ходить. Джон Марш приносил домой из библиотеки охапки книг, чтобы развлечь ее. Однажды он подарил ей печатную машинку Remington Portable № 3 и предложил написать собственную книгу. «Ради бога, Пегги, разве ты не можешь написать собственную книгу вместо того, чтобы читать тысячи чужих?» — сказал ей как-то супруг. Она решила- это будет исторический роман о событиях Гражданской войны в США. Десять лет Маргарет кусочек за кусочком писала огромный роман, который называла «Завтра — другой день».

-5

Маргарет не хотела, чтобы кто-либо из ее друзей знал, что она работает над книгой, и «пошла на все, чтобы скрыть это, и даже один раз поспешно бросила коврик на все страницы книги, разбросанные на полу в гостиной, когда компания неожиданно появилась в ее доме»- так вспоминал современник. Муж был её единственным критиком и советчиком. Так случилось, что Атланту посетил редактор крупного издательства «Макмиллан». Митчелл с большими сомнениями показала ему свою большущую книгу размером более 1000 печатных страниц. Как профессионал, тот сразу понял, что это будущий бестселлер и уговорил писательницу опубликовать роман, на что она согласилась не сразу. Весь следующий год Митчелл провела в трудах над текстом, выверяя исторические детали и даты. Эта книга под названием "Унесенные ветром» вышла в свет летом 1936 года. Интересный факт, - но само название и имя главной героини Митчелл придумала уже в редакции. Успех романа был умопомрачительный. Уже через год Маргарет Митчелл получила престижную Пулитцеровскую премию. За первые 6 месяцев разошелся тираж свыше 1 млн. Сегодня книга продается по 250 тыс. экземпляров в год. Произведение переведено на 27 языков и только в США переиздавалось более 70 раз. Права на экранизацию продали за рекордную сумму - $50 тыс. Через два года состоялась легендарная экранизация с Вивьен Ли и Кларком Гейблом. Этот фильм получил 8 статуэток «Оскар».

Но всё же, несмотря на все просьбы поклонников, она больше не писала. Маргарет потратила на книгу все важные события и истории своей жизни — где ей было взять ещё жизнь на другую книгу? Предположения о том, что Маргарет Митчелл писала Скарлетт с самой себя, высказывались неоднократно, но каждый раз писательница категорически отвергала подобные утверждения и даже приходила в бешенство. Она никогда не скрывала своей нелюбви к главной героине романа. Сама Маргарет всегда резко отвечала: «Скарлетт – шлюха, я – нет!». И поясняла: «Я старалась описать далеко не восхитительную женщину, о которой можно сказать мало хорошего… я нахожу нелепым и смешным, что мисс О’Хара стала чем-то вроде национальной героини, я думаю, что это очень скверно для морального и умственного состояния нации – если нация способна аплодировать и увлекаться женщиной, которая вела себя подобным образом». Она искренне удивлялась тому, что люди считают Скарлетт примером для подражания, по ее мнению - это должна быть Мелани.

Жизнь писательницы резко изменилась, но не принесла ей счастья. Она тщательно следила за соблюдением своих авторских прав, выбивала из издателей гонорары, а во время Второй мировой войны стала волонтёром Американского Красного Креста. Маргарет собирала деньги на военные нужды, продавая военные облигации, шила больничные халаты и накладывала заплаты на брюки. И всё свободное время писала письма солдатам на фронт, посылая им слова поддержки. Маргарет стала получать письма от читателей мешками, а за ее автографами выстраивались очереди длиной в квартал. Покой дома, который они с мужем так оберегали, оказался нарушен. Пришлось много времени уделять денежным поступлениям в бюджет семьи. Вот что она написала журналистке Джулии Харрис на эту тему :«До сих пор я вела весьма замкнутый образ жизни. Нам с мужем нравится так жить! Я не хочу выставлять свою персону напоказ, но когда я заявляю об этом, люди считают мое поведение позерством, а меня – высокомерной занудой». Несмотря на большие прибыли от продажи своего романа, Митчелл оставалась скромным человеком, продолжала носить недорогую одежду и не покупала шикарных автомобилей и особняков. Современники считали её практичной и даже скуповатой. Ходили рассказы, о том, как она выбивала гонорары у издателей. Со слов её знакомых, Маргарет Марш была хрупкой и болезненной, меланхоличной и замкнутой, равнодушной к драгоценностям и одежде женщине. Куда-то исчезла упрямая и деятельная авантюристка её юности. Сейчас её раздражали не только телефонные звонки, но и толпы почитателей её таланта, а также постоянные мероприятия по её чествованию. В то же время, когда Кларка Гейбла, встретившего с Маргарет лишь однажды, спросили, какой ему показалась мисс Митчелл, актер ответил: «Такой обворожительной женщины я не встречал никогда в своей жизни». Возможно, как галантный мужчина, он просто польстил писательнице.

-6

Всех почитателей этого потрясающего романа волновал вопрос - вернется ли Ретт к Скарлетт? Но Митчелл была несокрушима в своих намерениях- продолжения не писать и пока жива никому не разрешала этого сделать. Случилось непредвиденное- нашлись скептики, утверждавшие, что Маргарет Митчелл не является автором нашумевшего романа, что этот роман писал за нее муж, возможно старший брат. Более десяти лет Маргарет Митчелл сражалась с этими несправедливыми слухами и обвинениями. В своем завещании она распорядилась, чтобы после ее смерти остались только те документы, которые доказывают, что роман «Унесенные ветром» - это именно её творение. Детей у Митчелл и Марша не было, они жили для себя, и одним из любимых развлечений пары было посещение кино. Когда она и ее муж направлялись в кинотеатр, Митчелл сбил нетрезвый водитель. 48-летняя писательница ушла из жизни 16 августа 1949 года. Джон Марш после смерти жены сжег ее архив. Таким образом, развеять подозрения в её авторстве или подтвердить их практически невозможно.

После смерти Джона Марша авторские права перешли к ее брату, а затем к племянникам. Можно сказать, что Маргарет обеспечила всех своих родственников на десятилетия вперед. А вот все тайны она унесла с собой.

Роман «Унесённые ветром» стал взрывом. История строптивой южанки требовала воплощения. И судьба нашла актрису, чья жизнь уже была удивительным эхом судьбы Скарлетт, задолго до того, как она прочла первую страницу сценария. Её звали Вивьен Ли.

Часть 2: "Вивьен, которая стала Скарлетт»

Ее лицо, сочетающее хрупкость и стальную волю, навсегда врезалось в память миллионов как лицо Скарлетт О’Хары. Она была кинозвездой, собравшей два «Оскара», и примой театральной сцены. Ее брак с Лоуренсом Оливье называли союзом богов, а ее красота сводила с ума. Но за ослепительным фасадом скрывалась жизнь, полная страстей, борьбы и невыносимой боли. Это история Вивьен Ли — женщины, которая получила всё, о чем мечтала, и заплатила за это самую высокую цену.

-7

1. Рождение звезды: Индия, монастырь и мечты о сцене

Вивьен Ли, урожденная Вивиан Мэри Хартли, родилась в 1913 году в Индии, в британской колонии. По распространенной легенде её мать во время беременности каждое утро подолгу смотрела на Гималаи, в надежде, что их красота передастся ребенку. Как бы то ни было, но ровно так и случилось.

Её родители много занимались воспитанием девочки. Уже в 3 года Вивьен успешно выступила в любительском театре со стихотворением. Её мать была ревностной католичкой, и в шестилетнем возрасте девочку решили отдать в пансионат при монастыре Святого Сердца в Англии. Монастырскую привычку аккуратно складывать одежду на стуле и накрывать кружевной салфеткой она пронесет через всю жизнь.

Она обожала историю, литературу и музыку, с удовольствием изучала иностранные языки. Уже тогда девочка жила мечтами о сцене и единственная из всех воспитанниц брала уроки по классу балета.

В 14 лет она продолжила образование в монастырских школах Франции, Италии, Германии. Уже тогда она была пленительной девушкой. Мать после её смерти вспоминала случай из жизни Вивьен: «когда ей было 15 лет, она с родителями сидела в ресторане и обслуживающий их красавец официант не сводил с неё глаз и даже ронял тарелки. На что Вивьен сказала ему- вы так на меня пристально смотрите, что мне хочется вас поцеловать. За что получила затрещину от матери при всей публике».

2. «Он еще не видел меня»: Первый брак и потеря себя

В 1932 году Вивьен поступила в Королевскую Академию Драматических искусств в Лондоне. В том же году, гуляя с подругами, она встретила Герберта Ли Холмана, решила, что он выглядит как идеальный англичанин, и пообещала друзьям, что выйдет за него замуж. Ей возразили: «Он помолвлен с другой девушкой». На что она ответила: «Это не имеет значения. Он еще не видел меня». Лондонский юрист Герберт Ли Холман не был красавцем — большой рот, выпуклые глаза, смущенная неловкая улыбка, — но его ум, мягкость и такт неизменно завоевывали симпатию. В свои тридцать два года он, естественно, выделялся среди многочисленных поклонников Вивиан и казался ей человеком из другого, «настоящего» мира». На своем опыте её мать испытала, что такое неудачный брак, и пыталась предостеречь Вивиан: нельзя принимать за любовь первое увлечение. Она старалась убедить дочь, что Холман ей не пара, еще раз напоминала, что для католиков нет развода. Но все напрасно, Вивиан упорно стояла на своем.

Через год после их первой встречи, она обвенчалась с Гербертом Ли Холманом.

-8

Ей было 19 лет. Как говорили друзья, «тихий и застенчивый Ли привел в семью Холманов необычайно красивую невесту». Перед алтарем, рядом с Ли, она казалась совсем подростком и смотрела на него «скорее с детским послушанием, нежели с присущим жене восхищением».

Молодую жену ожидала беспечная жизнь дамы из хорошей семьи, но бездействие не устраивало энергичную натуру Вивиан. Уже через десять дней после возвращения из свадебного путешествия миссис Холман объявила, что хочет вернуться в Академию.

После рождения дочери Сюзанны в ее дневнике появилась строчка: «Родила ребенка — девочку». После чего она решила никогда больше этого не повторять. Как вспоминал один из близких друзей, «всем нам было совершенно ясно, что она терпеть не могла дом и мечтала о сцене». Однажды вечером, когда Вивиан принимала старых друзей, она вздохнула: «О, я так связана, так связана!» Как бы ни старалась она выглядеть любящей женой, Вивиан понимала, что влюбленность давно прошла и Ли Холман не тот человек, который ей нужен.

3. Судьбоносная встреча: Ларри и Любовь с большой буквы

Успешно закончив Академию и дебютировав на сцене, Вивьен сменила имя по совету менеджера, оставив свое собственное имя Вивьен, а вместо фамилии - второе имя супруга - Ли. Так она вошла в историю театра.

На сцене она увидела многообещающего молодого актера Лоуренса Оливье и сказала подруге: «Вот человек, за которого я выйду замуж». Подруга законно возразила: «Не будь дурочкой. Вы оба уже женаты». Ответ Вивиан: «Не важно. Все равно я выйду за него в свое время».

Их встреча на съемках фильма «Огонь над Англией» изменила жизнь обоих. В перерывах между съемками Оливье спешил в артистическую Вивиен Ли — рассказать анекдот, пошутить, посмеяться. Если позволяло время, они выбегали в ближайший «паб». Либо оба шли в местный ресторан, где сидели вдвоем, совершенно поглощенные друг другом, и никто не мог даже подумать устроиться рядом с ними. Они были так влюблены, что вокруг возникала особая атмосфера.

-9

Оливье позже сказал: «Я не мог удержаться от Вивьен. Ни один мужчина не мог... Это была любовь, о которой я не просил, но в которую был втянут». Вскоре Вивиан объяснилась с Ли Холманом, а Оливье — со своей женой. Они съехались, но развода оставленные супруги им не дали. Ли Холман еще долго надеялся, что жена изменит своё решение и вернется к нему и дочери.

4. В зените славы: Скарлетт О’Хара и «Оскар»

Вивьен ждала настоящей роли и знала только одну действительно достойную — Скарлетт О’Хару. Она желала эту роль больше всего на свете. И она её получила, несмотря на множество претенденток. Юристы вспомнили, что она не разведена, и Ли Холман должен дать согласие на долгосрочный контракт. Пришлось давать телеграмму в Лондон. Когда ей показали ответ Холмана, она не поверила — отказ. К счастью, выяснилось, что согласие Холмана не обязательно.

До конца съемок «Унесенных ветром» Вивьен Ли работала по шестнадцать часов в день. Большинство актеров задерживалось до позднего вечера, но Кларк Гейбл неизменно покидал площадку в 18.00, что вызывало возмущение у Вивьен. Вообще она считала партнера ленивым и недалеким. Она устала: «Я жила Скарлетт почти шесть месяцев, с раннего утра до позднего вечера. Я хотела, чтобы каждое движение, каждый мой жест принадлежали Скарлетт, и я должна была чувствовать, что даже те поступки Скарлетт, которые достойны презрения, совершены мною».«Я жила Скарлетт почти шесть месяцев... Я хотела, чтобы каждое движение, каждый мой жест принадлежали Скарлетт», — говорила она. К моменту окончания съемок роль, о которой так мечтала Вивьен Ли, вызывала у нее отвращение.

Восто́рженный прием фильма предопределил решение присудить картине целый комплект «Оскаров», а Вивьен Ли получила «Оскара» за лучшее исполнение женской роли. Скарлетт О’Хара поставила Вивьен Ли рядом с Оливье Лоуренсом. В кино — значительно выше.

5. Война, болезнь и первые трещины

В 1940 году, наконец получив разводы, Вивьен и Ларри поженились. Они стали идеальной парой — «Ларри-и-Вив».

Супруги снялись в фильме "Леди Гамильтон", где Лоренс сыграл адмирала Нельсона, а Вивьен – Эмму. Эта история любви была сыграна так вдохновенно, что в Америке считали фильм образцом кассового кино, в Советском Союзе – образцом нетленной любви. Уинстон Черчилль организовал закрытый показ фильма, на который пригласил Франклина Рузвельта. Отныне Лоренс Оливье и Вивьен Ли вошли в разряд любимцев премьер-министра. Вивьен вновь блестяще сыграла свою героиню, затмив Оливье.

-10

Но он считал ее незначительной актрисой, которой просто повезло на экране. Наконец пара вернулась в Англию.

Шла Вторая мировая война. Возвращение в Лондон потрясло актрису: город лежал в руинах. Вивьен глубоко переживала за страну, за друзей, за Оливье, который пытался стать летчиком. По утрам она провожала Оливье на аэродром, умоляя его быть осторожным. В первый же день он решил проявить себя с лучшей стороны, но умудрился, не поднимаясь в воздух, разбить два самолета. Вивьен глубоко переживала мрачные военные сводки, сообщения о гибели друзей и варварских налетах на Лондон.

Ее здоровье пошатнулось. Сказались переживания за Оливье, и ежедневные поездки в столицу туда и обратно, и бессонница, и напряженный труд — муж приходил в ужас от ее худобы, бледности и кашля.

В 1944 году ей поставили диагноз — туберкулез. Она провела несколько недель в больнице и решила, что выздоровела. Следующая её роль была в картине « Цезарь и Клеопатра». Тогда же она узнала, что ждет ребенка. К несчастью, актриса на съемках упала и у неё случился выкидыш. Вивьен впала в глубокую депрессию. Для Оливье же наступил «звездный час». Его называли первым актером Англии. Разрыв в их статусе и ее болезнь стали первыми трещинами в идеальной картинке.

Вивиен Ли, как и раньше, была готова для него на все. Мысль, что Оливье может ревновать к ее успеху на сцене, казалась нелепой. Вивьен, не переставая хвалила Лоуренса, отказывалась от выгодных предложений, преуменьшала собственные заслуги, статуэткой Оскара подпирала дверь в особняке: все для того, чтобы не потерять Ларри, - как она ласково его называла. К тому же Оливье испугался нервных приступов у Вивьен. Да и сам Оливье перед каждой премьерой находился на грани психического шока. Как-то Оливье признался журналистам: «Возможно, вы не замечаете, что разговариваете с парой остывающих трупов». В жизнь Вивиен Ли вошло одиночество. В 1947 Оливер был посвящен в рыцари и Вивьен с гордостью сопровождала его в Букингемский дворец на церемонию.

6. Трамвай «Желание» и дорога в бездну

В пьесе «Трамвай "Желание"» Вивьен получила главную роль Бланш ДюБуа. Ее игра была выше всяких похвал, а экранизация принесла ей второго «Оскара». Но эта роль стала для нее роковой. Ли говорила: «Девять месяцев я была Бланш ДюБуа, и она до сих пор управляет мною». Несколько лет спустя она скажет, что именно эта роль привела её к безумию.

Нервные срывы Вивьен участились. Ее начали лечить с помощью шоковой терапии, диеты и обертываний ледяными простынями. Самыми страшными были сеансы электрошока.

7. Закат: «Я потерял Вивьен»

Лоуренс Оливье как-то сказал, что «потерял Вивьен» во время турне по Австралии в 1948 году. Отношения любовников длились в общей сложности девять лет, то усиливались, то ослабевали, угасая по мере ухудшения психического состояния актрисы. Матери она как-то призналась: «Даже самый неутомимый любовник не может занять место Ларри в моей жизни».

В конце пятидесятых Оливье встретил молодую актрису Джоан Плоурайт и всерьез увлекся ею. В 1960 году развод звездной пары стал одним из самых скандальных разводов века. В качестве отступного Вивьен получила от Оливье шикарный «Роллс-Ройс».

8. Одиночество и прощание

Последние 7 лет она провела с актером Джоном Меривейлом, который стал для нее и мужем, и другом, и сиделкой. Неизвестно, какие чувства Вивьен Ли испытывала к Джону, ведь она не уставала повторять о том, что Лоуренс Оливье – мужчина всей ее жизни, а на вопрос о том, не хотела ли она прожить жизнь по-другому, отвечала: «Нет, я бы снова стала актрисой и вышла замуж за Ларри. Даже если бы мне пришлось самой сделать ему предложение. Лучше короткая жизнь с ним, чем длинная без него… Ко многому приходилось привыкать мне в этой жизни, но труднее всего было привыкнуть к отсутствию Лоуренса».

Вивьен так сказала о трех главных мужчинах: «Ли научил меня жить, Оливье – любить, Джон – быть одинокой».

-11

Когда в 53 года Вивьен сгорела от рецидива туберкулеза, многие посчитали, что актриса попросту не смогла жить без Лоуренса Оливье. И лишь немногие говорили о том, что Джон Меривейл и его самоотверженная любовь продлили ей жизнь еще на 7 лет.

Сэр Лоренс Оливье, когда узнал о смерти Вивьен Ли, поспешил проститься с ней, хотя многие годы избегал встреч с нею. На панихиде под сводами церкви прозвучали строки Шекспира, посвященные Клеопатре: «…Что же, смерть, гордись — Ты овладела женщиной, которой подобных нет».

Ее жизнь была похожа на сценарий: ослепительный взлет, великая любовь, мировая слава и трагический финал. Но Вивьен Ли была не просто героиней мелодрамы. Она была гениальной актрисой, которая платила за каждую свою роль частичкой души, и женщиной, любившей так сильно, что это разрушило ее изнутри. Ее история — вечное напоминание о том, что за блеском и славой часто скрывается хрупкий человек, который, как и все, искал любви, понимания и просто счастья.

Обе женщины — Маргарет Митчелл и Вивьен Ли — были сильными, амбициозными, обрели всемирную славу, но заплатили за это высокую цену. Но давайте будем всегда всегда вспоминать послания от Маргарет Митчелл: «Завтра будет совсем другой день» и «Не оглядывайся назад». И нам будет счастье!!!