Тема урока - как выйти из заноса или сноса при наличии в автомобиле электронных помощников.
Серийное оборудование машин системами ABS началось в середине семидесятых прошлого столетия. Принцип работы следующий - датчики анализируют степень нажатия тормозной педали и скорость вращения колес. Далее система приводит в действие тормозные механизмы прерывистым торможением, не давая заблокироваться колесам, то есть делает всё то, что делают опытные водители. А опытные водители, используют многократное нажатие на педаль тормоза. Речь идет, как вы сами понимаете, про торможение на скользкой дороге.
Самое полезное свойство ABS - сохранение контроля над автомобилем во время экстренного торможения, давая автомобилю возможность подправлять траекторию движения рулем. При полной блокировке колес управляемые колеса никак не могли бы корректировать направление движения. Поворачивай руль, не поворачивай, автомобиль всё равно катился бы туда, куда его направляет инерция. То есть прямо, либо по направлению уклона дороги.
Современные многоканальные ABS работают даже лучше опытного водителя-профессионала. Однако, были случаи, когда авария происходила только из-за того, что педаль тормоза начинала вибрировать, и неопытные водители пугаясь, отпускали педаль. В современных тормозных системах водитель практически не чувствует на педали срабатывания ABS.
Теперь антиблокировочная система тормозов входит в стандартную комплектацию всех легковых автомобилей, и на ее базе выстраиваются и другие электронные системы безопасности.
Как продолжение развития электронных помощников после ABS появились антипробуксовочные системы. В момент трогания автомобиля датчики ABS фиксируют разные скорости вращения ведущих колес, и компьютер притормаживает опережающее колесо с помощью тормозных механизмов. Получается что-то вроде блокировки межколесного дифференциала. Кроме того, при слишком резком прокручивании колес на старте электроника может сбросить обороты двигателя, поскольку на современных машинах установлена электронная педаль газа. Компьютер не даст ведущим колесам шлифовать, но при этом максимально быстро, без пробуксовки, разгонит автомобиль. Ещё раз оговорюсь, что данная система может существенно упростить конструкцию автомобилей в плане отказа от блокировки дифференциалов, как межосевых. так и межколесных. И как знать, может в будущем именно так и произойдет. Но есть в этой системе и недостаток. Такая система мешает опытному водителю вытащить застрявший автомобиль "в раскачку". Не в тему притормаживая и сбрасывая "газ".
Кстати, могу раскрыть свой секрет старта в былые годы на спортивном автомобиле. Чтобы получить быстрый старт, я слегка притормаживал тормозом. Не давая таким образом колесам самим решать, какое из них на старте будет крутится быстрее. Все ведущие колеса получают примерно одинаковое сопротивление. И когда все давили на газ, буксовали, я вопреки здравому смыслу, делая всё то же самое, что и они, но ещё и притормаживал. И уходил со старта вперед. В моём классе спортивных автомобилей блокировки дифференциала были запрещены. Приходилось прибегать к такому методу. Что собственно сейчас и делает современная электроника, антипробуксовочная система, на современных автомобилях.
Дальше - больше. Появляется система EBD (EBV) - система электронного распределения тормозных усилий. Опять же эта система работает на базе ABS.
Обычно, при резком торможении на неоднородном покрытии автомобиль начинает разворачивать. Это происходит оттого, что степень сцепления колес с дорогой разная, а тормозное усилие, передаваемое на колеса, одинаковое. Система EBD, используя датчики ABS, анализирует положение каждого колеса и его загрузку, зависает оно в воздухе или прижато к дорожному полотну при торможении, и строго индивидуально дозирует тормозное усилие на каждом конкретном колесе. Особенно заметна польза EBD при торможении в повороте, не давая терять контроль над автомобилем. Без этой системы торможение заканчивается либо сносом с траектории, либо разворотом со всеми вытекающими последствиями.
На сегодня - это самое лучшее изобретение среди систем активной безопасности.
Принцип работы ESP основан на том, чтобы бороться со сносом и заносом автомобиля торможением одного или нескольких колес. Если машину сносит передней осью, система притормаживает заднее внутреннее (относительно поворота) колесо, придавая автомобилю избыточную поворачиваемость. Представьте себе вполне реальную ситуацию. Вы поворачиваете руль, а из-за скользкой дороги автомобиль протягивается вперед, не поворачивает. Это называется недостаточной поворачиваемостью. Если в этот момент какая-то неведомая сила схватится за задний край автомобиля (с внутренней стороны поворота) и начнет его придерживать, то автомобиль начнет разворачиваться. А нам только этого и надо. Заставить автомобиль поворачиваться. Получается, если всего одно колесо начнет подтормаживать, то у автомобиля появится мотивация к поворачиванию. И недостаточная поворачиваемость на данном конкретном повороте будет побеждена. Мы добиваемся своей цели - поворачиваем автомобиль в нужном направлении. Осталось только очень тонко и дозировано распределить тормозные усилия на этом колесе, с тем, чтобы не произошло перебора и автомобиль не сорвался в кручение. И к нашему удовлетворению, электроника справляется с этой задачей. ЕСП вполне реально может побороть снос передней оси и заставит автомобиль выполнить движение по заданной траектории.
Когда возникает угроза заноса, система сама определяет, какое колесо следует загасить. При сносе всех четырех колес ESP действует аналогичным способом, вычисляет и воздействует на тормозные механизмы каждого конкретного колеса. Вместе с торможением система "сбрасывает" и обороты двигателя. Таким образом, используя исполнительные механизмы ABS и ASR, система способна контролировать каждое колесо в отдельности.
Автомобиль буквально нашпигован датчиками. Кроме датчиков, про которые уже было сказано, устанавливаются датчики на рулевой колонке. Они дают информацию о повороте рулевого колеса и скорости его вращения. Также установлены такие экзотические, но важные датчики угла поворота и скорости вращения корпуса самого автомобиля, уровня боковых ускорений. Все эти датчики дают данные на компьютер, он в свою очередь моментально, в режиме он-лайн, контролирует, что происходит с автомобилем и приводит в действие всё те же исполнительные системы ABS. При необходимости, сбрасывает газ.
Надо сказать, что появление всех этих электронных помощников сильно озадачило всю систему обучения водителей на контраварийной подготовке. Многие и многие упражнения становятся просто невыполнимы при штатном оборудовании автомобиля, начиненными такими системами. Тут становится дилемма. Либо отключать эти системы обычным выдергиванием предохранителей, что позволяет проводить полноценные тренировки. Либо оставить в машине всё как есть. Но тогда обучать становится особо нечему. Всё будет делать за вас электроника. Остаётся только лишь делать пробные проезды по скользкой площадке. Вы будете чувствовать, как за вас электроника будет сбрасывать газ. Где-то вам представится возможность почувствовать грань, когда вы превышая скорость, переступаете законы физики, и уже ни какая электроника вам не помогает. Всё, что вам будет доступно на контраварийной подготовке - это обычный проезд упражнений без возможности вмешаться и самостоятельно принять меры для выхода из заноса или сноса автомобиля. Системы просто не позволят вам этого сделать. Делают всё за вас сами. Гасят скорость и не дают вам возможность добавить где нужно газ, чтобы попытаться. например, самому выйти из заноса. Вам остается доступным только одно - это работать рулем и направлять автомобиль на заданное направление. Понятное дело - такое скучное занятие всё-таки провести необходимо.
А если же уберете предохранители и начнете тренироваться при отключенных системах, то это будет совсем не тот автомобиль, который вы используете в повседневной жизни. И наработанные на тренировке навыки вам не пригодятся. Вы просто банально не сможете ими воспользоваться при обычной езде.
Хотя, начинающему водителю ESP окажет действительно неоценимую помощь.
Предназначение электронных помощников — Ваша активная БЕЗОПАСНОСТЬ
И самое главное, законы физики никто не отменял. Если вы превысите допустимую грань скорости, то никакая электроника вам не поможет.
Будьте осторожны на скользкой дороге. И берегите себя.
Посмотреть видео можно здесь - https://vkvideo.ru/video-211818632_456239283