Приветствую постоянных читателей и гостей этого блога!
Одним из главных этапов современной истории Афганистана является присутствие на территории страны армии США, длившееся целых два десятка лет, с 2001 по 2021 годы. Да, де-юре это была Международная военная коалиция, но де-факто примерно на 80% она состояла именно из американских военных. Для США 20-летняя война в Афганистане так и вовсе является самой продолжительной в истории страны. Но вместе с тем и сам Афганистан подвергся одной из крупнейших военных интервенций в новейшей мировой истории, коснувшийся практически всех без исключения сторон жизни. Во время поездки в Афганистан лично мне было крайне интересно своими глазами увидеть, что американского осталось в этой стране спустя четыре года после поспешного вывода иностранных войск. Все-таки 20 лет американского присутствия не могли не оставить свой след в истории Афганистана и жизнях простых афганцев.
Но прежде чем начать, небольшое лирическое отсупление. Пару лет тому назад в одном из московских супермаркетов мне на глаза попалась Кока-Кола, произведенная в Кабуле, столице Афганистана. Иранскую, иракскую, иорданскую и даже ангольскую Колу к тому моменту я уже видел, но увидеть афганскую было куда более неожиданно, учитывая сколько лет Соединенные Штаты присутствовали в Афганистане, чем занимались на территории этой страны и, главное, то, как ее в итоге покинули. К тому же с тех пор американо-афганские отношения являются крайне острыми, Америкой введен ряд санкций против Афганистана, но на удивление производство одного из популярнейших американских продуктов не прекратилось. А что еще американского или, скажем так, постамериканского осталось в Афганистане?
Во-первых, многочисленные барьеры безопасности, включающие в себя многометровые заборы с колючей проволокой, бетонные будки, тяжелые металлические шлагбаумы и сверхоборудованные КПП. Прибавьте сюда же вооруженных охранников и множество военной техники по всему городу, в том числе и очевидно американского производства, например, Хаммеров. Понятно, что все эти меры предназначены для повышения безопасности, но, честно говоря, в окружении людей при оружии и бесконечных бетонных заборов более безопасно себя не ощущаешь.
В действительности же ситуация с общественной безопасностью и в Кабуле, и в целом в Афганистане существенно улучшилась за последние годы. Можно по-разному относиться к Талибану и принимаемым им законам, но нельзя не признать, что с приходом к власти представителей данного движения в стране впервые за долгие десятилетия воцарилась стабильность. Тогда как во времена присутствия в Афганистане американцев антитеррористические меры в виде бетонных ограждений и охраняемых КПП были без всякого преувеличения жизненно необходимы. К слову, в Кабуле самая высокая их концентрация наблюдается в так называемой Зеленой зоне, территории в центре города, где расположены правительственные учреждения, международные организации и посольства зарубежных стран.
Самому мне кабульская Зеленая зона напомнила одноименную территорию со схожим предназначением в Багдаде, столице Ирака. А учитывая, что еще одна «Зеленая зона» расположена в Могадишо (Сомали), можно сделать вывод о том, что подобные особо защищенные территории существуют лишь в столицах тех стран, где ранее присутствовали американские войска. Впрочем, во всех трех упомянутых городах тенденции в сфере безопасности имеют преимущественно положительный характер. Так что, быть может, в обозримой перспективе никаких зеленых зон не останется вовсе.
Что до столицы Ирака, то сегодня вся территория багдадской Зеленой зоны обнесена высоким забором с колючей проволокой и тщательно охраняется местными военнослужащими. Вот только помимо административных зданий там расположено еще и несколько памятников, включая, например, Мечи Кадисии (на фото ниже), триумфальную арку в виде скрещенных мечей, построенную в конце 1980-х годов по приказу Саддама Хусейна и символизировавшую провозглашенную им же победу Ирака в ирано-иракской войне. Мне с большим трудом удалось сделать данный снимок, пробравшись к Мечам Кадисии почти вплотную.
В Багдаде, в отличие от Кабула, люди в форме вполне спокойно реагируют на направленный в их сторону объектив. Я бы даже сказал благосклонно. Почти все иракские военные в ответ на мою просьбу их сфотографировать с готовностью позировали.
А вот отправляясь в Кабул, я прочел немало рекомендаций не фотографировать на территории Зеленой зоны и в частности не снимать военных и любых вооруженных людей. Мол, меньшим из зол в таком случае может стать конфискация фотоаппарата или карты памяти, чего мне, разумеется, совершенно не хотелось.
Я все-таки пару-тройку раз спросил разрешение у вооруженных людей в Кабуле, можно ли их сфотографировать, но неизменно получал строгий, а скорее даже жесткий отказ. Лишь однажды вооруженные люди согласились на фото, правда, начали после этого просить у меня вознаграждение. Но я сделал вид, что не понимаю, и ретировался.
Очевидно, что, несмотря на нормализацию ситуации с безопасностью в городе и в стране в целом, неспокойные годы иностранной интервенции, вооруженных столкновений и многочисленных террористических актов по-прежнему памятны в Афганистане. Хотя я полагаю, через пару-тройку лет, если стабильность сохранится, снимать в Кабуле можно будет практически без ограничений.
Что до городских напоминаний о войне, то их здесь относительно немного. За время прогулок я видел всего несколько полуразрушенных зданий со следами от пуль. В Боснии и Герцеговине, расположенной в самом центре Европы, таковых в десятки, а то и сотни раз больше. Но здесь, впрочем, стоит оговориться: афганские войны, как советская, так и американская, почти не затрагивали столицу страны. Наиболее крупные сражения происходили в провинции, преимущественно в гористой местности. Так что количество следов войны в самом Кабуле минимальное.
Но одно место неподалеку от исторического центра афганской столицы меня по-настоящему удивило. На небольшом пустыре, фактически во дворе жилой многоэтажки, стоял раритетный американский автомобиль с выбитыми стеклами, спущенными шинами и покрытый слоем пыли. Если я правильно понял, это Chevrolet Impala второй половины 1960-х(!) годов. Как по мне, так очень красиво и солидно смотрится. Откуда он здесь? Как сюда попал? Кто на нем ездил? И главное, почему его не восстанавливают? В общем одни вопросы и, увы, без ответов. А ведь автомобиль, если немного навести марафет, будет почти как новенький. Можно в музее поставить, а можно и начать рассекать на таком афганские дороги.
Я, честно говоря, был уверен, что еще одна нынешняя автомобильная особенность Афганистана также досталась в наследство от американцев, а именно унифицированная бело-голубая раскраска такси. Но нет, оказалось, что данная мера совсем новая, принятая около полутора лет назад. При американцах автомобили такси были преимущественно желтые, а многие водители занимались нелегальным частным извозом. Но в 2023 году власти решили взять под контроль сферу такси: обязали автовладельцев перекрасить своих железных коней в едином стиле, а также ввели крупные штрафы для частников-нелегалов.
Но вот следующая деталь почти наверняка (пост)американская, а именно указатель Drive-thru на одной из центральных улиц Кабула. Так обозначается система обслуживания клиентов в ресторанах (в основном быстрого питания), позволяющая сделать заказ, оплатить его и получить, не выходя из автомобиля. Самый известный у нас пример – МакАвто. Родом эта система, как и в целом фастфуд, конечно же, из США. Более того, оттуда же и знаки Drive-thru, в которых традиционно используется неправильное написание слово through («через»).
Вот разве что никаких международных сетей фастфуд-ресторанов в Афганистане нет. Ни Макдональдса, ни КФС, ни Старбакса. Но местные аналоги в небольшом количестве все же представлены. Если очень захотеть, то можно найти и бургер со средней прожаркой котлеты, и даже латте на кокосовом молоке. Сложно сказать, появились ли подобные заведения благодаря американскому присутствию или, наоборот, вопреки ему, но факт остается фактом.
Да и потом, с американцами или без, но глобализация шагает по планете. Страны по всему свету становятся во многом похожими или по крайней мере обладающими схожими чертами. Афганистан – один из последних мировых бастионов самобытности и аутентичности, но современные тренды постепенно проникают и в это патриархальное государство. Вот, например, на фото ниже модный барбершоп, хотя, казалось бы, где Афганистан и где барбершопы. Но нет, вот они вместе:) Я частенько стригусь во время своих зарубежных поездок и даже немного пожалел, что на сей раз подстригся в Москве, опрометчиво полагая, что в афганских парикмахерских будет царить полнейшая антисанитария.
Более того, заказ блюд в одном из кабульских ресторанов, куда я заходил поужинать, осуществлялся через планшет! Это наверняка будет интересно узнать тем, кто считает, что Афганистан является нищим, отсталым государством и до сих пор живет в каменном веке. Да, бедности, бардака, всяческих проблем и неурядиц здесь по-прежнему весьма и весьма много, но, как говорится, не все так однозначно.
Да, страна во многих вопросах по-прежнему чрезвычайно консервативная, совершенно не подверженная западному влияния. Достаточно сказать, что Афганистан – одна из немногих стран мира, где подавляющее большинство населения носит традиционную национальную одежду. Никаких джинсов, футболок и ковбойских шляп. Разве что обувь может быть любой, и условные кроссовки и кеды здесь в целом в порядке вещей. Во многом из-за этого поначалу кажется, что вокруг тебя одни душманы и моджахеды. Но стоит лишь немного пообщаться, как вдруг оказывается, что все это добрейшие, гостеприимнейшие люди, к тому же весьма благосклонно настроенные к гостям из России. В отличие от тех же американцев.
В общем, не так страшен Афганистан, как его малюют. И даже более того, сегодня эта южноазиатская страна куда менее страшна и опасна, чем это было при американцах. В те времена даже стандартная туристическая поездка требовала повышенных мер безопасности, например, частую смену гостиниц, покупку национальной одежды, дабы не выделяться и максимально слиться с толпой, а также обязательное сопровождение кем-то из местных. Сегодня же необходимость во всем этом фактически отпала. Афганистан потихоньку начинает вставать на рельсы стабильности и поступательного развития, пусть даже с отдельными перегибами и скатыванием в крайности, вроде запрета на прослушивание музыки в общественных местах. Впрочем я уверен, что в итоге время все расставит по своим местам, и вслед за миром спокойствие тоже вернется на афганскую землю.
И на этом об Афганистане на сегодня все. Спасибо, что дочитали! Надеюсь, было интересно.
Читайте также:
Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новые статьи о самых интересных фактах и местах в Москве, России и за рубежом.