Найти в Дзене
ПроАвтобизнес

Наступит ли перелом в метростроении в крупных мегаполисах страны

Удивительно, но на встречах, которые сегодня проводит мэр Новосибирска Максим Кудрявцев с жителями, горожане этого третьего по населению мегаполиса страны выдвигают мэру предложение о продлении метро в их район. А ведь секрет этих предложений горожан очень прост. Среднестатистический новосибирец смог оценить преимущества этого вида транспорта на своем опыте. Поясним. Дело в том, что в городе уже 40 лет существует метрополитен. Государственный акт о приме в эксплуатацию первого пускового участка был подписан комиссией 40 лет назад, в самом конце 1985 года. С тех пор новосибирцы оценили все прелести и преимущества собственной подземки, передвигаясь по городу без пробок. Однако в этом региональном метрополитене всего 14 станций. Как назвал новосибирское метро один транспортный эксперт, это метро «полуторное». То есть здесь одна линия более-менее полноценная, состоящая из 9 станций, а на второй – всего пять. То есть охват городской территории очень и очень мал. Потому жители многих районов

Удивительно, но на встречах, которые сегодня проводит мэр Новосибирска Максим Кудрявцев с жителями, горожане этого третьего по населению мегаполиса страны выдвигают мэру предложение о продлении метро в их район. А ведь секрет этих предложений горожан очень прост. Среднестатистический новосибирец смог оценить преимущества этого вида транспорта на своем опыте.

Поясним. Дело в том, что в городе уже 40 лет существует метрополитен. Государственный акт о приме в эксплуатацию первого пускового участка был подписан комиссией 40 лет назад, в самом конце 1985 года.

С тех пор новосибирцы оценили все прелести и преимущества собственной подземки, передвигаясь по городу без пробок. Однако в этом региональном метрополитене всего 14 станций. Как назвал новосибирское метро один транспортный эксперт, это метро «полуторное». То есть здесь одна линия более-менее полноценная, состоящая из 9 станций, а на второй – всего пять. То есть охват городской территории очень и очень мал. Потому жители многих районов города хотят увидеть у себя новые станции метро.

Схема новосибирского метрополитена. Фото сайта transphoto.org
Схема новосибирского метрополитена. Фото сайта transphoto.org

Впрочем, новосибирцам еще отчасти повезло, а вот жителям других 9 городов-миллионников страны не повезло. У них пока нет такого комфортного городского транспорта.

На этот факт обратил внимание депутат Госдумы Александр Аксененко, который месяц назад обратился к председателю правительства РФ Михаилу Мишустину. В своем обращении Аксененко призвал возродить метростроительную программу, аналогичную той, которая воплощалась в прошлом в СССР, где практически правилом был принцип – метро каждому городу-миллионнику.

Недавно депутат Аксененко получил ответ из Министерства транспорта РФ. В этом ответе федеральные чиновники отметили, что для городов-миллионников имеется «окно возможностей».

«Ввиду высокой капиталоемкости мероприятий по возведению метрополитена информируем, что на федеральном уровне предусмотрены механизмы софинансирования расходных обязательств региона…в том числе с учетом Правил предоставления Федеральным казначейством бюджетных кредитов на финансовое обеспечение реализации инфраструктурных проектов за счет временно свободных средств единого счета федерального бюджета, а также их использования и возврата», - говорится в ответе из министерства.

Поясним. То есть, чтобы построить метро в областном/краевом центре РФ должна быть проделана следующая последовательность. Регион, вкладывает средства в разработку технико-экономического обоснования, затем приступает к проектированию непосредственно перспективных станций и тоннелей, а самое главное, в этих проектных документах определяют сметную стоимость строительства, и в заключении проект должен пройти госэкспертизу.

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

С этим проектным предложением регион обращается в правительственную комиссию. Куратором программы инфраструктурных кредитов выступает Минстрой РФ.

Впрочем, что касается метро, то пока только два города страны начали работать по такой схеме. Не будем скрывать – это Новосибирск и Екатеринбург.

В Новосибирске развернуты работы по предпроектному этапу. Во-первых, обновляется стратегия развития метро до 2050 года, в которой разработчики выделяют этапы развития этого вида городского транспорта, в том числе первоочередной этап. Далее разрабатывается проект прокладки второго тоннеля до станции «Золотая нива» Дзержинской линии. Напомним, что эта тринадцатая станция метро сдана в эксплуатацию с одним тоннелем.

Тринадцатая станция метро Новосибирска "Золотая нива" работает с одним тоннелем. Фото сайта transphoto.org
Тринадцатая станция метро Новосибирска "Золотая нива" работает с одним тоннелем. Фото сайта transphoto.org
«Одно из приоритетных направлений – это продолжение Дзержинской линии метрополитена и строительство метродепо. Но необходимо сделать предпроектные изыскания, после чего вопрос финансирования будет решаться на федеральном уровне, расходы слишком большие для бюджета города», – отметил мэр Новосибирска Максим Кудрявцев.

Иными словами, продление второй Дзержинской линии метро и доведение ее до логического завершения - такую цель преследуют власти третьего города страны.

Схема продления Дзержинской линии в Новосибирске. Фото канала
Схема продления Дзержинской линии в Новосибирске. Фото канала

Не менее актуальным является долгое время откладываемый проект второй линии метро в Екатеринбурге. Власти этого города на Урале также заложили средства в бюджет Свердловской области на предпроектное обоснование второй линии метро.

«В проекте бюджета (региона) предусмотрели на метро по миллиарду рублей каждый год. Город должен провести соответствующие работы для того, чтобы определиться по трассировке и по всем остальным задачам, чтобы обосновать, что мы делаем и в каком объеме… Деньги мы в трехлетнем бюджете предусмотрели как для обоснования, так и для проектирования», - рассказал губернатор Свердловской области Денис Паслер.

Таким образом, две столицы крупных регионов страны собираются продолжить свои метростроительные программы. В конце концов, жители районов этих миллионников, где пока нет своих станций метро через несколько лет их получат. Но не надо надеется на быстрый по времени метростроительный процесс, горожанам придется ждать несколько лет, просто надо набраться терпения, пережить неудобства, когда будут перекрывать для проезда улицы и т.п. В конце концов метро придет в эти районы.

Перспективная схема метро Екатеринбурга. Фото сайта transphoto.org
Перспективная схема метро Екатеринбурга. Фото сайта transphoto.org

Правда, пока информации от других мегаполисов-миллионников о реанимации своих метростроительных планов нет. Также нужно отметить, что на казначейские инфраструктурные кредиты можно заявляться и на проекты скоростного трамвая. Екатеринбург ранее уже проложил на средства федерального Инфраструктурного бюджетного кредита две трамвайные линии в микрорайоны Академический и Солнечный.

Строительство новой трамвайной линии в микрорайон "Академический" Екатеринбурга. Фото сайта transphoto.org
Строительство новой трамвайной линии в микрорайон "Академический" Екатеринбурга. Фото сайта transphoto.org

Напомним, что ранее были выделены федеральные инфраструктурные кредиты на строительство метро и метротрамвая в таких городах как Самара, Нижний Новгород, Красноярск и Челябинск. Но это другая история. Наш канал вскоре расскажет как идет прокладка подземных трасс в этих городах.

Инфраструктурные кредиты, выделенные ранее, в том числе и на подземные стройки.
Инфраструктурные кредиты, выделенные ранее, в том числе и на подземные стройки.

Наш канал "Проавтобизнес" ВКонтакте

Наш телеграмм канал https://t.me/proautobiz