Два музея в одном!
Первый - музей поэта! О нём я писал здесь:
Второй - музей владельцев усадьбы!
Какой Вам больше понравится, решать Вам.
Мне понравились оба!
Дом, а это именно дом, хотя и достаточно большой, был построен в 1811 году для герцога Арман-Эмануила дю Плесси де Ришелье, Новороссийского генерал-губернатор, который за 3 года до этого купил участок в татарской деревне Юрзуф — «довольно обширный сад со старой хатой и несколькими участками земли, продававшийся с публичного торга после смерти какого-то бедного татарина, за 4000 рублей ассигнациями». На Южном берегу Крыма в то время строительный бум ещё не начался, поэтому имя архитектора мы вряд ли когда-нибудь узнаем. Герцог Ришелье был в своём имении только в год постройки, а потом он уехал из Крыма, а в 1814 году покинул Россию.
Герцог уехал, а дом стал пристанищем путешественников: Николай Павлович Романов, будущий император Николай I, Николай Николаевич Раевский, с которым путешествовал Александр Сергеевич Пушкин, Иван Матвеевич Муравьёв-Апостол, который оставил воспоминания о доме:
Огромное здание состоит из крылец, переходов с навесом вокруг дома, а внутри из одной галереи занимающей всё строение, исключая четырёх небольших комнат, по две на каждом конце, в которых столько окон и дверей что нет места, где кровать поставить. В этом состоит всё строение, кроме небольшого кабинета над галереей под чердаком. в который надобно с трудом пролезть по узкой лестнице.
Именно периоду владения домом герцога Ришелье посвящена экспозиция во втором зале на втором этаже. Здесь фотографии и предметы той эпохи, а также копия клавесина из дворца герцога во Франции. На стене портреты членов семьи Николая Николаевича Раевского.
Когда Ришелье умер в 1822 году, то по завещанию дом отошёл Ивану Алексеевичу Стемпковскому, будущему градоначальнику Керчи, который на следующий год продал его новороссийскому и бессарабскому генерал-губернатору графу Михаилу Семёновичу Воронцову.
Краткому периоду его владения дома посвящён третий зал музея, в котором помимо вещей принадлежащих семье Воронцова и соответствующих его эпохе представлены прижизненные издания Александра Сергеевича Пушкина. Из этого самого большого зала в доме крутая лестница ведёт на мансарду, где возможно жил Александр Сергеевич Пушкин.
Михаил Семёнович благоустроил дом по принятым в ту эпоху европейским стандартам, заложил в окрестностях виноградники. Но его привлекала Алупка, где он строил настоящий дворец. Как только строительство дворца было закончено Михаил Семёнович продал дом и имение за 100 000 рублей сыну миллионера греческого происхождения Ивана Юрьевича Фундуклея Ивану Ивановичу, будущему киевскому губернатору.
О нём мы узнаём в следующем зале музея
Иван Иванович Фундуклей владел домом 45 лет. И в 1861 году полностью его реконструировал, дом стал таким, каким мы его видим сегодня. А окружающий дом парк был украшен фонтанами и цветниками.
Путеводитель по Крыму Марии Ивановны Сосногоровой 1871 года описывает имение:
Оно представляет бесспорно одно из прелестнейших мест на всем Южном берегу Крыма. При живописном местоположении и богатой южной растительности, собранной здесь со всех концов мира, на этой прекрасной даче соединены всевозможные принадлежности и затеи всякого богатого барского имения; и потому парки и сады Гурзуфа отличаются как искусством своего расположения, так равно и необыкновенным богатством и разнообразием собранных в них растений; роскошные цветники, беседки и оранжереи — всё это заслуживает здесь полного внимания и осмотра путешественника, любящего изящное в природе и в искусстве. Виноградники Гурзуфа и добываемое из них вино также считаются лучшими на всем Южном берегу, и гурзуфские вина могут смело соперничать с винами иностранными.
В 1880 году Иван Иванович Фундуклей умирает и имение наследую его племянницы — баронесса Варвара Григорьевна фон Врангель и Анна Григорьевна Краснокутская, которые почти сразу выставили имение на продажу.
В мае 1881 года усадьбу площадью 83 десятины за 250 тысяч рублей[ покупает Пётр Ионович Губонин, статский советник, строитель железных дорог, также он купил и соседнее имение, где начал строить курорт, ныне Санаторий Гурзуфский.
Периоду его владения посвящена небольшая комната в самом конце музея.
О Губонине и его курорте я писал здесь: