Южный берег Крыма в XIX веке обустраивался неравномерно, разными людьми и с разными целями. Здесь строились дворцы императорской семьи и знати, здесь создавались виноградники и винодельни, здесь строились дачи тех, кто не мог позволить себе построить дворец, здесь в конце XIX века начали создавать курорты, которыми ныне известен Крым.
Сегодня рассказ о Петре Ионовиче Губонине и курорте Гурзуф.
«А ныне, милость божия! —
Досыта у Губонина
Дают ржаного хлебушка,
Жую — не нажуюсь!»
Н. А. Некрасов,
«Кому на Руси жить хорошо»
Родился Пётр Ионович в 1825 году в деревне Борисово Московской губернии в семье крепостного каменщика... и сам до 1858 года был крепостным крестьянином у помещика Бибикова, но крепостным он был не стандартным.
Когда Петру Губонину было 17 лет, его отвезли в Москву к дяде к мастеру каменных дел Яковлеву. Губонин быстро стал приказчиком, а после смерти Яковлева стал вести его дела и стал подрядчиком каменных дел. Яковлев при жизни успел познакомить своего молодого, подающего надежды, приказчика, с "нужными" людьми, научил правильно "благодарить" за услуги, что очень пригодилось начинающему мастеру в пору самостоятельности. Он участвовал в строительстве Исаакиевского собора, где исполнял подряд на каменные работы; в 1848 году получил подряд на строительство каменных сооружений при строительстве шоссейной дороги из Москвы в Брест; участвовал в восстановлении Большого театра в Москве, сгоревшего в 1853 году, за что «8 ноября 1856 года за труды по возобновлению Большого театра в Москве Всемилостивейшее награждён Серебрянною медалью с надписью „За усердие“ для ношения в петлице на Аннинской ленте».
В 1858 году, когда он смог выкупить себя из крепостной зависимости и получить вольную, он стал уже состоятельным человеком, Губонин уже купил камнетёсный завод графа А. А. Зотова под Москвой и занимался отделкой набережных Москвы-реки, мостов, городских зданий, сразу после освобождения Пётр Ионович числится купцом первой гильдии.
Но он не останавливается...
26 января 1857 года Александр II подписывает Указ о создании разветвленной сети железных дорог... Указ, который создал в России несколько миллионеров, некоторые из которых связали свою судьбу с Крымом, в их числе был и Пётр Ионович Губонин. В 1864 году он вместе с несколькими другими подрядчиками начинает строительство Московско-Курской железной дороги из Москва через Курск в Киев, которая была открыта в октябре 1868 года. Подрядчики заработали на строительстве 8 миллионов рублей.
В 1866 году П.И. Губонин вместе с А.Б. Казаковым создали Акционерное общество «П.И. Губонин и Ко» и с помощью петербургского банкира Е. Е. Брандта и варшавского банкира С. А. Френкеля получили концессию на строительство Орловско-Витебской железной дороги, которая была закончена в 1968 году, прибыль составила более 19 миллионов рублей. По окончании строительства в учетной книге Московской купеческой управы появилась запись: «Губонин Пётр Ионович — почетный гражданин и кавалер. Занимается казнными подрядами по устройству железных в России дорог»...
А потом были: в 1871 году Московско-Брестская и Грязе-Царицынская железные дороги, в 1872 году - Балтийская (Гатчина-Ревель), в 1875 – Лозово-Севастопольская, в 1878 – Уральская горнозаводская от Перми до Екатеринбурга...
На железных дорогах Пётр Ионович Губонин не остановился. В 1869 году открывает собственную соленую мельницу, приобретает соленые копи и ставит мельницы в других городах России, вместе с В. А. Кокоревым основали «Пермское товарищество по торговле солью», которое стало одним из основных по торговле солью в России.
Кстати, первый общественный транспорт в России тоже не обошёлся без Петра Губонина: в 1874 году вместе с предпринимателем статским советником С. Башмаковым он основал «Первое товарищество конно-железной дороги» в Санкт-Петербурге по Невскому проспекту, а через десять лет в Москве по Тверской – от Бресткого вокзала (ныне – Белорусский) до Красной площади. В 1892 году на коломенском заводе Губонина был выпущен первый трамвай, который пришёл на смену «конке».
В 1870 году открывает Волжско-Камский банк.
Известен Пётр Ионович не только как строитель железных дорог, но и как нефтяной король. Он начинает развивать нефтяные промыслы, которые были необходимы для развития железных дорог, нефть - это смазочные и осветительные материалы. Вместе с В. А. Кокоревым создал Бакинское нефтяное общество. Именно тогда П.И. Губонин появляется в Крыму на Керченском полуострове для разработки неразвитых нефтяных промыслов.
Ещё в 1875 году стало понятно, что как у курорта у Крыма большое будущее, после окончания строительства дороги до Симферополя, увеличилось количество гостей полуострова, а Южный берег стал местом массового отдыха. В мае 1881 года Пётр Губонин покупает усадьбу Гурзуф площадью 83 десятины за 250 тысяч рублей. На следующий году он увеличивает поместье, купив имение князя Барятинского на левом берегу реки реки Авунды, примыкающие к имению. И почти сразу начинает здесь создавать курорт европейского уровня. За 12 лет было построено 8 гостиниц, православный храм, библиотека, ресторан, аптека, больница-изолятор,телеграф, почта, электростанция, паровая прачечная, с 1 августа по 1 октября с 16 до 22 часов играл специально приглашенный военный оркестр. Было создано собственное хозяйство, огороды, молочная ферма, своя винодельня, система канализации. В 1894 году в Гурзуф приехало 900 отдыхающих, а в 1898 году количество отдыхающих увеличилось в разы.
Известный журналист С. Н. Филиппов писал о курорте в конце XIX века:
Гурзуф, как бы летняя резиденция богатой Москвы. Вы это чувствуете сейчас же, въезжая в него… Москва, богатая Москва, которая и может в настоящее время много тратить, наполняет Гурзуф… Запах Москвы не покидал нас все время, и в самом модном пункте Гурзуфа я чувствовал себя уже как в Москве. Гурзуф — Москва. Склад московской жизни, её привычки к прочным удобствам, к шири, позолоте, бархатной мебели, пёстрым шпалерам, ярким тонам — во всём..
О благотворительной деятельности Петра Ионовича можно рассказывать ещё дольше, чем о заслугах в развитии России!
Правительство и императоры ценили и награждали успешного предпринимателя. 21 декабря 1872 года Петру Ионовичу Губонину было пожаловано Дворянство. В 1875 году он стал действительным статским советником, что дало потомственное дворянство его сыновьям — Сергею и Николаю, а позже стал тайным советником; в 1878 году Губонины получили дворянский герб с девизом «Не себе, а Родине», был награждён орденами Св. Станислава 1-й степени, Св. Анны 1-й и 2-й степеней, Св. Владимира 2-й и 3-й степеней, сербским орденом Белого Орла, черногорским Князя Даниила 2-й степени, австрийским — Командорского креста Франца Иосифа, персидским — Льва и Солнца 2-й степени.
30 сентября 1894 года Пётр Ионович Губонин умирает в Москве, его состояние примерно 20 миллионов рублей. Пётр Ионович Губонин завещал похоронить себя в Гурзуфе в семейном склепе...
Из Крепостного в миллионщики...