Найти в Дзене

Руский язык.5 класс. Второстепенные члены предложения. Определение

1. Познакомить с определением, как членом предложения. 2. Показать, чем может выражаться определение. Сегодня мы повторяем словарные слова на букву к. Задание будет такое: - Запишите слова в два столбика: существительные и прилагательные. Калейдоскоп, каллиграфия, конструктивный, коричневый, каморка, канарейка, карикатура, карабкаться, корыстный, кипяток, котлета, кочан, кочующий, красивый, конвейер, каталог. - Какое слово не вошло ни в одну группу? Почему? Ответ: Чудесен русский лес зимой! Белый пушистый снег повис на ветвях деревьев. Смолистые шишки украшают вершины елей. Шустрые синицы пищат в сучьях. На сугробах видны узоры заячьих и лисьих следов. Вот бежит через дорогу белка. Прыгнула на сосну, махнула хвостом. Полетела лёгкая снежная пыль. Постучал молоточком по стволу дятел. - Подчеркните во 2, 3, 4 предложениях главные члены. - Какие ещё члены предложения вы знаете и можете выделить? Это дополнение. В каком из этих предложений есть дополнение? Только во 2 и 3. - Зато в этих
Оглавление

Тема: Определение

Цели:

1. Познакомить с определением, как членом предложения.

2. Показать, чем может выражаться определение.

Оборудование:

Ход урока:

1. Словарные слова:

Сегодня мы повторяем словарные слова на букву к. Задание будет такое:

- Запишите слова в два столбика: существительные и прилагательные.

Калейдоскоп, каллиграфия, конструктивный, коричневый, каморка, канарейка, карикатура, карабкаться, корыстный, кипяток, котлета, кочан, кочующий, красивый, конвейер, каталог.

- Какое слово не вошло ни в одну группу? Почему?

Ответ:

2. Диктант:

Чудесен русский лес зимой! Белый пушистый снег повис на ветвях деревьев. Смолистые шишки украшают вершины елей. Шустрые синицы пищат в сучьях. На сугробах видны узоры заячьих и лисьих следов. Вот бежит через дорогу белка. Прыгнула на сосну, махнула хвостом. Полетела лёгкая снежная пыль. Постучал молоточком по стволу дятел.

3. Работа над новым материалом

- Подчеркните во 2, 3, 4 предложениях главные члены.

- Какие ещё члены предложения вы знаете и можете выделить? Это дополнение. В каком из этих предложений есть дополнение? Только во 2 и 3.

- Зато в этих предложениях много описаний. Давайте посмотрим, какие они, ответим в на вопросы.

2 предложение:

- Снег какой? Белый пушистый.

3 предложение:

- Шишки какие? Смолистые.

4 предложение:

- Синицы какие? Шустрые.

- Обратите внимание, все эти слова отвечают на вопросы: Какой? Какая? Какое? Какие?

Все эти слова в предложении являются определениями.

Определение — это второстепенный член предложения, обозначающий признак, качество, свойство предмета. Оно уточняет смысл существительного или местоимения, выступающего в роли подлежащего или дополнения.

Правило указывает на то, что определение всегда связано с существительным или местоимением, которые являются подлежащим дополнениями и обстоятельствами. Значит от этих слов к определениям можно поставить вопрос. Именно так мы и делали в предложениях из текста.

- Каким бывают определения?

Виды определений

Определения делятся на согласованные и несогласованные:
Согласованные — согласуются с определяемым словом в роде, числе и падеже. При прямом порядке слов стоят перед определяемым словом. Например: Легкая снежная пыль.
Несогласованные — не согласуются с определяемым словом, связываются с ним через управление или примыкание. Как правило, располагаются после главного слова, за исключением притяжательных местоимений «его», «её», «их», которые ставятся перед главным словом. Например:
«Она надела платье в горошек».
«Он сделал несколько фотографий озера Байкал».
«Его жизнь — это не их забота».
«Я выбрала цвет индиго из премиум-коллекции».
«Мой друг просто обожает лапшу по-сычуаньски!».Обратите внимание. Каким бы ни было определение: согласованным или несогласованным, они отвечают на вопросы Какой? Какая? Какое? Какие?

Чем может быть выражено определение?

Способы выражения определения

Определения могут быть выражены разными частями речи, например:
Прилагательными: «красивый дом», «синее море».
Причастиями: «цветущий сад», «выполненная работа».
Местоимениями: «мой друг», «наша школа».
Числительными: «третий день», «пятый элемент».
Существительными: «дом отца», «платье из шёлка».
Глаголом: Примеры глагола в роли определения:
«У меня сегодня сильное желание (какое?) спать».
«Мой разум затмила мечта (какая?) встретиться с ней».
Определения, выраженные существительным ли глаголом будут несогласованными.

- Ну, а теперь давайте потренируемся, выполнив ряд упражнений:

4.Закрепление

Упражнение 1

К выделенным словам подберите из скобок подходящее по смыслу определение. Предложения запишите.

Над согласованными определениями надпишите с., над несогласованными — н.

1) Дорожки устилали осенние листья (золотые, из золота).
2) Тётя относилась к Наташе с любовью (материнской, матери).
3) Мы ели свежий кисель (вишнёвый, из вишни).
4) Инструменты положили кипятить (хирурга, хирургические).
5) Одежда вся промокла. Одежда продаётся в магазине (детская, ребенка).

Ответ:

1) Дорожки устилали золотые осенние листья. (согласованное определение)

Дорожки устилали осенние листья из золота. (несогласованное определение)
2) Тётя относилась к Наташе с материнской любовью.(согласованное определение)

Тётя относилась к Наташе с любовью матери.(несогласованное определение)
3) Мы ели свежий вишнёвый кисель. (согласованное определение)

Мы ели свежий кисель из вишни. (несогласованное определение)
4) Инструменты хирурга положили кипятить. (несогласованное определение)

Хирургические инструменты положили кипятить. (согласованное определение)
5) Одежда ребёнка вся промокла. (несогласоанное определение) Детская одежда продаётся в магазине.

Объясните разницу в значении словосочетаний инструменты хирурга и хирургические инструменты. Являются ли они синонимами?

Словосочетания «инструменты хирурга» и «хирургические инструменты» близки по смыслу, но имеют различия в смысловом акценте и объёме значения.

  1. «Инструменты хирурга»
  • Акцент на принадлежности: подчёркивает, что инструменты принадлежат конкретному хирургу или находятся в его распоряжении.
  • Субъективный оттенок: может подразумевать индивидуальный набор, который хирург выбирает лично (например, «его любимые инструменты»).
  • Широкий контекст: теоретически может включать не только классические хирургические приспособления, но и вспомогательные предметы, которые хирург использует в работе (например, персональный маркер для разметки кожи перед операцией).
  • Пример: «Инструменты хирурга были тщательно продезинфицированы перед операцией» — здесь важен факт готовности его набора к использованию.
  1. «Хирургические инструменты»
  • Акцент на назначении: указывает на функциональную категорию — это инструменты, предназначенные именно для хирургических манипуляций.
  • Объективное определение: обозначает стандартизированный класс изделий, независимо от того, кто ими пользуется.
  • Узкий профессиональный контекст: включает только предметы, прямо участвующие в операциях (скальпели, зажимы, пинцеты и т. п.).
  • Пример: «Хирургические инструменты должны соответствовать ГОСТам по стерильности» — речь идёт о требованиях к классу изделий.

Итог:

  • «Инструменты хирурга» — про принадлежность и личный контекст.
  • «Хирургические инструменты» — про функциональное назначение и стандартизированную категорию.

В большинстве профессиональных текстов чаще используется второй вариант, так как он точнее отражает суть. Первый может встречаться в описаниях конкретных ситуаций (например, в мемуарах хирурга или при обсуждении индивидуального подхода к выбору инструментов).

Упражнение 2

Спишите текст, выделите грамматические основы предложений, подчеркните определения волнистой линией.

Бор — дремучий, кондовый, с берлогами медвежьими, крепким грибным и смоляным духом, с седыми лохматыми мхами. Видал и железные шеломы, княжьих дружин, и куколи скитников старой, настоящей веры, и рваные шапки Степановой вольницы, и озябшие султаны наполеоновых французишек.

И снова — синие зимние дни, шорох снеговых ломтей, ядрёный морозный треск, дятел долбит; желтые летние дни, восковые свечки в корявых зелёных руках, прозрачные медовые слёзы по заскорузлым крепким стволам, кукушки считают годы...
Ответ:

-2

Упражнение 3

Спишите предложения, указав вид определения.

I. 1) Где роза без шипов растет? (Г. Державин.) 2) В ржавых трубах пароходов играли зайчики от солнца. (К. Паустовский.) 3) Немного дальше росла черемуха потолще.

II. 1) Я совершенно утратил способность писать. 2) Вблизи дороги стояли полевые цветы самых разнообразных размеров, формы, окраски. 3) Это была обыкновенная кукла с широко раскрытыми голубыми глазами, с несколько разведенными руками, с льняными локонами. Платье из тюля просвечивало на ее розовом теле. (Ю. Олеша.)

- С целью самостоятельного закрепления учебного материала я предлагаю вам выполнить тест.

5.Задания для самостоятельной работы

Тест

1. Что такое определение?

1) Второстепенный член предложения, который характеризует предмет и отвечает на вопрос: каков предмет?
2) Второстепенный член предложения, который обозначает признак предмета и отвечает на вопросы:
какой? чей?
3) Второстепенный член предложения, который обозначает признак предмета и отвечает на вопросы: какой? чей? каков?

2. Каковы признаки согласованного определения?

1) согласуется с определяемым словом в падеже;
2) согласуется с определяемым словом в падеже, числе, роде (в ед. ч.);
3) согласуется с определяемым словом в падеже и числе;
4) согласуется с определяемым словом в роде и числе.

3. В каком предложении есть согласованное определение?

1) Книгу сказок можно взять в библиотеке.
2) Сияние небес твоих великолепно.
3) Я люблю есть яйца вкрутую.
4) У меня есть мечта попутешествовать по стране.

4. Каковы признаки несогласованного определения?

1) связываются с существительным по способу согласования;
2) выражено существительным в том же падеже, что определяемое слово;
3) выражено полным прилагательным;
4) связываются с существительным по способу управления или примыкания.

5. В каком предложении есть несогласованное определение?

1) Солнечный свет несколько раз сменяла прозрачная тень от пробегавших по небу облаков.
2) Веками навороченные глыбы преграждали дорогу.
3) Беседа наедине доставила нам огромное удовольствие.
4) Путь показался пятерым путникам бесконечным.

6. В каком предложении определение выражено прилагательным?

1) Ярко светит зорька в небе голубом.
2) Набежавшие тучки пролились дождём.
3) Над костром висел закопчённый котелок с остро пахнущим варевом.
4) Прогулка верхом доставляет удовольствие.

7. В каком предложении определение выражено причастием?

1) Одинокая сосна с большим птичьим гнездом на вершине возвышалась путевой вехой.
2) Восьмая телега въехала на подворье утром.
3) Дети постарше опекали малышей.
4
) В ущелье тесном рать побитая лежит.

8. В каком предложении определение выражено наречием?

1) Меж чёрных туч приветно засияла лазури полоса.
2) Небольшие живые чёрные глаза её смотрели без смущения.
3) Дорога обратно стала для путешественников тяжёлым испытанием.
4) Деревянная полка с кухонной утварью и рубленый деревянный стол с толстыми ножками были чисто выскоблены.

9. В каком предложении определение выражено числительным?

1) Одинокая сосна с большим птичьим гнездом на вершине возвышалась путевой вехой.
2) Восьмая телега въехала на подворье ранним утром.
3) Дети постарше опекали малышей.
4) Высушенное бельё стопкой лежало на стуле.

10. В каком предложении определение выражено инфинитивом?

1) Везде лились и капали прозрачные капли.
2) Хозяйка вынула из печи чугун и начала разливать студень в деревянные чашки.
3) Не нагнать тебе бешеной тройки: кони крепки, и сыты, и бойки.
4) О его способности писать никто пока не знал.

6.Итог:

- Что такое определение?

- Чем оно может выражаться?

- Какие бывают определения?

Видео урок можно посмотреть по ссылке:

Подписывайтесь на канал, занимайтесь вместе с нами, присылайте свои вопросы в комментариях.

-3