Найти в Дзене
Задача выжить

Второй шанс для "Лады": проблемный проект 677 продолжат.

Похоже, эпопея с переходом на новые неатомные подлодки наконец-то подходит к своему логическому продолжению — проект 677 доведён до ума, о чём мы сегодня и поговорим. Приветствую на канале! Начать хотелось бы с того, что проект 677 называют проблемным не просто так, история у него долгая — головной "Санкт-Петербург" заложен ещё в 1997 году, в далеко не самое простое время, на воду спущен в 2004-м, и до 2010-го дорабатывался, фактически не являясь боеспособной единицей. Более того, в 2023-м выведен из состава флота, так как модернизация под "Калибры" не представлялась экономически целесообразной, а применять исключительно торпеды в наше время — идея так себе. Исправить проблему должен был проект 677М, о котором и пойдёт речь, но и здесь начались трудности — головной "Кронштадт" начал строится в 2005-м, перезаложен в 2013-м, а Северному флоту передан только в 2024-м году. Схожая ситуация и с подлодкой "Великие Луки", которую буквально на днях передали Балтийскому флоту, только со сдвигом

Похоже, эпопея с переходом на новые неатомные подлодки наконец-то подходит к своему логическому продолжению — проект 677 доведён до ума, о чём мы сегодня и поговорим.

Источник: ЦКБ "Рубин".
Источник: ЦКБ "Рубин".

Приветствую на канале!

Начать хотелось бы с того, что проект 677 называют проблемным не просто так, история у него долгая — головной "Санкт-Петербург" заложен ещё в 1997 году, в далеко не самое простое время, на воду спущен в 2004-м, и до 2010-го дорабатывался, фактически не являясь боеспособной единицей. Более того, в 2023-м выведен из состава флота, так как модернизация под "Калибры" не представлялась экономически целесообразной, а применять исключительно торпеды в наше время — идея так себе. Исправить проблему должен был проект 677М, о котором и пойдёт речь, но и здесь начались трудности — головной "Кронштадт" начал строится в 2005-м, перезаложен в 2013-м, а Северному флоту передан только в 2024-м году. Схожая ситуация и с подлодкой "Великие Луки", которую буквально на днях передали Балтийскому флоту, только со сдвигом в год — у нас атомные крейсера строят быстрее, чем эти ДЭПЛ.

И многие вполне резонно считали, что флот ограничится четырьмя подлодками (сейчас в постройке ещё две — "Вологда" и "Ярославль"), и начнётся разработка чего-то нового, более успешного. Но нет — объявлено о продолжении серии на 5 и 6 представителя. Второй шанс, не иначе.

Источник: ТАСС/Valentin Yegorshin.
Источник: ТАСС/Valentin Yegorshin.

Возникает вполне логичный и резонный вопрос — почему проект 677 не приостановят? Всё дело в преимуществах перед существующими "Варшавянками". Начнём с того, что "Лада" почти в полтора раза меньше — подводное водоизмещение всего 2650 тонн, тогда как у предшественника 3950. С экипажем ситуация аналогичная — он меньше в полтора раза и составляет всего 36 человек. А чем его меньше, тем лучше автономность, о которой чуть позже. Но главная фишка в скрытности — "Варшавянки" принято считать одними из самых "тихих" подлодок флота — достаточно вспомнить эпизод с участием ВМС Великобритании в Средиземном море, когда за слежкой всего одной ПЛ была развёрнута огромная по численности группировка противолодочных сил, прикрывающих сразу два авианосца, и дело успехом не завершилось. Будь это реальная боевая ситуация, наша подлодка смогла бы нанести серьёзный ущерб британской АУГ.

Так вот, "Лада" в этом плане ещё лучше — её скрытность заметно выше, но вооружения она при этом несёт ровно столько же — 18 единиц в торпедных аппаратах, а что именно будет загружено — зависит от ситуации. Можно "Калибры", мины, противолодочные ракеты, ну и торпеды, само собой.

Источник: пресс-служба АО "Адмиралтейские верфи".
Источник: пресс-служба АО "Адмиралтейские верфи".

Отдельно стоит поговорить о воздухонезависимой энергоустановке. Дело в том, что "Лада" изначально разрабатывалась как носитель такой технологии, что в теории должно заметно скрасить недостатки ДЭПЛ, приблизив их вплотную к атомным "собратьям". Точные цифры не приводятся, но, к примеру, "Варшавянка" может находиться под водой от 2 до 5 суток, в разных источниках по-разному, тогда как подлодки с полноценной ВНЭУ около 20 — разница колоссальна и прямо влияет на успех работы. К слову, "Лада" может находиться под водой до 10 дней, что уже лучше предшественника, но до возможностей противника пока не дотягивает.

И, как нетрудно догадаться, сейчас проект 677М пока что без воздухонезависимой энергоустановки, что в плюс не идёт. С другой стороны, работы ведутся, причём активно — по состоянию на 2023 год отрабатывались сразу два варианта ВНЭУ — на литий-ионных батареях и на химических топливных элементах. Какая в итоге доберётся до серии — вопрос открытый, но очень хотелось бы увидеть внедрение технологии путём модернизации на имеющихся "Ладах". И, в отличие от предшественника, здесь эта опция рассчитана изначально.

Источник: ЦКБ "Рубин".
Источник: ЦКБ "Рубин".

Подводя итог по проекту 677, отметим, что слишком уж весомыми плюсами обладают эти подлодки перед предшественником, что нельзя игнорировать. Да, проблемы были, и наверняка часть осталась, но их решение не может не радовать — лучше сделать серию, пусть и небольшую, довести её до ума и отработать полноценно новые технологии, в первую очередь ВНЭУ, а уже потом браться за абсолютно новый проект.

Дорогие друзья, благодарю всех поддерживающих канал через донаты, лайки и подписки - идём к 110,000. Спасибо каждому!