Найти в Дзене
Адвокат Юрий Баринов

Что такое недобросовестная реклама банкротства и как от неё защититься

В России хотят ограничить рекламу юридических услуг – тех, что связаны с подготовкой банкротства. Слишком часто в сети стали появляться образы счастливых заемщиков, развязавшихся с долгами и якобы начинающих теперь новую жизнь. Слоганы типа «Не плати кредиторам» и «Долги прощаются» заполонили соцсети. А отсюда недалеко до разных опасных заблуждений. Кстати, получение кредита с заведомым решением его не возвращать (когда заемщик исчезает с радаров еще до первого платежа) чревато статьей за мошенничество. И у полиции будет возможность доказать, что должник поступил так умышленно, а не стал жертвой форс-мажора. Во всяком случае, судебная практика по таким делам уже есть. Адвокат по делам о банкротстве физических лиц Юрий Баринов прокомментировал положения нового закона, чье вступление в силу ожидается 1 января. По словам адвоката, для добросовестного юриста закон не являет никаких препятствий. - Чем опасна реклама, подсказывающая гражданам оптимальный выход из кредитного тупика? - Реклам
Шедеврум
Шедеврум

В России хотят ограничить рекламу юридических услуг – тех, что связаны с подготовкой банкротства. Слишком часто в сети стали появляться образы счастливых заемщиков, развязавшихся с долгами и якобы начинающих теперь новую жизнь. Слоганы типа «Не плати кредиторам» и «Долги прощаются» заполонили соцсети. А отсюда недалеко до разных опасных заблуждений.

Кстати, получение кредита с заведомым решением его не возвращать (когда заемщик исчезает с радаров еще до первого платежа) чревато статьей за мошенничество. И у полиции будет возможность доказать, что должник поступил так умышленно, а не стал жертвой форс-мажора. Во всяком случае, судебная практика по таким делам уже есть.

Адвокат по делам о банкротстве физических лиц Юрий Баринов прокомментировал положения нового закона, чье вступление в силу ожидается 1 января. По словам адвоката, для добросовестного юриста закон не являет никаких препятствий.

- Чем опасна реклама, подсказывающая гражданам оптимальный выход из кредитного тупика?

- Реклама в первую очередь задает импульс. Вот, Петрович списал все долги, будь как Петрович. По сути, такая реклама показывает банкротство как единственный выход из положения. А разве он единственный? Да стоит только открыть Закон о банкротстве, и мы увидим, что почти весь он посвящен системе реструктуризации долгов. И лишь в заключении там несколько глав о том, что делать, если это все-таки не получается.

- Но ведь реструктуризация – очень сложный процесс, который в большинстве ситуаций не работает.

- Тем не менее. Изначально все нацелено на то, чтоб находить баланс интересов: собрать всех кредиторов, учесть доходы должника и наличие у него имущества, переговорить с банками и отрезать лишние пени и штрафы, оставив только тело кредиты и проценты. Возможно, подвинув интересы банков, удастся изменить график платежей и найти оптимальный вариант погашения кредита без всякого банкротства.

- Что еще не должна обещать реклама услуг по банкротству?

- Кодекс профессиональной этики адвоката запрещает в принципе что-либо обещать, даже если адвокат видит, что и законы, и имеющаяся судебная практика складываются удачно для клиента. И гонорар адвокату оговаривается заранее. Если адвокат обещает провести «процедуру» за 10 тысяч рублей, значит, наверняка придется доплачивать, а 10 тысяч – лишь первый из многих шагов. Чем больше обещает адвокат, тем он, как правило, меньше делает.

- Сколько на самом деле стоят услуги по банкротству?

- Полный комплекс - порядка 200 тысяч. Но это работа – на год. Процедура подразумевает, что ряд расходов понесет финансовый управляющий, причем за свой счет, а потом у него будет возможность взять эти деньги из конкурсной массы, то есть из имущества должника. На самом деле – у должника нет никакого имущества, так что адвокату придется еще искать финансового управляющего, согласного взяться за такую работу.

- Но вы говорите, есть адвокаты, согласные работать и за 10 тысяч?

- Это невозможно. Все начинается с публикации в газете «Коммерсант» объявления о предстоящем банкротстве, и оно стоит 15 тысяч рублей. Кстати, статья в научном журнале оценивается гораздо дешевле: за те же деньги можно напечатать изыскания на несколько страниц. Еще 10 тысяч уйдет на оплату госпошлины и 25 тысяч требуется положить на депозит арбитражного суда. Финансовый управляющий страхует свою ответственность, а расходы по страхованию, тоже возлагаются на клиента, то есть должника. Словом, себестоимость банкротства уже приближается к 100 тысячам рублей. Гонорар адвоката составляет примерно ту же сумму, потому что процесс занимает несколько месяцев, а то и год.

- Может ли будущий банкрот провести процедуру самостоятельно?

- Да, несостоятельный должник может сам написать заявление в суд с требованием признать себя банкротом. Потом, по закону, ему должны назначить финансового управляющего и… Вот тут он попадет в ситуацию, в которой я когда-то оказывался сам, когда только начинал свою работу в этой сфере. Ни одна кандидатура финуправляющего в суд представлена не будет: никто из специалистов просто не захочет связываться с таким делом. И побыв немного в суде, иск вернется обратно. Задача адвоката: найти управляющего и максимально наглядно предоставить ему все сведения, чтобы тому было проще работать. Только тогда процесс будет запущен.

- А еще новый закон обязывает автора рекламы упоминать, что банкротство влечет негативные последствия для клиента. Например, ограничения на выдачу дальнейших кредитов, даже на жизненно необходимые цели.

- Да, я тоже выступаю за то, чтобы получатель услуг был полностью осведомлен о своем будущем. И все же, по сравнению с другими странами, где последствия банкротства такие, что и врагу не пожелаешь, у нас такой шаг вполне может изменить жизнь в лучшую сторону.