"... Андрей был не первым, кто женился. Но обычно ребята устраивали посиделки вместе с приятелями из института, а Андрей сразу и не сказал им, что он стал главой семьи. А ребята и не лезли в душу, понимая, что, раз все так" тихо" прошло, значит, новая ячейка общества под названием "семья" создана по принуждению, а не по доброй воле. И обсуждать эту тему нечего..."
- Теперь ты все обо мне знаешь, Лариса, - сказал Андрей. - Не знаю, как ты ко мне будешь относиться после всего услышанного, но хочу тебе сказать, Лариса: таких девушек, как ты, я не встречал. Очень надеялся, что пройдет время, ты привыкнешь ко мне и будешь относиться не только как к другу, но сейчас поздно об этом говорить. Мой поезд ушёл.
- И не к месту эти слова, -добавила Лариса.
- Конечно, ты права. Получается, что собираюсь жениться на одной, а говорю о чувствах другой. Извини, но не мог тебе этого не сказать.
- Думаю, нам пора, - сказала Лариса и направилась к выходу первой. Андрей последовал за ней.
До общежития они шли молча, не знали оба, как продолжить разговор. На выручку пришла Ирина. Она возвращалась из продовольственного магазина и начала делиться идеями по поводу предстоящей встречи их команды КВН с соперниками. Андрей поддержал разговор, за ним Лариса продолжила развивать эту тему. И казалось Ларисе, что уже о предстоящей женитьбе Андрея она не вспомнит, но нет, почему-то эта новость не выходила из головы. Почему именно, Лариса и сама не знала... Андрей ей был симпатичен, но только как друг... Так она всегда думала...
... Андрей был не первым, кто женился, не завершил учебу. Те, кто так же, как и он, поступили в институт после службы в армии, создавали семьи будучи студентами. Но обычно ребята устраивали посиделки вместе с приятелями из института, а Андрей сразу и не сказал им, что он стал главой семьи. Друзья не лезли к нему в душу, понимая, что, раз все так "тихо" прошло, значит, новая ячейка общества под названием "семья" создана по принуждению, а не по доброй воле. И обсуждать эту тему нечего...
Больше Лариса и Андрей по душам не разговаривали. Просто здоровались, а потом каждый шёл своей дорогой. Их пути разошлись, и они оба это прекрасно понимали...
... Андрей сказал Ларисе, что станет отцом весной, но ребёнок у него родился в конце февраля. Узнала новость Лариса из уст самого Андрея, когда шла в общежитие. Она уже собиралась открыть дверь, а он едва не сбил её с ног, так спешил. Даже не взглянул на неё, только извинился:
- Ой, простите! - сказал он и только после этого поднял на неё глаза и, узнав, поздоровался и ещё раз извинился.
- Ты куда? - удивилась Лариса такой спешке.
- У меня... У меня... - повторил он несколько раз. - Дочь родилась... Её Оля Надеждой назвала. Это в честь матери. Мою тещу тоже Надей зовут.
- Поздравляю, - сказала Лариса, подумав, что вроде сейчас ещё не время. Но расспрашивать ни о чем не стала. Раз Андрей не хочет ничего говорить, значит так надо. Он сам все объяснил :
- Оле плохо, у неё ведь сердце... Я говорил... Дочка родилась недоношенной, с очень маленьким весом... Мне тёща моя позвонила только что.
Тревога охватила Ларису. Она знала, что жена Андрея на протяжении всей беременности находилась в стационаре,но что все настолько плохо, и не догадывалась...
... И снова ребята из института поздравляли Андрея с рождением дочери не так, как поздравляли других ребят. Их посвящали в отцы "шумно", так, как умеют это делать в общежитии. Но в случае Андрея все было иначе. Конечно, его дочери желали здоровья, как и её матери, ведь Андрей сказал, что Ольга находится в плохом состоянии, но это было, скорее формально...
... Прошло всего несколько дней, когда следом за радостной новостью пришло известие: Ольги больше нет...
Теперь все ребята жалели Андрея, видели, как он переживает. Между собой говорили, что в его жизни идёт какая-то "чёрная полоса". Думали и гадали о дальнейшей судьбе малышки, понимая, что Андрею нужно доучиться.
- Я вот думаю, девочки, - сказала Инга Ларисе и Ирине, когда девчонки обсуждали все произошедшее, - может, нашему Андрею к бабке какой сходить? Может, сглаз на нем или порча?
- Инна, ты советский человек, к тому же учительница, а веришь неизвестно во что!
- Одно другому не мешает, - парировала Инга. - У нас случай был в деревне, когда парень чахнуть начал на глазах. Слабел, и никто объяснить не мог, что с ним происходит. Врачи разводили руками, пока его мама не догадалась к бабушке одной свозить. Та быстро определила, что на мальчонку порчу навели.
- Ты сама подумай, как это возможно, - не согласилась Ирина. - Мы ведь не в древние времена живём.
- Времена для таких дел всегда одинаковы. Оказалось, что у матери мальчика этого связь была с женатым мужчиной. И его жена на соперницу навела порчу через ребёнка. Ведь для матери хуже нет, когда её дети страдают. Бабушка порчу сняла, а женщине этой покаяться сказала, чтобы ребёнку её легче стало. И вы, девочки, можете в это не верить, но мальчишка отошёл, легче ему стало. Сейчас ничем не отличается от своих ровесников. Так что, как говорится, хотите верьте, а хотите - нет.
Ирина сделала недовольную физиономию, давая понять, что она придерживается иной точки зрения, а Инга вопросительно посмотрела на Ларису в надежде, что её поддержит. Но Лариса неожиданно для Иры и Инги заплакала:
- Девочки, не спорьте, это я во всем виновата. Андрей надеялся взаимности от меня дождаться, а я дала ему понять, что он для меня только друг. Вот и поддался парень в деревне соблазн, а потом вынужден был жениться.
- Ты его не оправдывай. Если так рассуждать, то можно любой проступок оправдать, - не согласилась Ира. - Слаб оказался Андрей, не устоял, а теперь расплачивается за свою слабость.
- Девочки, давайте не будем об этом. У нас зачёт скоро, надо готовиться, - перевела разговор на другую тему Инга.
- Давайте, - подхватила Лариса, хоть сама не могла сосредоточиться. Из головы не выходило то, что произошло с Андреем...
... Заботу о маленькой Надежде взяла на себя бабушка со стороны матери. Андрея мать покойной Ольги недолюбливала, считала, что это он виноват в том, что произошло с её больной доченькой. В сердцах, когда проводила Ольгу в последний путь, заявила:
- Это ты во всем виноват. Только ты. Ладно она, девочка моя, ребёночка хотела. Это понятно, ведь у всех женщин такое же желание стать матерью. Можно сказать, что мы для этого и рождены-для продолжения жизни. Это нормально. Но ты, как мог ты, Андрей, уважаемый человек в нашей деревне, студент педагогического института исторического факультета, пойти на поводу у своих инстинктов??? Теперь ты жив и здоров, а моей Оленьки нет. Теперь надо думать, как Наденьку "поднять и в люди отправить ".
Андрей даже и не пытался оправдаться. Он и сам считал себя виноватым. Только сказал тёще, что заботиться о дочери будет сам.
- Я не откажусь от родного ребенка. Ни за что на свете не откажусь, - сказал он матери своей покойной жены.
Но та думала, что это всего лишь слова. Как только малышку выписали, а произошло это только через два месяца, когда девочка набрала вес, они вместе с Андреем забрали Наденьку в деревню.
И только после выписки мать Ольги взяла свои слова обратно, сказав:
- Ты прости, Андрей, если, конечно, сможешь. Это я от обиды и горя наговорила тебе гадостей. Хорошо, что у нас Наденька наша есть. Это ведь не только твоё продолжение, но и Оленьки моей. Вместе мы справимся - вырастим нашу девочку.