Найти в Дзене
Воклен Жансен

Анестезия обвинения

Мы создали целую цивилизацию обвинений. Родители испортили детство. Начальник не даёт расти. Государство душит налогами. Партнёр не понимает. Погода плохая. Генетика неудачная. Звёзды не так сошлись. Это универсальный язык нашего времени, а именно язык объяснений, почему жизнь сложилась не так. И в нём есть скрытая ловушка. Жизнь перестаёт меняться в тот момент, когда мы начинаем воспринимать её как проблему, созданную другими. Пока мир кажется нам чьей-то чужой ошибкой, а судьба навязанным сценарием, мы живём в логике жалобы, а не в логике созидания. В такой картине я не автор, я персонаж, которого вывели на сцену без спроса и забыли снабдить правом голоса. Представьте человека, который каждое утро просыпается в одной и той же комнате, смотрит в одно и то же окно и каждый день жалуется на скучный пейзаж. Он винит архитектора, застройщика, погоду, кого угодно, кроме себя. Но что, если дело не в доме, а в том, как он смотрит? Когда человек видит свою жизнь как препятствие, которое

Анестезия обвинения

Мы создали целую цивилизацию обвинений.

Родители испортили детство. Начальник не даёт расти. Государство душит налогами. Партнёр не понимает. Погода плохая. Генетика неудачная. Звёзды не так сошлись.

Это универсальный язык нашего времени, а именно язык объяснений, почему жизнь сложилась не так. И в нём есть скрытая ловушка.

Жизнь перестаёт меняться в тот момент, когда мы начинаем воспринимать её как проблему, созданную другими. Пока мир кажется нам чьей-то чужой ошибкой, а судьба навязанным сценарием, мы живём в логике жалобы, а не в логике созидания.

В такой картине я не автор, я персонаж, которого вывели на сцену без спроса и забыли снабдить правом голоса.

Представьте человека, который каждое утро просыпается в одной и той же комнате, смотрит в одно и то же окно и каждый день жалуется на скучный пейзаж. Он винит архитектора, застройщика, погоду, кого угодно, кроме себя. Но что, если дело не в доме, а в том, как он смотрит?

Когда человек видит свою жизнь как препятствие, которое нужно «преодолеть», он уже незаметно проиграл. Потому что фокус смещается с вопроса «что я могу создать?» на вопрос «как мне выжить?».

Это тонкий, но фундаментальный сдвиг.

Тот, кто живёт в парадигме выживания, расходует энергию на оборону и борьбу, а не на развитие. Он отбивается от обстоятельств, вместо того чтобы выстраивать из них опору.

Обвинение всегда удобнее, чем ответственность. Гораздо проще сказать: «Мне мешают родители, система, рынок, страна», чем спросить: «Что я делаю с тем, что мне досталось?».

Обвинение обезболивает, но парализует. Оно как анестезия. На время снимает боль, но вместе с ней отнимает чувствительность, а значит, и способность действовать.

В позиции жертвы всегда есть логика ожидания. Пусть сначала изменятся они - люди, государство, обстоятельства, а потом уже изменюсь я.

Но беда в том, что жизнь не приходит просить у нас разрешения. Она просто происходит.

Никто не гарантировал нам справедливых стартовых условий. Кому-то достались поддержка и образование, кому-то бедность, травмы и отсутствие опоры. Это неравно. Это несправедливо. Это больно.

Но именно здесь начинается критический выбор. Считать ли всё это приговором или отправной точкой.

Мы живём в культуре, одержимой внешними изменениями. Новая работа, новые отношения, новый город. Как будто где-то снаружи есть правильная конфигурация, которая наконец всё починит.

Но исследования показывают, что внешние обстоятельства влияют на нашу жизнь куда меньше, чем наши внутренние установки и намеренные действия.

Между стимулом и реакцией есть пространство. В этом пространстве наш выбор. И именно там начинается свобода.

Почему же мы так упорно переносим источник проблем вовне? Потому что это удобно. Это снимает с нас авторство. Если виноваты обстоятельства, значит, я ни при чём.

Ответственность это не про вину. Вина парализует. Ответственность освобождает.

Ответственность это признание авторства. Это позиция человека, который говорит: «Да, многое дано не мной и многое мне не подвластно. Но внутри этих рамок я всё равно делаю выбор. Я не всесилен, но и не беспомощен».

Мы не выбираем исходные условия, но выбираем отношение к ним. Мы не можем изменить прошлое, но можем изменить сценарий, по которому его последствия будут влиять на будущее.

Мы не контролируем других людей, но мы можем контролировать свои эмоции, решения, компетенции и границы.

Позиция жертвы всегда вращается вокруг вопроса «кто виноват?».

Позиция автора вокруг вопроса «что теперь?».

В первом случае жизнь превращается в список претензий.

Во втором в цепочку попыток, экспериментов, ошибок и уроков.

Могу с уверенностью сказать, что внутренняя трансформация не абстрактная философия. Это конкретный процесс.

Наши мысли формируют устойчивые паттерны восприятия. Повторяющиеся убеждения становятся линзой, через которую мы видим мир. Мы реагируем не на реальность, а на её интерпретацию.

Когда меняется внутренняя позиция, меняется энергия. Меняется энергия, значит меняются действия. Меняются действия, то меняются результаты. Это не мистика, а причинно-следственная связь.