Найти в Дзене

Год после катастрофы: что с морем, пляжами и виновными?

15 декабря 2024 года два старых танкера, «Волгонефть-212» и «Волгонефть-239», не выдержали шторма и разломились пополам в Керченском проливе. Это событие мгновенно стало крупнейшей экологической катастрофой в России XXI века . Прошел год. Кажется, что самое страшное позади: пляжи очищены, а с виновных взысканы миллиарды. Но так ли это на самом деле? Утром 15 декабря высота волн достигала 5 метров, что вдвое превышало конструктивный предел для этих судов. «Волгонефть-212», построенный в 1969 году, и «Волгонефть-239» 1973 года постройки были судами класса «река-море» и не должны были находиться в открытом море в зимний шторм. Оба ожидали разгрузки в переполненном порту «Кавказ» с ноября, их разрешения на плавание истекли, а экипажи были укомплектованы с нарушениями. Когда начался шторм, безопасных укрытий для всех судов не нашлось. В результате в воду попало, по разным оценкам, от 2 400 до 4 000 тонн мазута М100 — тяжелого, вязкого топлива, которое крайне сложно убирать. Уже через два
Оглавление

15 декабря 2024 года два старых танкера, «Волгонефть-212» и «Волгонефть-239», не выдержали шторма и разломились пополам в Керченском проливе. Это событие мгновенно стало крупнейшей экологической катастрофой в России XXI века .

Прошел год. Кажется, что самое страшное позади: пляжи очищены, а с виновных взысканы миллиарды. Но так ли это на самом деле?

Хроника одной катастрофы: как это было

Утром 15 декабря высота волн достигала 5 метров, что вдвое превышало конструктивный предел для этих судов. «Волгонефть-212», построенный в 1969 году, и «Волгонефть-239» 1973 года постройки были судами класса «река-море» и не должны были находиться в открытом море в зимний шторм.

Оба ожидали разгрузки в переполненном порту «Кавказ» с ноября, их разрешения на плавание истекли, а экипажи были укомплектованы с нарушениями. Когда начался шторм, безопасных укрытий для всех судов не нашлось.

В результате в воду попало, по разным оценкам, от 2 400 до 4 000 тонн мазута М100 — тяжелого, вязкого топлива, которое крайне сложно убирать. Уже через два дня первые пятна достигли побережья Краснодарского края у Анапы, а к началу января мазут добрался до берегов Крыма.

Масштаб бедствия и битва за берег

Последствия были ужасающими. Загрязнению подверглись десятки километров береговой линии.

Погибли от 15 до 20 тысяч птиц и около 70 дельфинов. Тяжелый мазут оседал на дно, уничтожая кормовую базу для рыб и других обитателей. Экологи заявили, что на восстановление экосистемы могут потребоваться годы.

На ликвидацию бросили огромные силы. К январю 2025 года с пляжей вывезли 157 тысяч тонн загрязненного песка и грунта. В мае 2025 года водолазы все еще продолжали работы, собирая загрязненный грунт на дне. Не смотря на титанические усилия, полностью удалить мазут не удалось. Спутниковые снимки фиксировали новые утечки из затонувших обломков даже спустя месяцы после катастрофы, вплоть до лета 2025 года.

Что сейчас? Пляжи, суды и нерешенные проблемы

Курортный сезон 2025 года в Анапе и части Крыма прошел под знаком катастрофы. Хотя основные работы по очистке береговой линии были завершены, официальные власти заявили, что полное восстановление пляжей ожидается только к лету 2026 года. Угроза вторичного загрязнения из-за остатков мазута на дне сохранялась.

Главным итогом года стали судебные решения. Росприроднадзор оценил общий ущерб в почти 85 миллиардов рублей.

В августе 2025 года суд взыскал с владельцев «Волгонефти-212» около 49,5 млрд рублей, а с владельца «Волгонефти-239» — еще 35,5 млрд. При этом судовладельцы пытались через суд ограничить свою ответственность. Окончательная утилизация затонувших корпусов танкеров, которые до сих пор лежат на дне, запланирована только на 2026 год.

Таким образом, год спустя формально виновные наказаны деньгами, а видимые следы с побережья убраны.

Однако ключевая проблема — источники продолжающегося загрязнения на дне моря — остается нерешенной. Экосистема Черного моря получила удар, последствия которого будут проявляться еще долго.

Как вы думаете, достаточно ли гигантских финансовых штрафов, чтобы подобные катастрофы больше не повторялись, или нужны более жесткие меры?

Поделитесь своим мнением в комментариях.

Если статья была вам полезна, поддержите нас — *подпишитесь на канал, поставьте лайк и расскажите, что вы думаете об этой ситуации.*Ваша активность помогает делать материалы лучше. (Илья Алексеев, lenpanorama.ru)

фото с места аварии. фото с сайта Администрации Краснодарского края https://admkrai.krasnodar.ru/

-2
-3
-4
-5
-6
-7
-8