Российский приключенческий роман сегодня — это жанр, который вроде бы жив, но пахнет как забытая в рюкзаке тушёнка после майских праздников. Формально — существует. Фактически — вызывает тревогу у санитаров литературы. Его продолжают печатать, выкладывать, продавать пачками, но открываешь — и понимаешь: перед тобой не приключение, а утомительный марш по болотам чужой фантазии, где каждый кочкарь знаком, а каждый шаг уже описан тысячу раз. Современный отечественный приключенец — это человек, который твёрдо уверен: если герой идёт, значит это уже сюжет. Если герой выжил — значит роман удался. Если герой при этом ещё и «стал мужчиной», «понял жизнь» или «нашёл себя» — можно смело печатать вторую часть. Никто не спрашивает, зачем он шёл, что именно с ним произошло и почему читатель вообще должен за этим наблюдать. Литературная логика заменена походной: дошёл — молодец, не умер — вообще герой. Герои этих книг напоминают манекены, которым забыли дорисовать лицо. Они отважны по умолчанию, у