Найти в Дзене
Русский исполин

18 декабря 1957 года родился народный артист России Скляр Игорь Борисович

Оглавление

Игорь Скляр: Актер, которого нашли в метро, и как «Комарово» не загубило его карьеру

Представьте: обычный московский школьник едет в метро на экскурсию. И вдруг к нему подходит незнакомка, всматривается и говорит: «Парень, ты сниматься в кино хочешь?». Так, в 1973 году, начался путь Игоря Скляра — актёра, которого могла бы навсегда погубить одна-единственная песня «Комарово», но который сумел пройти путь от иконы стиля 80-х до глубокого драматического артиста.

Обнаруженный в метро: Как курский школьник стал «Юнгой Северного флота»

Он рос в Курске в обычной семье инженеров. Никаких связей в мире кино. Его главными увлечениями были спорт и музыка. Судьба вмешалась самым невероятным образом: ассистент режиссёра с «Мосфильма» разглядела в толпе подростка с правильными чертами лица. Так он, случайно, попал на свою первую роль — Коли Маслёнка в фильме «Юнга Северного флота». Казалось бы, удачное начало. Но Скляр не бросился во ВГИК. Он поступил в Ленинградский институт театра, музыки и кино, попал на курс к легендарному Льву Додину и начал по-настоящему учиться ремеслу.

"На недельку до второго.." Игорь Скляр

1983: Звездный час «Мы из джаза» и начало пути в МДТ

Год 1983 стал для него судьбоносным. Во-первых, он пришёл в Малый драматический театр (МДТ), который тогда уже начинал превращаться в театр Европейского уровня под руководством Додина. Здесь его ждали не песни и пляски, а сложнейшие, психологически выверенные роли в эпических постановках по Абрамову и Достоевскому.

А во-вторых, на экраны вышел фильм Карена Шахназарова «Мы из джаза». Скляр сыграл там крошечную, но невероятно яркую роль саксофониста-красавца Стэна. Его герой, произносящий с блестящей улыбкой «Джаз — это музыка толстых!», стал наравне с Костей (Иванченко) символом целой эпохи. Этот образ — элегантного, ироничного, чуть отстранённого стиляги — приклеился к нему надолго.

Проклятие «Комарово»: Как шлягер едва не похоронил серьёзного актёра

И тут случилось то, что могло навсегда закрыть ему путь к серьёзному искусству. В 1985 году он исполнил в фильме «Начни сначала», а потом и в 16-м выпуске «Ну, погоди!» песню «Комарово». Хит взорвал страну. Скляр стал сверхпопулярен, но в глазах многих — просто парень, который поёт смешную песенку про курорт.

Это было ловушкой. С одной стороны — всенародная любовь. С другой — риск навсегда остаться в амплуа эстрадного шутника, в то время как в театре он выбивался в силу, играя юродивых и каторжников в спектаклях Додина. Ему пришлось приложить титанические усилия, чтобы публика и коллеги увидели за улыбкой «Комарово» — настоящего, мощного драматического актёра.

-2

Театр vs Кино: Две жизни Игоря Скляра

Так сложились две параллельные карьеры Скляра:

  • В кино он часто оставался «хорошим парнем», героем-любовником или характерным персонажем.
  • В театре МДТ он проживал совершенно другие жизни, был Скляр без прикрас — нервный, надломленный, экзистенциальный.

Он ушёл из МДТ в 2002 году, оставив на его сцене часть своей души.

Второе дыхание: От инфаркта к народному артисту

Жизнь преподнесла жёсткий урок: в 2003 году, на гастролях, у него случился инфаркт. Это заставило переосмыслить многое. Он восстановился, стал больше сниматься на телевидении, где блестяще проявил себя в характерных ролях второго плана (например, в сериале «Уходящая натура», за которую получил приз).

В 2013 году пришло официальное признание — звание Народного артиста России. Не как певцу «Комарово», а как разноплановому мастеру сцены и экрана.

Наследие: Актер, победивший ярлык

Игорь Скляр сегодня — это история победы таланта над стереотипом.

  1. Победитель одного хита: Он доказал, что можно пережить оглушительную популярность одного образа (стиляга Стэн) и одной песни («Комарово») и остаться востребованным серьёзным артистом.
  2. Мост между массовой культурой и высоким искусством: Он с равным успехом существовал в мире поп-культуры 80-х и в аскетичном, интеллектуальном театре Льва Додина.
  3. Мастер скрытой глубины: Его фирменная черта — лёгкая, чуть насмешливая улыбка, за которой зритель всегда чувствовал какую-то грусть, тайну или усталость. Он никогда не играл «в лоб».

Его судьба — лучший ответ на вопрос, что важнее: мгновенная слава или долгая, осмысленная карьера. Игорь Скляр выбрал второе. И, кажется, не проиграл. Потому что когда сегодня слышишь «Комарово», то вспоминаешь не просто смешную песенку, а умное, ироничное лицо актёра, который сумел стать гораздо больше, чем требовал от него этот хит.