Когда читаешь биографии культовых советских актрис, часто кажется, что за их неземной красотой и славой скрывается какая-то светлая, почти сказочная история. Но вот история Татьяны Друбич — это не сказка. Это настоящая драма, которая начинается с цифр, от которых даже сейчас, спустя десятилетия, холодеет кровь.
Ей было 13 лет, когда они познакомились. Ему — 31. Он — женатый режиссер на пике карьеры, ожидающий ребёнка от супруги. Она — школьница, случайно попавшая на кинопробы.
Эта история не про красивый роман наставника и ученицы. Это история о запретном влечении, которое сломало одну жизнь, создало другую и навсегда связало двух людей странной, болезненной связью.
И о том, какой ценой платят за «великую любовь», когда она начинается в купальне во время дождя, а заканчивается в тишине съёмочной площадки, где все всё понимают, но делают вид, что ничего не происходит.
Случайная школьница: Как отличница из семьи инженеров попала в большой кинематограф
Татьяна Друбич родилась в 1960 году в самой обычной московской семье, где о богемной жизни и не мечтали. Отец — инженер-механик, мать — экономист. Девочка росла тихой, умной отличницей, и её будущее виделось прямым и понятным: школа, институт, серьёзная профессия. Кино казалось чем-то бесконечно далёким, почти нереальным.
Но судьба любит такие контрасты. В 11 лет Таня совершенно случайно, почти шутки ради, попала на пробы к фильму «Пятнадцатая весна». Ей дали эпизодическую роль. Увидев себя на экране, девочка не испытала восторга — лишь разочарование от собственной, как ей казалось, невзрачной внешности. Казалось, эксперимент с кино навсегда закончен.
Но в 13 лет подруга позвала её на масштабный кастинг. Режиссёр Сергей Соловьёв, уже известный и обласканный властью кинематографист, искал лицо для своей новой картины «Сто дней после детства» — лирической истории о первой любви в пионерлагере. Он пересмотрел сотни девочек, но всё было не то. И вот в его кабинете появилась щупленькая, совершенно не раскованная Таня Друбич.
Момент в купальне: «Молодой, худой, редчайшего ума...»
Что именно он увидел в этой девочке? Не классическую красоту, а невероятную, почти болезненную естественность. Отсутствие всякой игры, фальши, которые так часто бывают у юных актрис. Её тихий, но уверенный внутренний стержень. Он дал ей роль Лены Ерголиной, и это стало началом всего.
Съёмки стали для Татьяны погружением в другой мир. Мир взрослых, творческих, странных и таких притягательных людей. Центром этого мира был, конечно, он — Сергей Соловьёв. В её воспоминаниях он предстаёт не тем солидным режиссёром, каким мы знаем его позже. «Молодой, худой, лёгкий, обаятельный, весёлый! И редчайшего ума, таких больше я в жизни не встречала!» — вспоминала она.
И вот наступает тот самый ключевой момент, который можно считать точкой невозврата. Во время съёмок в лесу начался сильный летний дождь. Режиссёр и его юная актриса оказались отрезаны от группы. Они вдвоём укрылись в декорациях купальни, построенной для фильма.
Шум дождя по крыше, запах влажного дерева, тишина и близость. В этом маленьком, изолированном от всего мире взрослый мужчина и девочка-подросток просто сидели рядом.
Но именно тогда, как позже признавался сам Соловьёв, он с невероятной ясностью почувствовал: эта девочка ему духовно ближе и понятнее, чем кто-либо. Ему было 31. Ей — 14.
Разбитая жизнь Марианны: Беременная жена, жалоба в горком и «воспитательная беседа»
Но была одна огромная проблема, которую все предпочитали не замечать, но которая висела над съёмочной площадкой дамокловым мечом. Сергей Соловьёв был женат. Его супругой была 20-летняя актриса Марианна Кушнерова — красивая, яркая, любившая его. И что самое важное — на момент начала съёмок «Ста дней после детства» она была беременна их общим ребёнком.
Представьте её положение. Муж постоянно на съёмках, в компании юной, одарённой, вдохновляющей его актрисы. Постепенно до Марианны стали доходить слухи, а потом и уверенность.
Это был не просто рабочий роман режиссёра с актрисой. Это была связь со школьницей. Отчаяние, ревность и чувство чудовищной несправедливости довели её до крайности. Она написала заявление в партийный горком, обвинив мужа в «аморальном поведении».
В те времена это был серьёзнейший поступок, грозивший Соловьёву не просто скандалом, а крахом карьеры. С ним провели «воспитательную беседу», настояли на сохранении семьи. Он формально вернулся к беременной жене. Но это была лишь видимость.
Его мысли и чувства уже принадлежали другой. Марианна, родившая ему сына, так и осталась на периферии его жизни, сыграв лишь одну небольшую роль в его фильме «Станционный смотритель». Её собственная актёрская и личная жизнь была разбита в самом начале. Она стала первой и самой молчаливой жертвой этой истории.
Двойная жизнь: Учеба в школе, съёмки у любовника и приз в Берлине
А что же Татьяна? Она возвращалась со сказочных съёмок в свою обычную жизнь: школьные уроки, учебники, родительский дом. Она жила в двух параллельных реальностях. В одной была советской школьницей. В другой — музой знаменитого режиссёра, объектом всеобщего восхищения.
Фильм «Сто дней после детства» стал триумфом. В 1975 году он получил главный приз «Серебряный медведь» на Берлинском кинофестивале. Маленькая Таня Друбич в одночасье стала звездой международного уровня.
И Соловьёв уже не мог и не хотел отпускать её. Она стала его постоянной актрисой, его лицом, его вдохновением. «Спасатель», «Наследница по прямой», «Избранные» — все его ключевые фильмы 70-х были сняты с ней.
Она взрослела на экране на глазах у всей страны, и только самые близкие к съёмочной группе люди понимали, что её взросление тесно, неразрывно связано с самим режиссёром.
Но даже такая привязанность не гарантировала вечности. После школы Татьяна, к удивлению многих, не пошла в театральный. Возможно, подсознательно желая иметь что-то своё, независимое от Соловьёва, она поступила в медицинский институт, выбрав специализацию «врач-эндокринолог».
А в 23 года в её жизни появился серьёзный ухажёр — известный скрипач, друг самого Соловьёва. Он сделал ей предложение.
И это стало тем толчком, который заставил Соловьёва действовать. Осознание, что он может потерять её навсегда, что она уйдёт к другому — и на этот раз на законных основаниях — оказалось сильнее всех условностей и страхов.
Он окончательно ушёл от Марианны. В 1983 году, когда ему было 39, а ей 23, они официально зарегистрировали брак. Через год у них родилась дочь Анна.
Семейная жизнь: Врач из поликлиники, муза в кино и начало конца
Их брак казался идеальным творческим союзом. Друбич родила дочь, окончила медицинский и, как ни в чём не бывало, пошла работать врачом в обычную московскую поликлинику. Она принимала пациентов, выписывала рецепты, а после смены превращалась в главную кинодиву перестройки.
Именно в этот период Соловьёв снял свои самые знаковые, культовые фильмы — «Асса» и «Чёрная роза — эмблема печали, красная роза — эмблема любви». Эти ленты, с их рок-саундтреками и ощущением свободы, стали голосом поколения. И в центре каждой из них, конечно, была она — Татьяна Друбич. В «Чёрной розе» в кадре появилась и их пятилетняя дочь Анна.
Но за фасадом творческого идиллии уже зрели трещины. Официальный брак продлился всего семь лет. Они развелись в 1990 году, но, что удивительно, это не стало концом их отношений. Они продолжали жить вместе, работать, воспитывать дочь.
Их связь была сильнее штампов в паспорте. Ходили слухи о романах Соловьёва с юными поклонницами, об увлечениях самой Друбич — то режиссёром Иваном Дыховичным, то скрипачом Владимиром Спиваковым. Но пара хранила молчание, а совместные проекты продолжались.
Жизнь после Соловьёва: Бизнес, тайная дочь и благотворительность
Настоящий разрыв случился позже, в 90-е. Татьяна, всегда обладавшая острым умом и практической хваткой, ушла из медицины в бизнес. Она открыла в Москве модный ночной клуб, позже стала совладелицей крупной фармацевтической компании. Она больше не была музой — она стала успешной, самостоятельной деловой женщиной.
А потом в её жизни произошло событие, о котором она никогда и никому не рассказывала подробно. У неё родилась вторая дочь — Мария. Имя отца ребёнка Друбич хранила и хранит в строжайшей тайне. Это был её окончательный и бесповоротный уход из тени Соловьёва, создание своей, абсолютно частной жизни.
Сегодня 63-летней Татьяне Друбич слава актрисы не нужна. Она нашла своё призвание в благотворительности, став одним из столпов фонда помощи хосписам «Вера».
Она собирает средства, помогает безнадёжно больным, занимается тихой, но колоссально важной работой. Иногда она снимается, но это скорее дань прошлому. Её жизнь наполнена дочерьми и внучками.
Эпилог: Последний телефонный звонок
Сергей Соловьёв умер 13 декабря 2021 года от обширного инфаркта. В день своей смерти он разговаривал по телефону с Татьяной Друбич. Не жаловался на здоровье, просто говорил.
Для неё его уход стал глубочайшим потрясением. На похоронах она выглядела совершенно разбитой. Несмотря на всё — на скандалы, развод, годы раздельной жизни — их связь так и осталась самой важной и роковой нитью в жизни каждого.
Вот такая история. Не про прекрасную музу и гения. А про девочку, чьё детство закончилось в тот дождливый день в купальне, и про мужчину, который не смог устоять перед запретным плодом. История, в которой есть и триумф (приз в Берлине, культовые фильмы), и огромная цена. Цена, которую заплатила беременная жена, оставшаяся одна.
Цена, которую заплатила сама Татьяна, навсегда оставшись в массовом сознании «девочкой Соловьёва». И цена, которую заплатил он, навсегда связав своё имя с историей, которую и сегодня одни назовут великой любовью, а другие — непростительным поступком. Истина, как всегда, где-то посередине, в тишине между кадром и жизнью.