Найти в Дзене
Чёрный редактор

"31-летний режиссер, 13-летняя муза и беременная жена": История карьерного взлета Татьяны Друбич, которая создала икону и изменила судьбы

Когда читаешь биографии культовых советских актрис, часто кажется, что за их неземной красотой и славой скрывается какая-то светлая, почти сказочная история. Но вот история Татьяны Друбич — это не сказка. Это настоящая драма, которая начинается с цифр, от которых даже сейчас, спустя десятилетия, холодеет кровь. Ей было 13 лет, когда они познакомились. Ему — 31. Он — женатый режиссер на пике карьеры, ожидающий ребёнка от супруги. Она — школьница, случайно попавшая на кинопробы. Эта история не про красивый роман наставника и ученицы. Это история о запретном влечении, которое сломало одну жизнь, создало другую и навсегда связало двух людей странной, болезненной связью. И о том, какой ценой платят за «великую любовь», когда она начинается в купальне во время дождя, а заканчивается в тишине съёмочной площадки, где все всё понимают, но делают вид, что ничего не происходит. Случайная школьница: Как отличница из семьи инженеров попала в большой кинематограф Татьяна Друбич родилась в 1960 год

Когда читаешь биографии культовых советских актрис, часто кажется, что за их неземной красотой и славой скрывается какая-то светлая, почти сказочная история. Но вот история Татьяны Друбич — это не сказка. Это настоящая драма, которая начинается с цифр, от которых даже сейчас, спустя десятилетия, холодеет кровь.

Ей было 13 лет, когда они познакомились. Ему — 31. Он — женатый режиссер на пике карьеры, ожидающий ребёнка от супруги. Она — школьница, случайно попавшая на кинопробы.

Эта история не про красивый роман наставника и ученицы. Это история о запретном влечении, которое сломало одну жизнь, создало другую и навсегда связало двух людей странной, болезненной связью.

И о том, какой ценой платят за «великую любовь», когда она начинается в купальне во время дождя, а заканчивается в тишине съёмочной площадки, где все всё понимают, но делают вид, что ничего не происходит.

Случайная школьница: Как отличница из семьи инженеров попала в большой кинематограф

Татьяна Друбич родилась в 1960 году в самой обычной московской семье, где о богемной жизни и не мечтали. Отец — инженер-механик, мать — экономист. Девочка росла тихой, умной отличницей, и её будущее виделось прямым и понятным: школа, институт, серьёзная профессия. Кино казалось чем-то бесконечно далёким, почти нереальным.

-2

Но судьба любит такие контрасты. В 11 лет Таня совершенно случайно, почти шутки ради, попала на пробы к фильму «Пятнадцатая весна». Ей дали эпизодическую роль. Увидев себя на экране, девочка не испытала восторга — лишь разочарование от собственной, как ей казалось, невзрачной внешности. Казалось, эксперимент с кино навсегда закончен.

Но в 13 лет подруга позвала её на масштабный кастинг. Режиссёр Сергей Соловьёв, уже известный и обласканный властью кинематографист, искал лицо для своей новой картины «Сто дней после детства» — лирической истории о первой любви в пионерлагере. Он пересмотрел сотни девочек, но всё было не то. И вот в его кабинете появилась щупленькая, совершенно не раскованная Таня Друбич.

Момент в купальне: «Молодой, худой, редчайшего ума...»

Что именно он увидел в этой девочке? Не классическую красоту, а невероятную, почти болезненную естественность. Отсутствие всякой игры, фальши, которые так часто бывают у юных актрис. Её тихий, но уверенный внутренний стержень. Он дал ей роль Лены Ерголиной, и это стало началом всего.

-3

Съёмки стали для Татьяны погружением в другой мир. Мир взрослых, творческих, странных и таких притягательных людей. Центром этого мира был, конечно, он — Сергей Соловьёв. В её воспоминаниях он предстаёт не тем солидным режиссёром, каким мы знаем его позже. «Молодой, худой, лёгкий, обаятельный, весёлый! И редчайшего ума, таких больше я в жизни не встречала!» — вспоминала она.

И вот наступает тот самый ключевой момент, который можно считать точкой невозврата. Во время съёмок в лесу начался сильный летний дождь. Режиссёр и его юная актриса оказались отрезаны от группы. Они вдвоём укрылись в декорациях купальни, построенной для фильма.

-4

Шум дождя по крыше, запах влажного дерева, тишина и близость. В этом маленьком, изолированном от всего мире взрослый мужчина и девочка-подросток просто сидели рядом.

Но именно тогда, как позже признавался сам Соловьёв, он с невероятной ясностью почувствовал: эта девочка ему духовно ближе и понятнее, чем кто-либо. Ему было 31. Ей — 14.

Разбитая жизнь Марианны: Беременная жена, жалоба в горком и «воспитательная беседа»

Но была одна огромная проблема, которую все предпочитали не замечать, но которая висела над съёмочной площадкой дамокловым мечом. Сергей Соловьёв был женат. Его супругой была 20-летняя актриса Марианна Кушнерова — красивая, яркая, любившая его. И что самое важное — на момент начала съёмок «Ста дней после детства» она была беременна их общим ребёнком.

-5

Представьте её положение. Муж постоянно на съёмках, в компании юной, одарённой, вдохновляющей его актрисы. Постепенно до Марианны стали доходить слухи, а потом и уверенность.

Это был не просто рабочий роман режиссёра с актрисой. Это была связь со школьницей. Отчаяние, ревность и чувство чудовищной несправедливости довели её до крайности. Она написала заявление в партийный горком, обвинив мужа в «аморальном поведении».
-6

В те времена это был серьёзнейший поступок, грозивший Соловьёву не просто скандалом, а крахом карьеры. С ним провели «воспитательную беседу», настояли на сохранении семьи. Он формально вернулся к беременной жене. Но это была лишь видимость.

Его мысли и чувства уже принадлежали другой. Марианна, родившая ему сына, так и осталась на периферии его жизни, сыграв лишь одну небольшую роль в его фильме «Станционный смотритель». Её собственная актёрская и личная жизнь была разбита в самом начале. Она стала первой и самой молчаливой жертвой этой истории.

Двойная жизнь: Учеба в школе, съёмки у любовника и приз в Берлине

А что же Татьяна? Она возвращалась со сказочных съёмок в свою обычную жизнь: школьные уроки, учебники, родительский дом. Она жила в двух параллельных реальностях. В одной была советской школьницей. В другой — музой знаменитого режиссёра, объектом всеобщего восхищения.

Фильм «Сто дней после детства» стал триумфом. В 1975 году он получил главный приз «Серебряный медведь» на Берлинском кинофестивале. Маленькая Таня Друбич в одночасье стала звездой международного уровня.

-7

И Соловьёв уже не мог и не хотел отпускать её. Она стала его постоянной актрисой, его лицом, его вдохновением. «Спасатель», «Наследница по прямой», «Избранные» — все его ключевые фильмы 70-х были сняты с ней.

Она взрослела на экране на глазах у всей страны, и только самые близкие к съёмочной группе люди понимали, что её взросление тесно, неразрывно связано с самим режиссёром.

Но даже такая привязанность не гарантировала вечности. После школы Татьяна, к удивлению многих, не пошла в театральный. Возможно, подсознательно желая иметь что-то своё, независимое от Соловьёва, она поступила в медицинский институт, выбрав специализацию «врач-эндокринолог».

-8

А в 23 года в её жизни появился серьёзный ухажёр — известный скрипач, друг самого Соловьёва. Он сделал ей предложение.

И это стало тем толчком, который заставил Соловьёва действовать. Осознание, что он может потерять её навсегда, что она уйдёт к другому — и на этот раз на законных основаниях — оказалось сильнее всех условностей и страхов.

Он окончательно ушёл от Марианны. В 1983 году, когда ему было 39, а ей 23, они официально зарегистрировали брак. Через год у них родилась дочь Анна.

Семейная жизнь: Врач из поликлиники, муза в кино и начало конца

Их брак казался идеальным творческим союзом. Друбич родила дочь, окончила медицинский и, как ни в чём не бывало, пошла работать врачом в обычную московскую поликлинику. Она принимала пациентов, выписывала рецепты, а после смены превращалась в главную кинодиву перестройки.

-9

Именно в этот период Соловьёв снял свои самые знаковые, культовые фильмы — «Асса» и «Чёрная роза — эмблема печали, красная роза — эмблема любви». Эти ленты, с их рок-саундтреками и ощущением свободы, стали голосом поколения. И в центре каждой из них, конечно, была она — Татьяна Друбич. В «Чёрной розе» в кадре появилась и их пятилетняя дочь Анна.

-10

Но за фасадом творческого идиллии уже зрели трещины. Официальный брак продлился всего семь лет. Они развелись в 1990 году, но, что удивительно, это не стало концом их отношений. Они продолжали жить вместе, работать, воспитывать дочь.

Их связь была сильнее штампов в паспорте. Ходили слухи о романах Соловьёва с юными поклонницами, об увлечениях самой Друбич — то режиссёром Иваном Дыховичным, то скрипачом Владимиром Спиваковым. Но пара хранила молчание, а совместные проекты продолжались.

-11

Жизнь после Соловьёва: Бизнес, тайная дочь и благотворительность

Настоящий разрыв случился позже, в 90-е. Татьяна, всегда обладавшая острым умом и практической хваткой, ушла из медицины в бизнес. Она открыла в Москве модный ночной клуб, позже стала совладелицей крупной фармацевтической компании. Она больше не была музой — она стала успешной, самостоятельной деловой женщиной.

-12

А потом в её жизни произошло событие, о котором она никогда и никому не рассказывала подробно. У неё родилась вторая дочь — Мария. Имя отца ребёнка Друбич хранила и хранит в строжайшей тайне. Это был её окончательный и бесповоротный уход из тени Соловьёва, создание своей, абсолютно частной жизни.

Сегодня 63-летней Татьяне Друбич слава актрисы не нужна. Она нашла своё призвание в благотворительности, став одним из столпов фонда помощи хосписам «Вера».

-13

Она собирает средства, помогает безнадёжно больным, занимается тихой, но колоссально важной работой. Иногда она снимается, но это скорее дань прошлому. Её жизнь наполнена дочерьми и внучками.

Эпилог: Последний телефонный звонок

Сергей Соловьёв умер 13 декабря 2021 года от обширного инфаркта. В день своей смерти он разговаривал по телефону с Татьяной Друбич. Не жаловался на здоровье, просто говорил.

Для неё его уход стал глубочайшим потрясением. На похоронах она выглядела совершенно разбитой. Несмотря на всё — на скандалы, развод, годы раздельной жизни — их связь так и осталась самой важной и роковой нитью в жизни каждого.

-14

Вот такая история. Не про прекрасную музу и гения. А про девочку, чьё детство закончилось в тот дождливый день в купальне, и про мужчину, который не смог устоять перед запретным плодом. История, в которой есть и триумф (приз в Берлине, культовые фильмы), и огромная цена. Цена, которую заплатила беременная жена, оставшаяся одна.

-15

Цена, которую заплатила сама Татьяна, навсегда оставшись в массовом сознании «девочкой Соловьёва». И цена, которую заплатил он, навсегда связав своё имя с историей, которую и сегодня одни назовут великой любовью, а другие — непростительным поступком. Истина, как всегда, где-то посередине, в тишине между кадром и жизнью.