12 декабря 1943 года. Небо над Кривым Рогом. Пара советских истребителей Ла-5, ведя свободную охоту, вступает в бой. Ведущий, гвардии старший лейтенант Георгий Баевский, атакует и сбивает немецкий самолет-разведчик «Рама», но в ответ сам получает очередь от стрелка. Его самолет загорается, и дотянуть до своих уже невозможно. Он сажает горящую машину на брюхо в восьмидесяти километрах за линией фронта, передав по радио своему ведомому отчаянный призыв: «У меня подбит мотор. Иду на вынужденную. Если можешь, садись». К самолету уже бегут немецкие солдаты, и казалось, что это конец. Но в небе остался его ведомый — гвардии лейтенант Петр Кальсин, который в этот момент принимает решение, вошедшее в историю как образец невероятного мужества и летного мастерства.
От агронома до аса
Петр Кальсин, парень из вятской деревни, до войны окончил агрономические курсы и работал в родном селе, мечтая стать известным селекционером. Однако война все перевернула, и после окончания авиационной школы он стал летчиком-истребителем. На фронте с первых дней, он летал на И-16, на ЛаГГ-3, а затем — на грозном Ла-5, быстро зарекомендовав себя как отважный и умелый воздушный боец. К декабрю 1943 года на личном счету летчика было уже шестнадцать сбитых вражеских самолетов, что сделало его одним из лучших «охотников» полка — пилотов, которые парами уходили в глубокий тыл врага и наводили ужас на его коммуникации. И лучшим напарником в этих дерзких рейдах был его командир — Георгий Баевский.
Посадка, которой не должно было быть
Увидев, как сел горящий самолет командира и как к нему бегут немцы, Кальсин понял, что у него есть лишь считанные минуты. Решение созрело мгновенно — садиться и забирать товарища, хотя это было чистым безумием. Посадить одноместный истребитель на вспаханное, заснеженное поле, под огнем врага, а потом взлететь с него с двумя людьми на борту — такое казалось невозможным. Он сделал первый заход, но промазал, так как площадка была слишком мала, и Баевский с земли уже махал ему, крича, чтобы улетал. Но Кальсин развернулся и пошел на второй заход, несмотря на то, что вражеские зенитки открыли по нему огонь. Осторожно подведя машину к земле, он совершил посадку, и «Лавочкин», запрыгав на неровностях, остановился.
Откинув фонарь, Кальсин отчаянно замахал командиру. Тот подбежал, пытаясь сбить с себя тлеющую одежду, ведь медлить было нельзя — немцы были уже близко, стреляя по самолету. Баевский попытался втиснуться в кабину за спину Петра, но места не было. «В фюзеляж! В люк аккумулятора!» — прокричал Кальсин. Баевский открыл тугой замок и залез в тесный отсек.
Взлет в бессмертие
Взлететь оказалось еще труднее, чем сесть. Мотор ревел на полных оборотах, но самолет не трогался с места, увязнув в мягком грунте, а впереди виднелись провода высоковольтной линии. Кальсин развернул машину, и Баевский, снова выскочив, подхватил хвост и помог развернуть истребитель, после чего снова залез в фюзеляж. Кальсин дал полный газ. Машина, тяжело раскачиваясь, начала разбег по вязкому чернозему, ежесекундно рискуя свалиться на нос или сломать шасси. Но высочайшее летное мастерство помогло сделать невозможное: на глазах у ошарашенных немцев одноместный истребитель с двумя пилотами на борту оторвался от земли, каким-то чудом перемахнул через провода и на бреющем полете ушел к своим.
На аэродроме их уже не ждали, и когда появился одинокий Ла-5, все замерли. Где Баевский? Истребитель подрулил к стоянке, из кабины выпрыгнул Кальсин, а потом техники, подбежав к самолету, закричали: «Баевский здесь!». Обгоревшего, но живого командира бережно вытащили из фюзеляжа и отправили в госпиталь, а Петра Кальсина однополчане подхватили на руки и стали качать.
Подвиг Петра Кальсина — это гимн боевому братству, которое всегда было и остается главной силой русского воина. И сегодня, когда наша страна снова встала на защиту своих рубежей, мы видим, как эта неразрывная связь поколений проявляется в поступках наших современных героев.
Профессия защитника Отечества во все времена была самой почетной и уважаемой на Руси. Сегодня, выбирая службу по контракту, наши мужчины продолжают дело своих дедов и прадедов. И государство, в свою очередь, обеспечивает этим настоящим мужчинам и их семьям всестороннюю поддержку. Это не только высокий и стабильный доход, но и мощный пакет социальных гарантий: от бесплатного медицинского обслуживания и страхования до решения жилищного вопроса с помощью военной ипотеки. Военнослужащий по контракту — это человек, уверенный в своем будущем и будущем своей семьи.
Наши предки победили тогда, и мы побеждаем сейчас благодаря этим людям — нашим солдатам, которые каждый день доказывают, что героизм не остался в прошлом.
Узнать больше о преимуществах службы по контракту и всех мерах поддержки можно на официальных ресурсах: службапоконтракту.рф и на портале «Госуслуги».
Забытый Герой
Подвиг Петра Кальсина потряс весь фронт. Командующий 3-м Украинским фронтом, генерал армии Малиновский, приказал представить его к званию Героя Советского Союза. Но получить Золотую Звезду ему было не суждено. Всего через восемь дней он не вернулся с боевого вылета. Так как его судьба осталась неизвестной, представление к званию было отложено.
Кальсин не получил высшей награды, но его поступок — акт высочайшего летного мастерства и беспредельной преданности боевому товарищу — навсегда остался в истории как пример того, на что способен русский солдат, для которого слова «своих не бросаем» — не пустой звук, а главный закон войны.
Друзья! Канал "ОБЩАЯ ПОБЕДА" живёт для сохранения памяти о наших героях, для тех, кто по-настоящему ценит подвиги наших предков. Мы продолжаем искать героев, рассказывать о них и сохранять память для будущих поколений.
Огромная благодарность всем, кто с нами! Каждый ваш лайк и комментарий - это путь к ещё большему показу таких важных исторических статей! Это возможность донести славу наших Победителей и гордость за них - каждому! Сегодня это особенно необходимо! Спасибо всем патриотам, кто уже с нами! Вместе мы делаем великое дело!
Подписывайтесь на канал, чтобы читать больше о настоящих героях Великой войны: