Итальянский дворик Пушкинского музея нежно люблю с детства. Это вольное художественное воссоздание внутреннего двора Палаццо Барджелло, резиденции правителей Флоренции:
О нём напоминают и угловая лестница, ведущая на второй этаж:
... и этот чудесный балкон Донате Браманте:
... и лёгкая аркада, опирающаяся на готические гранённые колонны с пышными капителями:
... и цветные майоликовые рельефы мастерской делла Роббиа:
Правда, вместо открытого итальянского неба над головой – стеклянная крыша, а вместо колодца посреди дворика – шахта старой вентиляционной системы, на месте которой перед Новым годом обычно наряжают ёлку:
Но ощущение того, что вы в Италии, не покидает вас в этих просторных стенах, и кажется, что вот-вот за толстыми стёклами крыши сквозь серые московские облака пробьётся и порадует нас яркое итальянское солнце...
Мне в детстве очень нравились установленные в Итальянском дворике огромные конные монументы, выполненные двумя гениями раннего Возрождения – Донателло и Андреа Верроккьо. Они огромны, а в детстве казались просто гигантскими. Это слепки со статуй 15 века, изображающих итальянских кондотьеров Гаттамелату и Коллеони:
Кондотьеры – так назывались наёмные командиры военных отрядов в средневековой Италии. Военачальники. Италия представляла собой не единое государство, а множество независимых городов-государств, постоянно воевавших друг с другом. При этом собственной армии у них не было: создать профессиональную армию трудно, гораздо проще нанять опытного полководца с готовым войском, заключив с ним контракт («condotta»)
И вот что интересно: кондотьер Эразмо да Нарни по прозвищу Гаттамелата сидит на лошади... босиком:
Такое решение скульптора объясняется тем, что прообразом монумента стала конная статуя римского императора Марка Аврелия, которую Донателло увидел в Риме: облегающий торс панцирь, босые ноги в стременах, голова без шлема, на античный манер.
В Гаттамелате нет жестокой свирепости стоящего по соседству Коллеони: он босиком, с непокрытой головой, лицо спокойное и уверенное... Он был не только воином, но ещё и мыслителем, философом, как Марк Аврелий.
В детстве из этих двоих мне больше нравился именно Гаттамелата, во-первых, из-за красивого имени, которое в переводе означает «пятнистая кошка» и было ему дано за смелость и коварство; во-вторых, из-за того, что босиком; а в-третьих, обратите внимание на хвост его лошади, как мило он завязан бантиком:
Как вы думаете, зачем?
Прошло тридцать лет, и вот появляется ещё одна конная статуя. Кондотьер Коллеони, напротив, неукротимо энергичен и даже свиреп, ребёнок может и испугаться, увидев его лицо:
Если спокойный и уверенный в себе Гаттамелата – само воплощение мудрости и величия, то изображённый в момент битвы Коллеони – яростен и очень жесток. Античные одежды воина-наёмника здесь сменились тяжёлыми рыцарскими доспехами. Автор – Андреа Верроккьо, младший современник Донателло. Микеланджело только-только родился...
Оба монумента были общественными памятниками, они были отлиты из бронзы и украшали площади городов Падуи и Венеции. Они их украшают и сегодня, спустя несколько веков.
А вот, полюбуйтесь на эту красоту, на портал собора в немецком городе Фрейберге:
Фрейбергский портал, или Золотые врата, сочетает в себе тяжесть форм романской архитектуры, господствовавшей в Европе 11 и 12 веков, с изящностью скульптурного декора, характерного уже для готики.
На откосах Золотых врат изображены фигуры библейских царей и пророков, Иоанна Крестителя и Иоанна Богослова:
В полукруглом тимпане над входом – Поклонение волхвов:
На арках-архивольтах – фигуры апостолов и Страшный суд:
Задача этих изображений – донести до прихожан основные положения христианского учения.
Слепок раки святого Зебальда, бронзовый подлинник которой начала 16 века хранится в Нюрнберге:
Сложное сооружение со множеством фигур поражает богатством фантазии и высоким качеством литья. Барельефы изображают сцены из жизни святого. По периметру балдахина расположены фигуры апостолов.
Рядом с ракой святого – Епископское место, выполненное Йоргом Сирлином, часть интерьера собора в Ульме:
Кафедра проповедника. В подлиннике она деревянная, резная и представляет собой образец поздней немецкой готики, отличавшейся любовью к сложным орнаментам и узорам. Стрельчатые арки здесь не полукруглые, а в форме острого наконечника стрелы. Готика – стиль декоративный, лёгкий.
Несмотря на то, что в Итальянском дворике нет ни одного подлинника, не устаю восхищаться его экспозицией. Эти бесценные экспонаты дарят нам уникальную возможность прикоснуться к великому и прекрасному, не отправляясь в далёкое путешествие.
И, кстати, Итальянский дворик Пушкинского музея знаком всем по замечательному фильму Эльдара Рязанова «Старики-разбойники». В одной из сцен ожившие кони кондотьеров Коллеони и Гаттамелаты, словно чёрные демоны, мчатся по ночным залам музея, преследуя перепуганного героя Юрия Никулина:
Так зачем так красиво и даже кокетливо завязан хвост у лошади кондотьера Гаттамелаты, как вы думаете, друзья?