Найти в Дзене
Квартирка в СССР

«Одарённые налево, дефективные направо». Педология в советских школах

Когда-то в советских школах активно трудились педологи. Их целью было изучить каждого ученика вдоль и поперёк, а потом "правильно" распределить по школам и классам. В 1920-х будущую лженауку начали массово внедрять во все советские школы и установили приоритет педологов над педагогами, Постановлением 1936 года полностью запретили, а педагогов реабилитировали. В самом начале советской власти в СССР ещё не гнушались разными буржуазными технологиями, в том числе и в воспитании детей, и активно пытались внедрять их передовые на тот момент идеи у нас. Так случилось с Дальтон-планом, так случилось и с педологией. Педология — изобретение американца Оскара Кризмана, который в конце 19 века предложил проводить тщательное тестирование детей, чтобы сразу отделять тех, кто поглупее, от тех, кто поумнее, и обучать в соответствии с индивидуальными возможностями. В начале 20 века в России тоже начали понемногу продвигать эти идеи, но своего пика педология достигла уже в советское время. Многие извест

Когда-то в советских школах активно трудились педологи. Их целью было изучить каждого ученика вдоль и поперёк, а потом "правильно" распределить по школам и классам. В 1920-х будущую лженауку начали массово внедрять во все советские школы и установили приоритет педологов над педагогами, Постановлением 1936 года полностью запретили, а педагогов реабилитировали.

В самом начале советской власти в СССР ещё не гнушались разными буржуазными технологиями, в том числе и в воспитании детей, и активно пытались внедрять их передовые на тот момент идеи у нас. Так случилось с Дальтон-планом, так случилось и с педологией.

Педология — изобретение американца Оскара Кризмана, который в конце 19 века предложил проводить тщательное тестирование детей, чтобы сразу отделять тех, кто поглупее, от тех, кто поумнее, и обучать в соответствии с индивидуальными возможностями. В начале 20 века в России тоже начали понемногу продвигать эти идеи, но своего пика педология достигла уже в советское время.

Многие известные учёные в то время с гордостью стали именовать себя педологами и открыто писали об этом. Чуть позже это им очень дорого обошлось.

📌 С 1924 года я считаю себя педологом, а не педагогом.
П.П. Блонский, 1928 год

Многим детям тоже «вышло боком» внедрение в школах педологического подхода. Особенно часто дефективными признавались дети рабочих и крестьян, а одарёнными — дети «гнилой интеллигенции». Ведь они априори были в разных «весовых категориях».

Педологи приходили в школы с тестами и анкетами, а также некоторое время проводили в семье наблюдая за подопытными испытуемыми в реальной жизни. Обследовали целыми классами. Процедура включала в себя:

  • Анкетирование: детей и родителей спрашивали о семье, быте, отношении к революции.
  • Антропометрия: измеряли рост, вес, мышечную силу, вычисляли объем лёгких и черепа.
  • Тесты: давали задания на память, внимание, IQ. Использовали тесты Бине-Симона (адаптированные Нечаевым). Дети работали индивидуально или группами.
  • Наблюдение: учителя описывали поведение на уроках, сами педологи описывали ситуацию изнутри (понаблюдав за учеником в домашних условиях).
Тест Бине-Симона
Тест Бине-Симона

📌 Проверьте себя, сможете ли вы успешно выполнить такой тест. Ответьте на вопросы для 15-ти летних:

  1. Назовите причины таких явлений, как голод, богатство, война, революция.
  2. Назовите следствия таких событий, как наводнение, революция.
  3. Разберите басню «Щуки и караси».
  4. Объясните, что такое истина, что такое могущество.

Отдельно проводились тесты по разным предметам. Например, в тестах по языку учитывалась и грамотность, и умение писать сочинения, и каллиграфия. В тестах по математике — умение решать примеры в уме, решение задач.

По результатам обследования составляли педологическую карту с рекомендациями: обычный класс, спецшкола или вспомогательный.​

Для одаренные (IQ >120) создавались опытно-показательные (элитные) школы или создавались специальные условия обучения:

  • Углубленные уроки математики, языков, наук.
  • Малые классы (15-20 человек), лаборатории, интернаты.
  • Акцент на лидерство и творчество.

Отстающие (IQ <80) переводились во вспомогательные школы или классы. Также для таких детей существовали лесные школы. Здесь были:

  • Обучение простым навыкам: чтение, счет, ремесла (шитье, столярка).
  • Изолированные корпуса, мастерские, трудотерапия.
  • Учителя — педологи плюс ремесленники.

Выпускники шли на фабрики, колхозы как неквалифицированные рабочие. Вузы — закрыты, жизнь — тяжелый труд.​

В лесных школах детей попутно оздоравливали, но условия там были довольно жёсткие. Например, практиковались уроки на свежем воздухе – дети занимались в классе без отопления в верхней одежде даже зимой.

Лесная школа 1920-е
Лесная школа 1920-е

Обычные школы давали базовое политехническое образование для всех остальных.

В 1936 г. вышло Постановление ЦК ВКП(б) "О педологических извращениях". В этом Постановлении педологию разгромили и запретили.

Действовала обширная система обследований умственного развития и одаренности школьников, некритически перенесенная на советскую почву из буржуазной классовой педологии и представляющая из себя форменное издевательство над учащимися, противоречащая задачам советской школы и здравому смыслу.
Ребенку задавались стандартные казуистические вопросы, после чего определялся его так называемый «педологический» возраст и степень его умственной одаренности. Все это вело к тому, что все большее и большее количество детей зачислялось в категории умственно отсталых, дефективных и «трудных».
Из текста Постановления «О педологических извращениях»

Педологию объявили лженаукой. Школы уравняли.​ Закрыли кабинеты, ученых репрессировали.

После 1936 года в СССР долгое время не практиковалось никакое тестирование детей, чтобы не нарушать принципы равенства.

Педология создала кастовую систему: элита в спецшколы, остальные — на заводы. Тем не менее некоторые идеи педологии выжили и нашли своё место в советской психологии.

Хотели бы попасть в лапы педолога или рады тому, что нас в советское время не мучали всякими тестированиями?