Когда-то в советских школах активно трудились педологи. Их целью было изучить каждого ученика вдоль и поперёк, а потом "правильно" распределить по школам и классам. В 1920-х будущую лженауку начали массово внедрять во все советские школы и установили приоритет педологов над педагогами, Постановлением 1936 года полностью запретили, а педагогов реабилитировали.
В самом начале советской власти в СССР ещё не гнушались разными буржуазными технологиями, в том числе и в воспитании детей, и активно пытались внедрять их передовые на тот момент идеи у нас. Так случилось с Дальтон-планом, так случилось и с педологией.
Педология — изобретение американца Оскара Кризмана, который в конце 19 века предложил проводить тщательное тестирование детей, чтобы сразу отделять тех, кто поглупее, от тех, кто поумнее, и обучать в соответствии с индивидуальными возможностями. В начале 20 века в России тоже начали понемногу продвигать эти идеи, но своего пика педология достигла уже в советское время.
Многие известные учёные в то время с гордостью стали именовать себя педологами и открыто писали об этом. Чуть позже это им очень дорого обошлось.
📌 С 1924 года я считаю себя педологом, а не педагогом.
П.П. Блонский, 1928 год
Многим детям тоже «вышло боком» внедрение в школах педологического подхода. Особенно часто дефективными признавались дети рабочих и крестьян, а одарёнными — дети «гнилой интеллигенции». Ведь они априори были в разных «весовых категориях».
Педологи приходили в школы с тестами и анкетами, а также некоторое время проводили в семье наблюдая за подопытными испытуемыми в реальной жизни. Обследовали целыми классами. Процедура включала в себя:
- Анкетирование: детей и родителей спрашивали о семье, быте, отношении к революции.
- Антропометрия: измеряли рост, вес, мышечную силу, вычисляли объем лёгких и черепа.
- Тесты: давали задания на память, внимание, IQ. Использовали тесты Бине-Симона (адаптированные Нечаевым). Дети работали индивидуально или группами.
- Наблюдение: учителя описывали поведение на уроках, сами педологи описывали ситуацию изнутри (понаблюдав за учеником в домашних условиях).
📌 Проверьте себя, сможете ли вы успешно выполнить такой тест. Ответьте на вопросы для 15-ти летних:
- Назовите причины таких явлений, как голод, богатство, война, революция.
- Назовите следствия таких событий, как наводнение, революция.
- Разберите басню «Щуки и караси».
- Объясните, что такое истина, что такое могущество.
Отдельно проводились тесты по разным предметам. Например, в тестах по языку учитывалась и грамотность, и умение писать сочинения, и каллиграфия. В тестах по математике — умение решать примеры в уме, решение задач.
По результатам обследования составляли педологическую карту с рекомендациями: обычный класс, спецшкола или вспомогательный.
Для одаренные (IQ >120) создавались опытно-показательные (элитные) школы или создавались специальные условия обучения:
- Углубленные уроки математики, языков, наук.
- Малые классы (15-20 человек), лаборатории, интернаты.
- Акцент на лидерство и творчество.
Отстающие (IQ <80) переводились во вспомогательные школы или классы. Также для таких детей существовали лесные школы. Здесь были:
- Обучение простым навыкам: чтение, счет, ремесла (шитье, столярка).
- Изолированные корпуса, мастерские, трудотерапия.
- Учителя — педологи плюс ремесленники.
Выпускники шли на фабрики, колхозы как неквалифицированные рабочие. Вузы — закрыты, жизнь — тяжелый труд.
В лесных школах детей попутно оздоравливали, но условия там были довольно жёсткие. Например, практиковались уроки на свежем воздухе – дети занимались в классе без отопления в верхней одежде даже зимой.
Обычные школы давали базовое политехническое образование для всех остальных.
В 1936 г. вышло Постановление ЦК ВКП(б) "О педологических извращениях". В этом Постановлении педологию разгромили и запретили.
Действовала обширная система обследований умственного развития и одаренности школьников, некритически перенесенная на советскую почву из буржуазной классовой педологии и представляющая из себя форменное издевательство над учащимися, противоречащая задачам советской школы и здравому смыслу.
Ребенку задавались стандартные казуистические вопросы, после чего определялся его так называемый «педологический» возраст и степень его умственной одаренности. Все это вело к тому, что все большее и большее количество детей зачислялось в категории умственно отсталых, дефективных и «трудных».
Из текста Постановления «О педологических извращениях»
Педологию объявили лженаукой. Школы уравняли. Закрыли кабинеты, ученых репрессировали.
После 1936 года в СССР долгое время не практиковалось никакое тестирование детей, чтобы не нарушать принципы равенства.
Педология создала кастовую систему: элита в спецшколы, остальные — на заводы. Тем не менее некоторые идеи педологии выжили и нашли своё место в советской психологии.
Хотели бы попасть в лапы педолога или рады тому, что нас в советское время не мучали всякими тестированиями?