Хочу поделиться историей своего коллеги. Уже несколько лет мы плотно общаемся с Валерием на тему всяких яхтенных факапов, устройства систем, тенденций рынка. Каждый раз я удивляюсь глубине и разносторонности его яхтенных знаний и умению найти ответ на сложную задачу оперативно. В общем, рекомендую, правда, он вряд ли согласится работать капитаном на меньше, чем 60 футов, ну и сюрвей ему интересен, в первую очередь, технически- сложных яхт, не только парусных.
Я его попросила коротко рассказать о том, как стать профессионалом, но коротко не получилось. Получилось интересно.
Меня зовут Валерий. Немного о себе, для тех, с кем мало знаком. Я профессиональный Капитан/Сюрвейер парусных и моторных яхт до 200 регистровых тонн.
С чего всё начиналось.... Я пришёл в парусный спорт в 14летнем возрасте и остался с ним навсегда))). Всю юность и молодость провёл в яхт-клубах. Там, наравне с тренировками и участием в соревнованиях, постигал тонкости ремонта спортивных яхт. Многое приходилось делать своими руками, так как специально обученных мастеров, как таковых, не было. Тебе выдавали старую яхту и дальше крутись, как хочешь. Хочешь тонуть на каждой тренировке - пожалуйста. Хочешь быть на плаву - пожалуйста, но для этого проведи недели, а иногда даже месяцы, занимаясь ремонтом той самой любимой лодки.
Вместе с любовью к парусному спорту развивались навыки и умения ремонтных работ. Далее Физкультурный Институт, кафедра парусного спорта, соревнования и звание Кандидата в Мастера спорта. Сразу после окончания института - выбор дальнейшей профессии. Выбор был невелик и связан был, конечно, с яхтами. О работе тренера по парусному спорту знал не понаслышке, поэтому, когда поступили предложения работать тренером или идти работать капитаном парусной яхты, я выбрал второе. Это для меня было куда интереснее. В этой профессии опять был опыт ремонта яхт и опыт спортивных соревнований. Позже соревнования отошли на второй план, и я стал работать наёмным капитаном круизных парусно-моторных, моторных яхт.
Постоянные походы, планирование маршрутов, выбор стоянок, полное техническое обслуживание... Чем только не приходилось заниматься капитану небольших яхт. Это большой опыт во всех яхтенных сферах. Часто меня спрашивали, хочу ли я собственную яхту. На этот вопрос я категорически отвечал "Нет". Почему? Да потому, что видел, что такое быть владельцем яхты. Какие сложности могут возникнуть, да и финансовые расходы также немалые. Но я не брал в расчёт все "плюшки", которые дарит яхта, парусная яхта! Крепкий, надёжный дом на воде, на котором можно путешествовать и жить, меняя страны, моря и даже Океаны. Моё сознание воспринимало яхту, как работу, как объект решения поставленных задач и воплощения чужих мечт. Пришло время задать себе вопрос о своей Мечте. И ответ был очевиден! Сорян, немного отвлёкся от рассказа о себе.
На протяжении 20-ти лет я работаю в яхтенной сфере. На небольших яхтах, длиной до 24 метров, работа капитана связана с решением всех задач, которые касаются яхты и даже организации досуга владельца или его гостей вне яхты. Приходилось заниматься даже организацией покупки и продажи яхт, приёмкой и комплектацией новых яхт, с верфи и конечно же послепродажными гарантийными работами, которых, к сожалению, в современном яхтопроизводстве очень много. Столько лет профессиональной деятельности в яхтенной сфере дали мне хороший опыт и массу знаний, которыми я сейчас готов делиться с людьми, которые вступают, вступили или мечтают о вступлении на путь яхтинга. Я активно занялся рефитом своей лодки, всё больше погружаясь в тонкости работы механика, электрика, специалиста по стеклопластику, тику и т.д. Работа затянулась на год, интересно, познавательно, да и нравятся мне различные технические задачи. Но работать- то тоже надо!
Яхты – хобби дорогое. Поэтому бросил свою лодку на берегу и умчал на контракт бороздить воды Италии и Греции. А там опять на новой яхте куча технических задач, которые в сезон решить силами береговых мастеров не представляется возможным - специалисты заняты на месяцы вперёд. А владельцу очень хочется кататься на своей новой яхте. Пришлось всё чинить, менять, апгрейдить, как всегда на ходу, и, желательно, с сохранением гарантии, так как лодка новая.
Вообще, новые лодки с каждым годом всё менее радуют новых владельцев качеством. Приходится много времени проводить в ремонтах. При этом, если стараться делать всё по гарантии, взаимодействуя с верфью, то можно потерять с лёгкостью тёплый сезон. Так как каждое “движение” требует согласования с верфью или с представителями “накрывшегося” оборудования. Ну или устранять финансами владельца, что иногда бывает обоснованно из-за длительных сроков ожидания ответов. Всё зависит от кошелька и нервной системы владельца. Да и не всегда удаётся получить компенсацию или ремонт по гарантии, так как практически на каждой верфи есть отдел юристов, у которых есть конкретная задача - уменьшить затраты на гарантийное обслуживание, отрабатывая свой хлеб. Тем не менее, сезон откатались благополучно, чудом избежав пожара из-за “кривой” сборки электрики на верфи. Пришлось новую яхту почти полностью “перебрать” на ходу.
Всё больше вникая в технические тонкости современных яхт и их несовершенства, пришёл к осознанию, что просто быть капитаном/шкипером никак не выйдет, да и не интересно уже. Решил подкрепить свой технический бэкграунд обучением в Британской морской академии на яхтенного сюрвейера (технического инспектора). Мне уже давно стала интересна тема сюрвея (технического осмотра и дефектовки яхт). Я неоднократно это делал ранее для своих знакомых, друзей и на приёмках новых лодок. Так же доводилось работать вместе с профессиональными сюрвейерами с большим опытом, по долгу капитанской службы, понимая, как мало, я на самом деле знаю, хотя уже более 20ти лет чиню и ломаю яхты))).
Полтора года теоретического обучения, подкреплённого практическими кейсами различного уровня, так как параллельно я уже во всю начал работать в этой сфере и применять новые теоретические знания на практике. И вуаля - я стал сертифицированным яхтенным сюрвейером. В это же время подвернулся контракт по приёмке, наладке и тестированию новой экспедиционной алюминиевой яхты XPM-78 построенной на верфи в Турции. Вот где было поле для анализа качества постройки, переделок и технических решений в разных ситуациях. В течении года я с владельцем “ломали” головы над всем тем безобразием, которое должно было дойти до Северной Америки и в итоге сходить безопасно в Арктику. Переделать пришлось практически все системы! Благо корпус оказался крепким).
Самое страшное для меня в Море – это вышедшая из строя электроника то, что нельзя починить молотком и отвёрткой. И на этой лодке она присутствовала сполна, я бы даже сказал, что не было ничего такого, что бы не управлялось компьютером от PRAXIS (система электронного контроля для коммерческих судов от голландцев). Но такова реальность современного яхтинга. Пришлось настаивать на дублирующих простых решениях после серии отказов электронного управления в Море и даже в маринах. Это, наверное, был самый великий опыт за всю мою карьеру по факапам со стороны электроники и моментальным принятиям решений в момент потери управления. Тем не менее, яхту мы перегнали из Турции на Балеарские острова и потом транспортировали во Флориду, откуда вместе с владельцем дошли до Канады, пройдя всё восточное побережье Северной Америки. В итоге владелец осуществил свою Мечту, сходив со своей семьей в Арктику и благополучно вернулся. Ну а я, обучив его управлять самостоятельно своей яхтой, миссию выполнил и двинулся обратно в Европу, так как там меня ждали уже новые интересные задачи по сюрвею.
Одной из задач была моторная яхта после глобального ремонта в Италии, на которой менялась почти вся электрика/электроника и двигатели. К сожалению, меня пригласили уже на финальной стадии рефита, и мной было составлено много замечаний, как мелких, так и довольно крупных, влияющих на безопасность и несоответствие Итальянским стандартам RINA. Не всё удалось изменить, но глобальное понимание того, что нельзя пускать такие вещи на самотёк у владельца появилось навсегда). Еще было много осмотров состояния лодок. И на каждой я понимаю, что поле знаний и опыта в этой сфере безгранично. Каждая лодка уникальна, со своей жизненной историей и нюансами. Продолжаю учиться….
Связаться со мной можно в личных сообщениях. Советы, консультации - обращайтесь
- Telegram https://t.me/Liubimova_E
- WhatsApp +79262463088